Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Рынок сухих смесей регионов России: перспективы региональных и федеральных производителей


В течение шести лет компания «Строительная информация» отслеживает ситуацию на рынке сухих строительных смесей (ССС) России, в частности Санкт-Петербурга, Москвы, а также других регионов и крупнейших городов СНГ.


В декабре 2006 г. закончено очередное ежегодное исследование региональных рынков ССС. Было опрошено более 1 000 строительных организаций из 28 городов, собраны сотни интервью с производителями смесей и торговыми организациями. Часть результатов исследования легла в основу настоящей статьи. В ней мы хотели бы остановиться на особенностях развития рынка ССС в некоторых регионах.


По нашим данным, в конце 2006 г. в России работало 213 предприятий-производителей ССС, 70 из которых расположены в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге. В каждом из 28 областных центров России, где мы подробно рассматривали ситуацию на рынке, работают свои производители смесей. Их число, как правило, невелико. Более десяти местных заводов мы насчитали только в Нижнем Новгороде и области (12 производств), Екатеринбурге и Свердловской области (10), в Новосибирске и области (15). Остановимся более подробно на этих городах. На первый взгляд может показаться, что рыночная ситуация должна быть похожей. Большое количество местных производителей, в т. ч. несколько сравнительно крупных заводов, емкий, насыщенный рынок, развитая сеть розничной торговли стройматериалами (наличие сетевых магазинов — «Суперстрой» в Екатеринбурге, «Ордер» в Н. Новгороде, «Домоцентр», «Практика» в Новосибирске). Однако, как мы покажем ниже, рынок каждого из городов имеет свои особенности, стратегии игроков на рынках могут сильно отличаться.


В Нижнем Новгороде в течение многих лет доминирует продукция местного производителя «ЕК-Кемикал». По нашим подсчетам, в 2005 г. на смеси «ЕК» приходилось 17% рынка ССС Поволжья (диаграмма 1), в Нижнем Новгороде и области доля этой марки — не менее 40–45%. Если рассматривать частоту использования смесей строителями Н. Новгорода, то продукция «ЕК» лидирует по этому показателю в группе клеевых смесей, на втором месте по частоте использования среди штукатурок (после штукатурок «Кнауф»), популярность шпатлевок «ЕК» на одном уровне с общероссийскими лидерами в этой группе «Ветонит» и «Кнауф». Помимо продукции «ЕК» строители сколько-нибудь часто отмечали использование смесей только одной местной торговой марки — «Пирамида» (диаграмма 2). Смеси таких марок, как «Люксор»,«Престиж», «Строители», «Триэс», «Декор», покупают не более 2% нижегородских строителей. Иначе говоря, существенную долю на местном рынке занимает только одна из марок, производимых в регионе. Более того, позиции «федеральных» марок в большинстве ассортиментных групп не сильнее, а в некоторых заметно слабее, чем материалов «ЕК».


В чем-то похожая ситуация сложилась в Новосибирске. Здесь так же есть сильный местный производитель — компания «Геркулес». Однако позиции других марок, выпускаемых в регионе («Диола», «Скала», «Маска», «Профит»), тоже достаточно заметны. Смеси каждой из перечисленных марок покупали в 2006 г. 20–25% новосибирских строителей. Респонденты отмечали покупки продукции и других местных компаний — «Радуга», «Норма», «Флагман» (диаграмма 3). Это показывает, что небольшие местные заводы имеют достаточно хорошую репутацию у строителей и за годы работы обрели группу постоянных потребителей. Судя по всему, положение этих небольших компаний на рынке региона стабильно, и скорее всего какие-либо действия крупной компании-конкурента вряд ли смогут серьезно изменить расстановку сил. Совокупная доля местных заводов явно не меньше 2/3 рынка.


Иначе обстоит дело в Екатеринбурге. Лидеры по частоте использования — марки «Кнауф», «Ветонит», «Церезит» (диаграмма 4). Меньшие, но заметные доли строителей покупали в прошлом году смеси «Крепс», «Старатели», «Монолит», «Брозекс» и «Бергауф». Переходя от частот использования к оценкам объемов продаж, заметим, что единоличного лидера на рынке Екатеринбурга нет: реализация ряда федеральных («Кнауф», «Крепс», «Церезит») и некоторых местных марок («Брозекс», «Уктус») хотя и различается, но описывается числами одного порядка. Совокупная доля 10 местных производителей не превышает 50% потребления.


В конце 2005 г. вошел в строй наиболее мощный на сегодняшний день уральский завод, выпускающий ССС под маркой Bergauf («Современные строительные технологии»). В конце 2006 г. использование его продукции отметили 12% опрошенных строителей Екатеринбурга. Удастся ли новому производителю изменить ситуацию и завоевать существенную долю регионального рынка, или компания пойдет по пути многих не очень крупных в масштабах всей страны производителей, которые поставляют продукцию практически во все регионы, но нигде не имеют значительной доли рынка, — судить об этом можно будет через год-полтора.


Итак, несмотря на сходство рынков по ряду признаков, позиции местных производителей в рассмотренных городах заметно различаются. В чем же причина различий?


Заметим, что из дюжины нижегородских производителей ССС лишь два возникли до 1999 г., один из них — «ЕК-Кемикал». Все остальные заводы открылись значительно позже (большинство — в 2001 г. или позднее). Иначе говоря, в лидеры вышло предприятие, первым из отечественных вышедшее на рынок. В 1997–1999 гг. большинство ныне крупнейших заводов с российским капиталом находилось в процессе становления и не вело активной региональной экспансии.


Из 6–7 наиболее заметных новосибирских производителей 3 возникли в 1998–1999 гг. (в том числе «Геркулес-Сибирь»). Все они сегодня входят в группу лидеров, хотя и имеют разные доли. Наконец, первое предприятие по выпуску модифицированных ССС в Екатеринбурге вошло в строй только в 2000 г., сколько-нибудь мощные заводы начали строиться еще позже.


Очевидно, что местная продукция преобладает на тех рынках, где она появилась раньше, чем началась масштабная экспансия московских и питерских заводов. При таком развитии событий в первые годы конкурентами региональных производителей были материалы зарубежных марок. В 1998 г.эти заводы получили значительное конкурентное преимущество. В Н. Новгороде в то время был один заметный региональный игрок — «ЕК-Кемикал», — которому и достался приз в виде значительной доли рынка. В Новосибирске действующих заводов было больше, что и обусловило несколько другой результат. Наконец, в Екатеринбурге благоприятный момент был упущен — производители появились после того, как рынок освоили производители из Москвы и Санкт-Петербурга.


Разумеется, мы не отрицаем роли других факторов — уровня качества, широты ассортимента, ценовой и маркетинговой политики производителей, их амбиций и инвестиционных ресурсов. Но вопрос времени выхода на рынок, несомненно, один из ключевых.


Результаты наших исследований показывают, что строители, а это основные потребители сухих смесей, довольно консервативны — их предпочтения в отношении марок смесей, раз сформировавшись, с трудом поддаются изменению. Значит ли это, что новые игроки не смогут добиться успеха? Разумеется, нет. Но сегодня для того, чтобы занять сколько-нибудь значительную долю даже сравнительно небольшого регионального рынка, нужны сравнительно большие ресурсы. Причем речь не только о возможности вкладывать значительные средства в рекламу, разработку продуктов, дистрибуцию. Важна и обес-печенность оборотным капиталом на длительный срок — объемы продаж не будут расти быстро.


В 2006 г. на рынке модифицированных сухих смесей произошло знаковое событие — после 9 лет непрерывного прироста число предприятий-производителей впервые сократилось. По нашим данным, в прошлом году вступили в строй 7 новых заводов, ушли с рынка — 14. Все закрывшиеся предприятия очень невелики. Мелкие заводы закрывались и раньше, но это с лихвой компенсировалось открытием новых.


Как нам представляется, процесс ухода с рынка мелких и мельчайших фирм продолжится и дальше. Некоторые из них смогут найти свою нишу (продуктовую, либо будут работать на нескольких постоянных клиентов), но в среднесрочной перспективе(5–10 лет, если не меньше) большинство производителей общестроительных смесей с мощностью до 10–15 тыс. т в год уйдет с рынка. Некоторое количество более крупных региональных фирм сможет дорасти до федерального уровня, либо отстоять свои позиции на региональных рынках. Вполне вероятно и приобретение части успешных региональных производителей более крупными игроками. В любом случае сегодняшнее количество производителей ССС избыточно даже для такой страны, как Россия.


 

Семинар «АВОК Северо-Запад». ЗАО «Первые петергофские реставрационные мастерские»: штрихи к портрету блистательного города. ПРОЕКТЫ ДЛЯ ВОССОЗДАНИЯ, РЕСТАВРАЦИИ, СТРОИТЕЛЬСТВА. Бесценный опыт технического обеспечения реставрации уникального объекта. ЗАО «АлюмоСистем Монолитстрой». Слово — за законодателями. Прислушаются ли они к предложениям практиков?. Больше заводов — хороших и нужных. О промышленном строительстве в Северной столице. Отечественное мобильное оборудование для производства кровли.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved