Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Подготовка кадров: проблемы и… проблемы


Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова (технический университет) — первое в России высшее техническое учебное заведение, основанное Указом императрицы Екатерины II 21 октября (1 ноября) 1773 г. как воплощение идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке инженерных кадров для развития горнозаводского дела.


В настоящее время в институте обучается более 8,5 тысяч студентов на 6 факультетах. На 40 кафедрах и в филиалах института работают свыше 120 докторов наук и профессоров, более 400 кандидатов наук и доцентов, более 30 академиков российских и международных академий. Но разговор сегодня у нас пойдет о кафедре инженерной геодезии, готовящей специалистов именно этой отрасли, непосредственно связанной со строительством.


11 марта отмечается профессиональный праздник — День геодезии и картографии, поэтому гостем нашего журнала стал доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой В. И. ПАВЛОВ.


— Виктор Иванович, расскажите, пожалуйста, об истории кафедры...


— В 1923 г. на базе кафедры «маркшейдерского искусства» горного института была создана кафедра геодезии. В 1966 г. в институте была открыта новая специальность — «Прикладная геодезия» — с приемом на первый курс сначала 50 человек, затем прием был увеличен до ста человек. Направление деятельности кафедры изменилось — она стала выпускающей. Изменился и цикл преподаваемых дисциплин. Появились такие, как инженерная и высшая геодезия, космическая геодезия и др. Этот учебный план действует и поныне. Обучение длится 4 года 10 месяцев, а далее студенты получают право работать в геодезических организациях в должности инженера-геодезиста. За 30 лет кафедра выпустила около 1 500 инженеров.


В 1996 г. в институте при кафедре «Прикладная геодезия» была открыта новая специальность — «Городской кадастр», а кафедра получила название «Инженерная геодезия». Многие предметы появились в институте впервые, поэтому с их преподаванием первое время были сложности. Мы подключали к преподавательскому процессу специалистов Государственного университета, Аграрного и Архитектурно-строительного университетов.


Конкурс на эту специальность сегодня самый высокий в университете, но принимается только 50 человек, преимущественно с золотыми медалями. Выпускники «Городского кадастра» поступают на службу в земельные комитеты и геодезические организации. Но дефицит в специалистах этого направления сегодня достаточно большой, особенно это относится к специальности «Прикладная геодезия». И причина в том, что в городе работает много компаний, занимающихся геодезическими работами, а мы выпускаем обычно порядка 20 человек, поскольку учиться достаточно сложно, и до выпуска доходят далеко не все.


— Мы коснулись проблемы кадров, есть ли они в университете?


— Спрос на эти специальности порождает проблему кадров и в самом университете. Если раньше студент после окончания вуза стремился продолжить учебу в аспирантуре, то сегодня ситуация обратная. Чтобы «заманить» студента на продолжение обучения, нужно приложить колоссальные усилия. Я могу убеждать, но как заставить человека еще несколько лет за 1 500 руб. в месяц заниматься изучением щук! А совмещать обучение в аспирантуре с работой на производстве довольно сложно.


Та же ситуация и с преподавательским составом. В нашем университете зарплата у преподавателей вполне приличная благодаря системе дополнительных надбавок. А вообще средняя зарплата у профессоров — 6 000 руб. Как следствие, старение преподавательского состава. У нас самому «молодому» доценту кафедры — 50 лет. В институте условия для работы созданы все. Есть необходимое оборудование, налажено компьютерное обеспечение. Однако есть, пожалуй, проблемы с приобретением современных геодезических приборов. Геодезическая техника шагнула далеко вперед, приборы в основном зарубежного производства и очень дорогостоящие (до $3,5 млн.).Кафедра не может самостоятельно заработать средства для приобретения такой техники. В 2006 г. институт приобрел 4 электронных тахеометра, спутниковую систему. Умение работать с такими современными приборами облегчает впоследствии адаптацию молодых специалистов на ином рабочем месте и, соответственно, способствует трудоустройству.


— А как обстоят дела с наукой?


— Хочется несколько слов сказать о науке вообще. Раньше у нас были научно-исследовательские институты, которые занимались различными проблемами, в том числе и геодезическими. Так, среди них можно отметить Центральный научно-исследовательский институт аэросъемки, геодезии и картографии. Из-за отсутствия достаточного финансирования он практически потерял свою былую значимость в стране. Приборы, которые приобретаются за границей, раньше разрабатывались в этом институте. Во Всесоюзном геологоразведочном институте (ВСЕГЕИ), где по штатному расписанию было свыше 2 000 человек, сейчас работают в основном одни пенсионеры. Или Всесоюзный научно-исследовательский институт аэрокосмометодов, где я работал, — он был тесно связан с организациями геодезического профиля; или Институт разведочной геофизики, имевший филиалы в стране. Что с ними теперь? Молодежь из-за низкой заработной платы не желает работать в научно-исследовательских институтах. Ситуация с наукой тяжелая, доктор наук в научно-исследовательском институте получает зарплату чуть больше 5 000 руб. Чем все это грозит, спросите вы? К сожалению, государство не проводит политику, способствующую развитию науки. А ведь все начинается с молодежи. И если я не могу сейчас привлечь молодежь к науке, то что будет дальше, я не знаю.


Есть еще один момент, на котором стоит остановиться. В 2008 г. вступают в силу новые правила поступления в институт. Квалификация «Инженер» упраздняется. Выпускать начнем бакалавров. Обучение сократится до 4-х лет. Дисциплины, включенные в учебный план, будут изучаться с сокращением количества часов. Проведение учебной и производственной практики не планируется. Все это происходит в рамках вступления России в Болонскую конвенцию. Студент на платной основе может продолжить в течение 2 лет учебу в магистратуре. Выпускники кафедры будут обладать общими знаниями без практических навыков в работе. В какой геодезической организации он сможет найти себе применение? Вместо квалифицированных инженеров будем выпускать бакалавров и магистров, а что дальше?!


 

«ОТЛИ»: достигая поставленных целей. Новые гофрированные конструкции в дорожном строительстве. Подготовка транспортных магистралей к зимним Олимпийским играм в Сочи. Вибролитьевая брусчатка — второе рождение мостовой. Лизинговая операция укрепит здоровье вашей фирмы. Северная столица поможет северным регионам. Состав высокопрочных бетонов для высотного строительства.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved