Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


ЖКХ: 10 лет реформирования отрасли


За несколько последних лет реформирования жилищно-коммунального комплекса Ленинградской области аварийность на объектах теплоснабжения удалось снизить примерно в четыре раза. Именно таков важнейший итог работы властей Ленобласти за период с 2002 по 2006 гг., направивших на реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры только из областного бюджета около 1,8 млрд. рублей. Эти и другие цифры были озвучены председателем Областного комитета по энергокомплексу и ЖКХ Сергеем Борисовичем Мяковым на состоявшемся в конце февраля заседании правительства Ленинградской области. Итак, с какими же результатами жилищно-коммунальная отрасль Ленобласти встретила свой профессиональный праздник — День работников ЖКХ и бытового обслуживания, — который, как известно, празднуется каждое третье воскресенье марта (учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года)?


Надежность — результат бюджетных капвложений


Точкой отсчета в работе властей региона по реформированию жилищно-коммунального комплекса Ленинградской области следует считать Постановление № 32 правительства Ленобласти от 11 сентября 1997 г., утвердившее концепцию этой реформы. Для обеспечения устойчивого функционирования отрасли было принято решение сделать основной акцент на адресных программах капитального ремонта и строительства объектов жизнеобеспечения. Кроме этого, было решено вплотную заняться вопросами оптимизации финансирования и управления в отрасли, совершенствования системы оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и мер социальной поддержки, а также обеспечения экономически обоснованного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.


Основные усилия по реализации адресных программ капвложений в жилищно-коммунальной отрасли пришлись на первую половину 2000 гг., и это наглядно показывают следующие цифры. За период с 2002 по 2006 гг. на реализацию адресных программ капитального строительства и предупреждение ситуаций, связанных с нарушением работы объектов ЖКХ, было направлено 1,8 млрд. рублей.


Учитывая значительное количество (более 600 котельных) и высокую степень изношенности источников теплоснабжения, наибольшее внимание было уделено именно этому сектору ЖКХ. В результате за счет бюджетных средств удалось реконструировать или модернизировать (в том числе с переводом на более эффективные и экономичные энергоносители: природный газ и биотопливо) почти 170 котельных. Работа продолжается, и в течение ближайших полутора лет планируется ввести в строй еще порядка 30 реконструированных или новых котельных, работающих на газе и биотопливе, но уже на инвестиционной основе.


Столь масштабные капиталовложения в реализацию адресных программ реконструкции объектов теплоснабжения муниципальных образований Ленинградской области позволили значительно повысить надежность и экономичность функционирования инженерных систем. Прежде всего систем теплоснабжения. В целом количество отказов в работе коммунальных систем снизилось с 1 360 единиц в 2002 г. до 670 в 2006 г. В теплоснабжении данный показатель снизился с 554 до 144 (или примерно в 4 раза).


При этом только за счет снижения топливной составляющей в производстве тепловой энергии экономический эффект от реализации в 2002–2006 гг. мероприятий по реконструкции котельных в Ленинградской области составляет более 300 млн. рублей в год.


Уровень производства тепловой энергии для коммунальных нужд с использованием газа увеличился с 55% (в 1997 г.) до 72,5%. Соответственно, доля мазута в топливном балансе региона снизилась с 20,7% (в 1997 г.)до 16,5%, угля — с 9,6% (в 1997 г.) до 8%. В натуральном выражении объемы использования мазута сократились с 192 тыс. т (в 2003 г.) до 145 тыс. т, угля — с 187 тыс. т до 148 тыс. т.


На сегодняшний день в Ленобласти газифицировано 212 населенных пунктов. За период с 2002 по 2006 гг. правительством Ленобласти и ОАО «Газпром» (и его дочерними предприятиями) на программы газификации области было выделено около 4 млрд. рублей. Освоение этих средств позволило газифицировать природным газом 37 населенных пунктов Ленинградской области. В их числе города Лодейное Поле, Кириши, Подпорожье и Новая Ладога, поселки Копорье, Калитино, Советский, Рощино, Старая Ладога, Вырица, Лебяжье, Токсово и ряд других.


При этом первично газифицировано и переведено с емкостного на природный газ 54,3 тыс. квартир. Таким образом, прирост газифицированного природным газом жилфонда составил по отношению к уровню 2002 г. 16,4%.


По словам С. Б. Мякова, в 2007 г. Ленобласть планирует произвести работы по программам дальнейшей газификации региона на сумму порядка 2 млрд. рублей. Однако приходится констатировать, что ни в одном из 212 населенных пунктов Лен-области газификация потребителей не завершена на все 100%. Например, во вновь газифицированных поселках как правило выполняется только перевод муниципального жилфонда с емкостного на природный газ (так как данные работы малозатратны). Газификация же частного сектора и даже муниципальных котельных затягивается на длительное время как правило по вине руководителей муниципальных образований.


«Закрыв» основные проблемы с надежностью работы котельных, власти региона приступают к модернизации и других секторов жилищно-коммунального комплекса. В настоящее время в связи с низким качеством питьевой воды в ряде населенных пунктов Ленинградской области Областным комитетом по энергетическому комплексу и ЖКХ разработана и в сентябре 2006 г. утверждена региональная программа «Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой на 2007–2011 годы».


Впрочем, работе систем водоснабжения и канализации внимание уделялось и в предыдущий период. В частности, начиная с 2000 г. в Ленинградской области на основе соглашения между областным правительством и странами Балтийского региона — Данией, Швецией, Финляндией, а также Северным инвестиционным банком и Фондом экологического партнерства «Северное измерение» — реализуется программа «Северная инициатива».


Напомним, что проект «Северная инициатива» направлен на улучшение экологического состояния Балтийского моря за счет реконструкции и модернизации очистных сооружений и канализационных сетей ряда городов Ленобласти (поскольку их плачевное состояние отнюдь не улучшало чистоту балтийских вод…). С 2000 по 2006 гг. объемы финансирования проекта составили 8,2 млн. евро, из них на долю иностранных инвестиций пришлось 4,2 млн. евро. За счет этих средств проводились и будут продолжены работы в четырех городах Ленинградской области — Тихвине, Гатчине, Пикалево, Кировске.


Кроме того, на объектах ЖКХ Ленинградской области было реализовано значительное число пилотных и научно-исследовательских разработок в части внедрения современных технологий энергосбережения, внедрен ряд научных разработок по повышению эффективности работы котельных и других объектов жизнеобеспечения.


Платить иль не платить, вот в чем вопрос…


Конечно, разговор о ЖКХ не может обойтись без такого «больного» вопроса, как оплата жилищно-коммунальных услуг. Реформируя народное хозяйство страны, в том числе и жилищно-коммунальную отрасль, Российское Правительство целенаправленно проводит политику перехода на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг. Радует это, пожалуй, только руководителей органов местного самоуправления (кстати, «на прямую» не подчиненных органам госвласти) и коммунальных предприятий, чьи бюджеты прирастают «полновесным рублем».


Население же сопротивляется этому процессу, как может… Что, впрочем, вполне естественная реакция: по крайней мере со стороны тех, кому за жилищно-коммунальное обслуживание приходится ежемесячно отдавать едва ли не большую половину своей пенсии или зарплаты. Правда, ежегодно принимаемые федеральным центром ограничения по предельному росту тарифов отчасти укротили «коммунальный беспредел», но в целом проблема несоразмерности доходов части населения и стоимости жилищно-коммунальных услуг по-прежнему остается… При этом задолженность населения перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг не идет на пользу как финансовому состоянию последних, так и возможности привлечения частных инвестиций в отрасль.


В среднем по Ленинградской области уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением увеличился с 42% (в 2000 г.)до 81% (в 2006 г.). Но несмотря на достаточно высокий уровень собираемости платежей задолженность населения остается большой проблемой. В прошлом году коммунальными предприятиями было подано более 20 тыс. исков на неплательщиков, по которым судебными органами принимались решения о взыскании задолженности (в том числе 29 решений о выселении граждан).


Выступая с докладом на заседании областного правительства, С. Б. Мяков подчеркнул, что среди муниципальных образований первого уровня (то есть, существующих в границах того или иного района — муниципального образования второго уровня) прослеживается тенденция к об-особлению от единой системы жилищно-коммунального хозяйства районного уровня. На практике это приводит к тому, что уровень затрат на жилищно-коммунальные услуги в городах и сельских поселениях, расположенных в границах одного и того же района, отличается в «разы».


Даже в населенных пунктах, расположенных по соседству, размер оплаты может отличаться в несколько раз. Например, в Выборгском районе затраты на отопление 1 кв. м жилья в городе Выборг составляют 9,5 рублей, а в городе Высоцк — 34 рубля! Другой пример, Всеволожский район: в городе Всеволожск затраты на отопление 1 кв. м жилья — 12 рублей, а в пос. Лесколово — 40 рублей.


Конечно, в городах система жизнеобес-печения менее затратна, чем в сельских населенных пунктах. Однако подобные «разрывы» в стоимости коммунальных услуг крайне негативно влияют на социально-экономическое развитие сельской местности.


Поэтому, с точки зрения консолидации бюджетных средств на обслуживание и капремонт объектов, облегчения финансовой нагрузки на жителей по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также привлечения инвестиций и так далее, желательно, чтобы работой ЖКХ каждого района руководила единая управляющая компания, как подчеркнул С. Б. Мяков, рекомендуя главам муниципальных администраций изменить свою политику в этой сфере. Он также отметил, что необходимо совершенствовать формы социальной поддержки незащищенных слоев населения.


Пожалуй, стоит отметить, что заслушав доклад, глава региона, губернатор Ленинградской области В. П. Сердюков, сделал вывод, с целесообразностью которого трудно не согласиться: «Тарифы на услуги ЖКХ следует увеличивать постепенно, сообразуясь с темпами инфляции и ростом цен на топливо. Тогда удастся избежать ситуаций, когда резкое повышение тарифов в начале года, опережая рост зарплат и пенсий, болезненно «бьет» по семейному бюджету жителей области».


Остается надеяться, что руководители федерального уровня «прислушаются» к этому предложению…


Задачи на перспективу


«Можно долго перечислять позитивные результаты реформы в Ленинградской области, однако приходится констатировать, что в целом ситуацию существенно изменить в лучшую сторону пока не удалось», — обобщил С. Б. Мяков, отметив приоритетные задачи по развитию жилищно-коммунального комплекса области.


В первую очередь, помимо программ реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения, источников теплоснабжения, а также сетевого хозяйства (износ которого в среднем составляет более 75%), предстоит большая работа по акционированию предприятий ЖКХ с целью финансового оздоровления отрасли. Это обеспечит возможность привлечения частных инвестиций в развитие объектов и инфраструктуры, и таким образом удастся снизить непроизводственные затраты и обеспечить повышение качества услуг без значительного роста тарифов.


Кроме того, должны быть созданы привлекательные для инвестора условия возврата вложенных средств. «И здесь, — подчеркнул С. Б. Мяков, — снова приходится останавливаться на необходимости аккумулирования сил и средств как минимум в масштабах района, а в перспективе — и в масштабах области».


Необходимо также развивать новые, более эффективные формы управления: в жилищной сфере — товарищества собственников жилья и управляющие компании, в коммунальной сфере — новые схемы управления муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры (включая концессию) с привлечением специализированных управляющих компаний, развитие частно-государственного партнерства и так далее.


В целях повышения эффективности государственной бюджетной политики средства областного бюджета следует направлять в первую очередь именно тем муниципальным образованиям, которые последовательно развивают эффективные схемы управления активами в отрасли на своих территориях, осуществляют привлечение управляющих компаний в жилищной и коммунальной сферах, способствуют привлечению частных инвестиций.


 

Долевая собственность в кондоминиуме. «Либхерр» представляет на выставке «Баума» новый туннельный экскаватор R 944 C Tunnel Litronic 52. «Агромашхолдинг»: наши машины строят и убирают. МКСМ освоились на Балтике. Автоклавный газобетон на рынке стеновых материалов Санкт-Петербурга и области. Сила в объединении. «НГС-ТЕМПОБУР». Преграды? — Преодолеем!.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved