Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Принципы бюджетного стимулирования энергосберегающих мероприятий в России


В сегодняшней России сложилась ошибочная (а называя вещи своими именами — порочная) практика стимулирования различных секторов экономики за счет бюджетных средств.


Утверждать так мне дают право результаты усилий правительств России и субъектов Федерации в различных областях экономики, в первую очередь энергетики и жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), где я профессионально работаю с 1994 г. И если в 90-х годах было оправданием отсутствие денег, то сегодня можно говорить лишь об отсутствии профессионализма, о незнании ответа на вопрос: что и как делать? Не удивительно, что в части бюджетного стимулирования экономики в России почти все и почти всегда происходит в соответствии с афоризмом «хотели как лучше, а получилось как всегда». Мне кажется, что никто просто не пытается разобраться в коренной причине, которая регулярно приводит нас к результату «как всегда». А ведь эта причина есть, и она лежит на поверхности. То, что я попытаюсь изложить в этой статье, на первый взгляд многим может показаться спорным. Возможно, мнение читателей о методах и подходах, которыми мы руководствуемся, принимая решение тратить бюджетные средства на мероприятия по стимулированию экономики, серьезно изменится.


На ум приходит недавнее «крамольное» предложение министра РФ господина Шойгу об упразднении пожнадзора и введении (взамен этой структуры) системы аудиторских проверок, высказанное им в беседе с Президентом РФ В. В. Путиным. Очень порадовал ответ президента: «Давно пора». Такой лаконичный ответ продиктован, очевидно, знанием того, что в развитых европейских странах нет государственных пожнадзоров, а также знанием, почему их нет, а точнее — для чего их нет.


Давайте посмотрим, как европейцы, не имея пожнадзора, тем не менее имеют стройную и эффективную систему надзора за выполнением требований пожарной безопасности. И, что не менее важно, почему после пожара правительство у них в срочном порядке не выделяет деньги пострадавшим, как это делается у нас, с целью «за-ткнуть глотки» недовольным существующим порядком в деле пожарной безопасности.


В функции европейского государства, действительно, не входит надзор за выполнением требований по пожарной безопасности владельцами зданий. Государство у них имеет и исполняет функцию разработки и утверждения таких требований и норм, функцию же надзора выполняет система страхования. Каждый собственник обязан застраховать здание от последствий пожара на сумму возможного ущерба не только для себя самого, но и для третьих лиц. Поэтому в случае несчастья затраты на компенсации и лечение пострадавшим несут страховые компании. Они же при заключении договора страхования проверяют, насколько выполняются владельцами зданий требования по пожарной безопасности. В случае неполного, недостаточного выполнения требований страховая компания просто поднимает процент страховки, в результате владельцу здания становится экономически выгодно выполнить, а то и перевыполнить мероприятия по пожарной безопасности. Так как страховая компания не заинтересована нести затраты на выплаты страховок, она создает действенный механизм по контролю за своими инспекторами, проверяющими уровень противопожарной подготовки у клиентов.


Подобный механизм в развитых странах существует и в вопросах охраны труда. Работодатель обязан застраховать своего работника на сумму не менее..., и страховая компания проверяет, соответствуют ли условия труда нормам, утвержденным государством. Далее все происходит по алгоритму, который был описан для пожарной безопасности.


Давайте проанализируем существующий сегодня алгоритм принятия решений о бюджетных затратах на мероприятия по стимулированию экономики. Для примера рассмотрим мероприятия по энергосбережению, ведь сегодня проблема нехватки энергии выходит на первое место в России. Обратите внимание, уже в самой постановке вопроса мы пытаемся поставить все с ног на голову. В России сегодня проблема не в недостатке энергии, а в ее неэффективном использовании. Ни для кого не секрет, что для производства одного и того же товара в России по сравнению с развитыми странами тратится в полтора, а то и в два раза больше энергии. Говоря же о жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), ситуация еще плачевней. Кстати, следует напомнить, что себестоимость любого товара определяется, по большому счету, только двумя факторами — количеством человекочасов и энергии, вложенными в создание товара, разумеется, не считая налоги. Отсюда вывод: больше энергии затратили при производстве товара, меньше платим рабочим за труд. При этом мировой опыт говорит, что вложения в энергосбережение в разы выгоднее, чем создание новых энергетических мощностей. Итак, бюджетное финансирование проектов у нас выглядит следующим образом. Сначала производится огромный объем работы по подготовке технико-экономического обос-нования проекта, на что зачастую уходят годы и большие деньги, наконец, принимается решение финансировать проект, хотя зачастую к тому времени проект уже устарел. И главное, само финансирование производится через несколько компаний, пускай даже победивших на конкурсе, все равно приходится создавать механизм надзора и контроля, который для порядочных компаний является только помехой в работе по реализации проекта. Недостатки подобной практики видны невооруженным глазом — неповоротливость, неэффективность, коррупция, снижение конкурентной среды.


Почему же мы в России не стремимся к энергосбережению. Тут есть, по меньшей мере, две причины. Во-первых, мы не умеем эти мероприятия проводить и не умеем оценивать их эффективность. Во-вторых, с точки зрения лоббирования, работы по энергосбережению рассредоточены по отдельным объектам, затраты незначительны, а, следовательно, работы по энергосбережению не очень интересны лоббистам.


Вот один очень поучительный пример из области энергосбережения, а точнее эффективной энергетики. В 2000 г. я побывал в Германии, в г. Мюнхен, в составе делегации Московского энергетического института. В это время в Германии началась реформа электроэнергетики. Целью реформы, обратите внимание, было внедрение рыночных отношений в область электроэнергетики, создание конкуренции. Самым удивительным было узнать, что в результате проведения реформы всего через полгода после ее начала цены на электроэнергию в Германии снизились почти на 30%. Суть реформы сводилась к тому, что предприятия электроэнергетики делятся на генерирующие и транспортирующие, а государство начинает контролировать тарифы только на транспортировку (посредник и монополист) электроэнергии, а на ее производство, производитель (источник) устанавливает цены самостоятельно. Другим словами, электростанция в Мюнхене, зная сколько будет стоить транспортировка ее электроэнергии до Берлина, предлагает конечным потребителям в Берлине купить у нее электроэнергию напрямую, а транспортирующая компания обязана передать эту электроэнергию конечному потребителю. Конечно, источник предварительно заключает договор с посредником на транспортировку и оплачивает эту транспортировку по тарифу, утвержденному государством (цена за 1 кВт/км). В результате на рынке Берлина появилось более десятка предложений, а конкуренция между производителями привела к снижению цен. На мой вопрос, за счет чего производители сумели снизить себестоимость производства энергии, в министерстве экономики Баварии ответили, что за счет инвестиционной составляющей. Той, которую производители раньше, нужны инвестиции или нет, вкладывали по максимуму в тариф.


Здесь важно отметить, что в Германии, в принципе, любое лицо может построить электростанцию (у них же нет РАО ЕЭС), то есть, если где-то существует нехватка мощностей, там цена на электроэнергию с учетом транспортировки большая, там появляются инвесторы, строящие новые электрические мощности. Транспортирующая компания при этом обязана подключить созданные мощности к существующим транспортным сетям. К сожалению, именно в части создания конкуренции, а только конкуренция приводит к снижению цены, реформа нашей энергетики (РАО ЕЭС) и пробуксовывает. Почему-то, на мой взгляд, главная задача реформы — создание конкуренции в российской энергетике — не только не выполняется, а даже и не ставится.


Вернемся к Германии. Очень интересно было узнать, как за счет бюджетных средств, стимулируются мероприятия по энергосбережению. Программа по энергосбережению представляет собой только перечень мероприятий: установка счетчиков или замена старых окон на современные (пластиковые), использование альтернативных источников энергии и т. д. Бюджет выделяет на каждое мероприятие столько средств, сколько считает нужным и может; например, в текущем году на стимулирование установки квартирных счетчиков выделяется 10 млн у.е. Далее определяется, что тот, кто установит счетчик, имеет право на компенсацию за счет бюджета в размере, к примеру, 50% от фактически понесенных затрат по установке счетчика. И мероприятия финансируются, пока не закончатся выделенные 10 млн. у.е. Все, кто не успел, имеют право на компенсацию в следующем году, правда, процент компенсации в следующем году уже может быть не 50, а только 25. Такая процедура создана для того, чтобы, с одной стороны, стимулировать потребителя внедрять энергосберегающие технологии, а с другой — не препятствовать конкуренции, оставляя право выбора счетчика и монтажной организации потребителю, а не чиновнику. В результате, применение такого подхода и механизма по использованию бюджетных средств приводит к минимализации лоббирования со всеми вытекающими отсюда последствиями, а главное — к конкуренции со стороны производителей оборудования и работ, а значит, как следствие, снижения стоимости и повышения эффективности мероприятий. Подобный подход не требует создания дополнительных надзорных органов за исключением проверок предприятий производителей работ на предмет уплаты ими налогов, а это и так требуется делать налоговой инспекции, и потребителей на предмет использования «компенсации» единожды. Кстати, у государственной структуры управления ЖКХ наконец-то появится реальная работа — пропагандировать среди населения проведение мероприятий по энергосбережению, обос-новывать необходимость того или иного мероприятия с целью попадания в перечень мероприятий, стимулируемых за счет средств бюджетов. Обратите внимание, при этом не требуется создавать сложных, а зачастую абсолютно не просчитываемых технико-экономических обоснований этим мероприятиям. Если они не нужны, их просто никто не будет делать — таков механизм частичного (совместного) финансирования. Наверно, России сегодня стоило бы иметь программу энергосбережения в качестве национального проекта. И если бы этот проект реализовывали в соответствии с предложениями, изложенными в этой статье, с учетом опыта развитых стран, то мы бы имели право ожидать, что в результате получилось бы не «как всегда», а как надо.


 

«Тупиковость» теплоснабжения России. BAKS — профессиональные системы кабельных трасс. «Уралкотломаш» — надежность и эффективность. Молниезащита объектов связи. Новинка от Legrand — устройства управления и сигнализации Osmoz. Стандарты противопожарного страхования предприятий. Дамба: 20 лет спустя.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved