Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Российский рынок металлов-2006: проблемы роста


По словам заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса, «российская металлургия твердо стоит на ногах и уверенно движется вперед». В то же время коллега Реуса, директор департамента промышленности Минпром-энерго России Андрей Дейнеко, замечает, что несмотря на растущий объем производства (к примеру, только за три квартала 2006 г.рост составил более чем 10%) на отечественном рынке все-таки существует дефицит — сегодня возникла острая потребность в высококачественном металле. Необходимого объема подобной продукции российские производители предложить пока не могут. Причина — технологическое отставание: только около 50% применяемых у нас технологий соответствует лучшим зарубежным образцам.


Экономический потенциал нашей страны «держится» не только на нефти и газе. Вторая по объему составляющая российских поставок за рубеж — это металл: доля металлургии в ВВП страны составляет около 5%1. Вообще, по экспорту металлопродукции наша страна — вторая в мире: ежедневно из России за рубеж уходят тонны никеля (первое место в мире), алюминия и титана (второе место), а также стали (четвертая позиция среди всех мировых экспортеров). Тем не менее несмотря на более чем солидные показатели производства и увеличение спроса на металлопродукцию внутри страны (только внутреннее потребление стальных труб в 2006 г. увеличилось по сравнению с 2005 г. на 27,6% — до 7,7 млн. т2) дефицит этого товара в России все-таки существует. Выражается он в острейшей недостаче высококачественной металлопродукции.


Общеизвестно, что металлургическое производство — одно из самых ресурсоемких. Оно требует огромных вложений в оборудование, технологии и экологию. Но сегодня степень износа основных фондов в производстве черных металлов достигла в среднем 48,5%, в цветной металлургии — 42,5%. Естественно, цепная реакция распространяется на технологии; как следствие, страдает качество конечной продукции. Да, российские меткомбинаты производят все больше готового проката, стальных труб и др., но не всегда качество отечественной металлопродукции соответствует ожиданиям потребителей. Поэтому значительная часть российских потребителей металлов до сих пор предпочитают иметь дело с поставщиками металлопродукции, обладающими известным именем и современными технологиями (Ruukki, Outokumpu, Europipe, Otefal и т. п.). Технологии таких производителей более совершенны, а значит и предлагаемое ими качество выше.


Тем не менее 2006 год, не говоря уже о начале нынешнего, 2007-го, нельзя назвать для российских металлургов неинтересным, а тем более убыточным. И наш краткий обзор итогов прошедшего года это подтверждает.


Черные металлы


О состоянии сегмента производства чугуна, ферросплавов и железнодорожных рельс практически исчерпывающе свидетельствуют объемы экспорта. В стоимостных характеристиках экспорт чугуна вырос на 15%, ферросплавов — на 74,1%, железнодорожных рельс — на 25% (см. диаграмму 1).


Продукция из черных металлов, наиболее востребованная на отечественном рынке, — это прежде всего сталь: горячекатаная и холоднокатаная, сталь с полимерным покрытием, оцинкованная, стали со специальными свойствами, а также стальные трубы. По мнению участников рынка, в 2006 г. был недооценен полимерный прокат. И, как говорят специалисты, легкий дефицит полимерной стали ощущается уже сейчас — вызвано это ожиданием запуска новых мощностей на отечественных предприятиях. Кроме того, в ближайшем будущем неизбежен рост цен на «оцинковку». В образовавшемся «вакууме» конкуренцию отечественным производителям на внутреннем рынке составляют зарубежные поставщики оцинкованного и полимерного проката из Европы. В целом эксперты сходятся в том, что импорт оцинкованного и окрашенного проката высокого передела по сравнению с прошлым может увеличиться в этом году на 15–20%. Примерно то же говорят и металлотрейдеры: они считают, что в этом году потребление металлопродукции в РФ вырастет более чем на 10% — в основном за счет роста в строительстве.


Следует отметить, что эта отрасль сегодня становится одним из основных потребителей высококачественного металла. Это вызвано многими причинами, в том числе начавшимися крупномасштабными инвестициями в рамках национальных проектов, требующих высоких объемов строительства. Например, сельское хозяйство, особенно животноводство и птицеводство, испытывает острый дефицит в производственных площадях (до 50%, по разным оценкам), который не может быть быстро восполнен без применения металлоемких технологий быстрого возведения. В этом сегменте лидируют такие отечественные производители, как обнинский завод «Венталл» (в прошлом году вошедший в состав концерна Ruukki). Его специалисты оценивают рост рынка в своем секторе в 25–30% ежегодно.


Неоднозначная ситуация сложилась в сегменте сталей с особыми свойствами. Как известно, спецстали используются прежде всего при создании высокотехнологичных, наукоемких изделий для автомобилестроения, авиастроения, космоса и т. п. Несмотря на устойчивый спрос ситуация в России с их выпуском пока далека от идеала. И сегодня прогнозы экспертов звучат более чем пессимистично: судьба спецметаллургии России под угрозой3. Причины такого положения вещей состоят в том, что за время глобальных реформ сложившийся еще в СССР круг производителей спецсталей был вынужден частично перейти на выплавку металла рядового сортамента. В сущности, это продолжается до сих пор. По тому же пути пока идет и Китай. Об этом еще в конце 2005 г. заявила Китайская ассоци-ация производителей спецсталей (Special Steel Enterprise Associationof China, SSEA). И пока Россия и Китай сокращают объемы выпуска, европейские металлургические компании расширяют ассортимент, снижают цены и разрабатывают новые уникальные продукты. Например, очень востребованы в современном автопроме и машиностроении спецстали для лазерной резки. Выпуск такого вида стали требует высочайшего качества листа, что подразумевает стопроцентное соблюдение технологий и скрупулезного контроля качества продукции. Естественно, что в связи с развитием сложных, высокотехнологичных производств в России потребность в подобных продуктах будет расти с каждым годом все больше.


Крупнейшим российским производителем еще одного чрезвычайно востребованного в России вида металлопродукции — металлических труб — на сегодня является ВМЗ (холдинг ОМК). По результатам 2006 г., рост выпуска труб ведущими трубными предприятиями РФ по отношению к 2005 г. составил: ОАО «Выксунский металлургический завод» — 154,7%, ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» — 125,7%, ОАО «Северский трубный завод» — 107,5%. Всего же производство стальных труб в 2006 г. составило 7 879 тыс. т,или 117,7% к уровню 2005 г., а суммарные поставки трубной продукции на промышленные предприятия России превысили отметку в 1,1 млн. т. Таким образом, спрос внутреннего рынка вырос на 32% по сравнению с 2005 г., соответственно усилилась и конкуренция между товаропроизводителями. А если учесть, что покупатели с каждым годом повышают требования к техническим характеристикам труб, то в 2007 г. России не обойтись без импортных продуктов. Особенно это касается труб большого диаметра. Все это лишний раз подтверждает предположение аналитиков о том, что в 2007 г.рынок черных металлов ожидает дальнейший бурный рост. При этом очевидна тенденция перераспределения спроса в сторону более высокотехнологичной и специализированной продукции.


Цветные металлы: медь и никель ставят рекорды


Ситуация в российской цветной металлургии намного благоприятнее: именно здесь конкурентоспособность российских предприятий находится на уровне мировых лидеров. Поэтому и оценка состояния, и прогнозы насчет рынка цветных металлов выглядят оптимистично.


Прежде всего 2006 г. стал годом рекордных цен на рынке цветных металлов, и эта тенденция продолжилась в наступившем году. Цена на медь выросла в два раза — до $9 тыс. за тонну в мае 2006-го. Вслед за медью удорожание охватило никель. В феврале 2007 г. был установлен очередной исторический рекорд цены на никель — $39 тыс. за тонну по трехмесячным контрактам и $41 750 за тонну при поставке сразу. Учитывая высокий спрос на этот металл и его недостаточное производство, возможно, что нынешние цены на никель — это еще не предел. Сохранило тенденцию к сильному росту и олово, подорожавшее до $13 100 за тонну.


Что касается потребления на рынке цветных металлов медно-латунной группы, то в 2006 г. оно увеличилось незначительно — не более чем на 3%. В целом емкость внутреннего рынка меди в 2006 г. составила около 120 тыс. т, и примерно 40% из них пришлось на долю УГМК. Вторую и третью позиции по объемам производства разделили Каменск-Уральский и Ревдинский заводы.


По данным Верхнесалдинского металлургического производственного объединения и Титаномагниевого комбината (ВСМПО–АВИСМА), производство титана в 2006 г. выросло на 15%, а к 2012 г. крупнейший в мире производитель планирует увеличить производство титана до 40–44 тыс. т в год. В то же время из-за низкой рентабельности производства и неконкурентоспособности предприятия на международном рынке объем производства магния сократился на 33,9% (до 15,8 тыс. т)относительно аналогичного результата прошлого года, но на фоне «успехов» других цветных металлов это не выглядит негативом.


Вообще, специалисты утверждают, что производственные мощности российских металлургических предприятий значительно возрастут: по выпуску глинозема — более чем на 30%, первичного алюминия — на 25%, рафинированной меди — более чем на 35%, цинка — на 50%. При этом, что немаловажно, уровень загрузки мощностей отечественных меткомбинатов в ближайшие несколько лет приблизится к 100%. Это обусловлено высоким уровнем конкурентоспособности наших предприятий на мировом рынке, а кроме того, соответствием мировым стандартам технических и технологических характеристик новых производственных мощностей. Все вышесказанное — реальность: например, одним из основных событий прошедшего года стал запуск Хакасского алюминиевого предприятия, первого крупного металлургического завода, построенного в России за последние 20 лет. Общий объем инвестиций в проект составил более 750 млн. долларов; проектная мощность завода — 300 тыс. т алюминия в год. Помимо этого, плавно растет стоимость алюминиевого проката, что на состоянии российской цветной металлургии сказывается только позитивно. За счет увеличения спроса со стороны нефтегазового, авиационного и машиностроительного комплексов потребление алюминия по итогам 2006 г. существенно возросло и составило 15%. В итоге основные производители алюминиевых полуфабрикатов увеличили объемы производства с 322 тыс. т в 2005 г. до 371 тыс. т в 2006 г.


Кроме того, в алюминиевом производстве очевиден процесс консолидации активов: основным событием минувшего года стало слияние в октябре 2006 г. лидера мирового алюминиевого рынка «РусАл» (третье место по производству) и группы «СУАЛ», к альянсу которых присоединился швейцарский металлотрейдер Glencore International AG. Не остается никаких сомнений в том, что образовавшаяся в результате слияния Объединенная компания «Российский алюминий» будет целенаправленно наращивать мощности, совершенствовать технологическую базу и укреплять позиции отечественного алюминия на мировом рынке. Сделку планируется завершить к апрелю 2007 г.


Итак, практически все эксперты выражают уверенность в том, что в ближайшем будущем рынок цветных металлов будет стремительно развиваться, а на внутреннем рынке черных металлов, наоборот, расширится присутствие зарубежных производителей. В то же время Минпромэнерго РФ делится с металлургами планами о подготовке Стратегии развития металлургической промышленности страны до 2015 г., которая предусматривает стимулирование развития российской металлургии. Это значительное увеличение инвестиций в металлургический комплекс, в результате чего Минпромэнерго ожидает повышения объемов выпуска металлопродукции на 20–30%, снижения издержек производства на 5–10%, а объемы выбросов металлургических предприятий в атмо-сферу должны сократиться в 1,5–2 раза. Поэтому у отечественной черной металлургии появляются шансы заполнить нишу дефицита высококачественных товаров своей продукцией.


 

«НГС-ТЕМПОБУР». Преграды? — Преодолеем!. Пусть дождь и снег стучат в стекло — у вас уютно и тепло. Ипотека: шаг вперед?. «Интерстройэкспо — 2007». Названо имя строителя года. Интернет для строителя. Реклама сайта компании. Архитектурной мастерской СВС — 15 лет!.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved