|
|
|
|
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru
Главная Публикации
Ярославская область представляет свою программу развития 20 февраля 2007 г. в Министерстве регионального развития России состоялось заседание, на котором обсуждалась стратегия социально-экономического развития Ярославской области.
Заместитель губернатора региона Вячеслав Блатов представил свое видение будущего территории, стратегических направлений ее развития, документы территориального планирования, выполненные по современным методикам, а также материалы, подтверждающие эффективность федеральных вложений.
Администрацией региона разработана Стратегия социально-экономического развития Ярославской области на перспективу до 2030 г. Документ предполагает переход региона к эффективному, инновационному типу развития. Ярославская область — региональная точка роста России, функционирующая на базе высокой инновационной активности. Это регион с важными промышленными и транспортно-логистическими функциями, современной конкурентоспособной экономикой, в котором уже сегодня созданы оптимальные условия для бизнеса.
Документ отталкивается от нынешнего положения региона. К важным предпосылкам дальнейшего эффективного развития региона следует отнести: имеющийся промышленный потенциал; близость к Москве как к крупнейшему потребительскому рынку; значительный научно-образовательный потенциал; благоприятный бизнес-климат; высокую инвестиционную привлекательность; значительные водные ресурсы; высокий уровень газификации; выдающееся историко-культурное наследие.
Из проблем и иных факторов, ограничивающих развитие, нужно выделить: дефицит электроэнергии; ограниченность свободных трудовых ресурсов; высокий износ основных фондов; значительную внутрирегиональную дифференциацию; плохое качество автодорог, в частности важнейшей трассы Ярославль — Москва.
В качестве базового варианта развития Ярославской области на перспективу предлагается поэтапный переход к инновационному типу развития. Как и для страны в целом, это единственный вариант, способный обеспечить постепенный, но основательный «прорыв по всем направлениям». Реализуя предлагаемую стратегию, Ярославская область способна выдвинуться в число общенациональных лидеров, обеспечивающих решение задачи построения новой экономики России.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г. рассчитана на три этапа.
Содержанием первого, среднесрочного, этапа (2007–2012 гг.) должна стать практическая реализация высокой инвестиционной привлекательности Ярославской области в России и приток прямых инвестиций по приоритетным направлениям стратегического развития, подготовка инвестиционных площадок, реализация пилотных стратегических проектов, формирование и продвижение ярославских брендов. Этап предполагает: подготовку мест инвестирования (проектов, площадок, объектов); стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки внутри региона; создание межрегионального транспортно-логистического центра и свободной таможенной зоны на базе аэропорта «Туношна»; повышение эффективности ключевых предприятий области и бюджетоформирующих хозяйствующих субъектов муниципальных образований, ликвидация их убыточности; привлечение передовых технологий в промышленность.
На втором, долгосрочном, этапе (2012–2020 гг.) предполагается дальнейшее увеличение темпов роста инвестирования в экономику при одновременном росте внутренних затрат на научные исследования и разработки. Это позволит перейти к смешанному модернизационно-инновационному типу развития.
К концу третьего, перспективного, этапа (2020–2030 гг.) предусматривается завершить переход к инновационному типу развития с доминирующей ролью сектора «новой экономики», основанной на инновациях, современных технологиях, наукоемких продуктах и гибких формах организации.
Основными принципами политики администрации Ярославской области по отношению к традиционным отраслям машиностроения должны стать стимулирование сохранения существующей специализации транспортного машиностроения, его технологическая модернизация и повышение наукоемкости. В отношении к химической промышленности основополагающим должно стать ускорение обновления основных фондов, а также соблюдение экологических требований. В пищевой и легкой промышленности предполагается стимулирование формирования специализированных объединений, конечными результатами деятельности которых должно стать производство брендовых продуктов, позиционирующих Ярославскую область и ее районы и города на внешнем рынке. Основными направлениями деятельности администрации в области туризма являются: способствование увеличению разнообразия объектов и мест привлечения туристов, форм организации их времяпровождения; стимулирование строительства гостиниц; формирование положительного имиджа области как туристского региона.
Политика в отношении новых направлений развития региона: реализация мощного узлового и транзитного потенциала Ярославской области: создание на территории вокруг аэропорта «Туношна» транспортно-логистического комплекса и придание ему статуса свободной таможенной зоны; реконструкция важнейшей автодороги Москва — Ярославль —Вологда; модернизация транспортного коридора Ярославль — Рыбинск — Санкт-Петербург; для ликвидации энергодефицита и создания в Ярославской области резервных мощностей, способных обеспечить реализацию стратегических целей, намечено: стимулирование энергосбережения; перераспределение потребителей крупных генерирующих мощностей в пользу производственного сектора, перевод жилищно-гражданского сектора на «малую энергетику»; стимулирование использования альтернативного топлива (торф, щепа, солома, мусор); привлечение инвестиций для строительства на территории области 2–3 крупных электростанций на воркутинском и интинском угле. Муниципальный аспект политики региональной администрации предполагает: создание в каждом муниципальном образовании устойчивой экономической базы, обеспечивающей снижение межмуниципальных контрастов и обеспечение достаточно высокого уровня и условий жизни населения; задать цели стратегического развития для каждого МО, которые должны стать ориентирами для последующей разработки муниципальных стратегий; решить проблему обеспечения транспортной доступности сельских населенных пунктов, свыше 80% которых не имеют связи с автодорогами с твердым покрытием.
Кроме того, Ярославская область предлагает для обсуждения в рамках Центрального федерального округа 11 программ, а также 2 программы в рамках межрегионального сотрудничества и на основе частно-государственного партнерства.
Выявлены основные механизмы реализации стратегии.
Нормотворчество должно быть направлена на создание системы нормативных актов стратегического планирования по этапам реализации стратегии и приоритетным направлениям. Важнейшую роль играют закон Ярославской области «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г.» и распоряжение губернатора «О разработке стратегий муниципальных районов и городских округов Ярославской области» (эти документы должны быть разработаны и приняты органами представительной власти муниципальных образований в 6-месячный срок). Принципиальное значение играет «Программа экономического и социального развития Ярославской области на среднесрочный период (2008–2012 гг.)» и ее утверждение постановлением областной администрации. Такие программы должны приниматься и в дальнейшем на каждые 4–5 лет. Аналогичные программы также должны быть разработаны в муниципальных образованиях. Дальнейшей детализацией программных документов являются оперативные планы и бюджеты администрации области и МО на каждый год реализации стратегии.
Комплексные стратегии и программы региона и МО должны быть дополнены разработкой документов по следующим приоритетным направлениям : Программа развития энергетики и энергосбережения; Программа инновационного развития (разрабатывается в настоящее время); Программа создания и развития транспортно-логистического центра; Программа развития туризма (переработка с учетом положений стратегии); Программа инвестиционной подготовки территории; Программа строительства местных дорог; Программа привлечения мигрантов (разрабатывается в настоящее время); Программа технологической модернизации АПК; Программа создания и продвижения ярославских брендов.
Блок стратегических документов социально-экономического характера должен разрабатываться и утверждаться согласованно со следующими документами проектно-планировочного характера: схема территориального планирования Ярославской области (разрабатывается в настоящее время); схемы (проекты) территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы городов (городских округов).
Важную роль играет постоянный мониторинг достигнутого. Результаты реализации стратегии могут быть оценены как на количественном, так и на качественном уровне. Для количественного измерения результата реализации стратегии используется система показателей развития экономики и оценки уровня жизни населения. На качественном уровне результативность оценивается на основе анкетирования основных групп местного сообщества, принимающих участие в разработке и реализации стратегии (население, бизнес, власть). Мониторинг результатов реализации предложенной программы и оценка их эффективности служат основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта, лучших практик с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке стратегии.
Реализация проекта позволит связать воедино решение следующих задач: превращение Ярославля в один из ведущих транспортно-логистических и торговых центров Европейской России; товарное заполнение созданных в последние годы в Ярославле и области крупных оптово-розничных торговых центров; снижение цен на потребительские товары; улучшение возможностей послепродажного сервиса продукции, произведенной в Ярославской области; усиление межрегиональных функций Ярославля как центра Верхневолжья; стимулирование развитие сферы торговли и услуг вдоль трассы Ярославль — Москва; повышение имиджа области, увеличение притока инвестиций в регион.
Стратегия перехода к инновационному типу развития неизбежно выдвинет Ярославскую область в число общенациональных лидеров, обеспечивающих решение задачи построения новой экономики России, и создаст динамичную и эффективную региональную бизнес-среду. Таким образом, разработанный документ предлагает эффективное решение основных проблем субъекта и обеспечение динамичного развития на перспективу.
По итогам совещания будут выработаны рекомендации по дальнейшей разработке стратегии социально-экономического развития области. Разработка механизмов формирования стратегий российских регионов ведется в рамках межведомственной комиссии по разработке Стратегии социально-экономического развития регионов РФ при Минрегионразвития России. С 2005 г. рассмотрены стратегии социально-экономического развития более 50 субъектов.
Представленные материалы будут использованы при доработке раздела «Пространственное развитие» концепции «Долгосрочного социально-экономического развития РФ», которая должна быть принята Правительством России в марте этого года. Рамочное федеральное видение проблем, целей, задач и механизмов регионального социально-экономического развития регионов России представлено Минрегионразвития в концепции стратегии, одобренной Правительством РФ. Кроме того, с начала 2006 г. вопросы социально-экономического развития субъектов рассматриваются на заседаниях Правительства. Уже были представлены доклады 9 субъектов РФ. На первую половину 2007 г. запланировано рассмотрение стратегий Калининградской, Вологодской, Кемеровской, Свердловской, Иркутской областей, Республик Северная Осетия и Саха (Якутия).
Четко выработанная политика регионального развития России позволит наряду с экономическим и бюджетным планированием выработать рациональное распределение ресурсов и основных инвестиционных проектов по стране; способна обеспечить эффективное использование ресурсов, расположенных в разных частях государства, и снизить дифференциацию уровня жизни в регионах; координирует и направляет развитие инфраструктур хозяйствования и жизнедеятельности; повышает доступность ресурсов; сохраняет природное и культурное наследие.
Данная работа приобретает особенную важность в связи с тем, что необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны по всем критическим направлениям подчеркнул в своем выступлении 20 июня 2006 г. на заседании Совета безопасности Президент России В. Путин.
ООО «Стамко»: Узкая специализация? Это не для нас. ОАО «АОМЗ»: Надежность — наш стиль, ваш успех!. Газификация Ленобласти: работа продолжается. Нефтегазовый потенциал Якутии: состояние изученности и перспективы освоения. Нефтегазоносность Западно-Ямальского шельфа. Новая технология бесщелочной демеркаптанизации углеводородного сырья на основе катализатора Marc. Технология повышения эффективности работы скважин с помощью устройства гидропескоструйной щелевой винтовой перфорации.
Главная Публикации
|
|