Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Сергей Круглик: «В сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо и далее совершенствовать законодательство»


Реформирование работы жилищно-коммунального комплекса России — это давнишняя «болевая точка» идущих в последнее в России время экономических преобразований. Прокомментировать ход реформирования отрасли ЖКХ мы попросили руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйствуРФ (Росстроя) Сергея КРУГЛИКА.


–Сергей Иванович, реформа жилищно-коммунального хозяйства страны приобрела своего рода перманентный характер. Начало реформы можно отнести к концу 1980-х гг., а окончания и видимых результатов ее пока не видно. В чем проблема? Что не ладится в деле реформирования ЖКХ?


— На сегодняшний момент еще существует ряд вопросов, которые нуждаются в принципиальном решении на уровне федерального центра. Это проблемы, связанные с предоставлением льгот и жилищных субсидий, ликвидацией перекрестного субсидирования, совершенствованием системы тарифного регулирования и пр. Пока эти задачи не решены, привлекательность работы с жилыми домами для управляющих компаний во многих случаях будет крайне низкой (в связи с существованием т. н. выпадающих доходов). На мой взгляд, даже подготовленный в настоящее время закон о финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального хозяйства не сможет кардинально изменить существующее положение. Постепенно должен сформироваться ясный, прозрачный баланс расходов и доходов — и в управлении недвижимостью, и в осуществлении теплообеспечения, водоснабжения и канализования, и пр. Должна быть проработана четкая схема, гарантирующая элементарную справедливость взаимоотношений: каждый должен платить именно за те ресурсы, которые он потребил, — не больше, но и не меньше, не пытаясь укрыться от уплаты за не полагающиеся ему льготы. Пока это не будет сделано, реформа жилищно-коммунального хозяйства будет осуществляться крайне медленно.


— И что же необходимо сделать для стимулирования этой работы?


— По итогам прошлого года, имеет место снижение динамики роста дебиторской и кредиторской задолженности предприятий отрасли, тем не менее, по сравнению с прошлым годом она увеличилась. Я думаю, что руководство соответствующих государственных структур в регионах должно, наконец, осознать, что жилищно-коммунальное хозяйство — это не только социально-значимый сектор (что, разумеется, так), но и элемент рыночной системы хозяйствования. Своевременная оплата предоставленных услуг и пр. является безусловной нормой. Пока не будет понимания этого, наказания злостных неплательщиков, выстраивания нормальных рыночных отношений —улучшить ситуацию практически невозможно.


— Может быть, нужно что-то еще сделать на федеральном уровне, обеспечить регионы соответствующей нормативно-правовой базой?


— Необходимо и далее совершенствовать законодательство, решать накопившиеся вопросы и проблемы, стимулировать развитие отрасли, но главное — выработка принципиальных подходов к реформированию жилищно-коммунального комплекса и формирование соответствующего правового обеспечения этой реформы — уже сделано. Как говорится, толчок дан, процесс пошел, и его развитие, в основном, теперь зависит от самих его участников. Система подходов на федеральном уровне сформирована, дело за практическим ее применением в регионах. Тут главная задача состоит в том, чтобы был найден разумный баланс между рыночными и экономическими интересами поставщиков услуг ЖКХ и социальными потребностями общества. Уверен, это вполне осуществимо. Конечно, имеется ограничение на рост тарифов оплаты за услуги предприятий жилищно-коммунальной сферы, что влияет на экономику предприятий ЖКХ, но это временное положение, которое будет действовать до 2009 г., и в тех регионах, где проводилась сбалансированная тарифная политика, ограничение не является препятствием для установления экономически обоснованных тарифов на услуги.


— Тем не менее много говорят о существовании актуальных проблем именно в реализации жилищного законодательства.


— Проблемы есть, и будут существовать всегда — это нормально. С одной стороны, невозможно создать норму, идеально учитывающую все аспекты и все интересы; с другой — в любой, даже самый правильный, закон можно внести дополнения, совершенствующие его действие. Когда я говорил о том, что федеральный центр свою задачу выполнил, я имел в виду выработку принципиальных механизмов решения проблем; совершенно очевидно, что из Москвы все вопросы на местах решить невозможно.


В целом же, можно выделить несколько наиболее актуальных существующих вопросов, связанных с реализацией на практике основных положений реформирования отрасли. Коснусь их вкратце.


Во-первых, в настоящее время отсутствует государственный орган, наделенный полномочиями относить и исключать жилые помещения из специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК РФ). Данный фонд — это служебное жилье, общежития, маневренный фонд, дома социального обслуживания, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.


Во-вторых, существует проблема с процедурой признания помещения жилым, пригодным/непригодным, аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время действующим законодательством определено, что соответствующее решение выносит межведомственная комиссия, которая создается собственником жилого фонда.


В-третьих, немало проблем с управлением многоквартирными домами. Процесс перехода к новому способу управления многоквартирными домами уже запущен и идет в разных регионах по своим сценариям. Людям дан выбор — непосредственное управление собственником, управление через ТСЖ, ЖСК или управляющие организации.


Законодательством предусмотрено проведение конкурсного отбора управляющих организаций муниципалитетами, начиная с 1 января нынешнего года. Но если раньше закон не устанавливал срок завершения первых открытых конкурсов, а правительство рекомендовало им лишь полгода, то теперь муниципалитеты могут не торопиться. Самый крайний срок окончания первых конкурсов — 1 мая 2008 г.


Заодно дополнительный шанс «созреть» появился и у собственников. Они могут скооперироваться в любой момент, даже если конкурс уже объявлен.


В среднем по России 20,4% домовладений определились со способом управления. Более 60% из них отдали предпочтение управляющим организациям — муниципальным или частным.


На сегодня остро встала задача поиска оптимальных схем управления многоквартирными домами, перешедшими в собственность нескольких домовладельцев, и правового регулирования отношений между собственниками общего имущества. Эта проблема является на сегодня актуальной для всех городов России.


Я думаю, что 2007 год станет годом активного выбора населения в вопросах содержания своего жилья и готовности органов местного самоуправления к проведению открытых конкурсов по выбору управляющих организаций.


— Можно ли выделить какие-то регионы, где реформирование жилищно-коммунального хозяйства идет наиболее успешно?


— Наилучшие результаты наблюдаются в регионах, где присутствуют экономические стимулы для их создания и органы местного самоуправления оказывают содействие в их реализации.


Вообще, по большому счету, о результатах реформирования ЖКХ на уровне региона говорить сложно. Регионы состоят из множества населенных пунктов, а они — из конкретных людей, живущих в конкретных домах. Сегодня практически в любом регионе существуют эффективные структуры собственников жилья, а также грамотно работающие на рыночных условиях управляющие компании и предприятия отрасли. Для них, в сущности, реформирование уже закончилось. Они отчетливо понимают, какие деньги и за что именно они платят и какие услуги должны быть предоставлены. Но в тех же регионах есть люди, живущие так, будто никакой реформы жилищно-коммунального комплекса в стране не проходит.


Надо четко понимать, что ЖКХ — отрасль специфическая, и без участия самих граждан в решении собственных проблем сделать здесь почти ничего нельзя. Для изменения качества жизни нужна общая работа. Задача федерального центра — обеспечить преобразования соответствующим нормативно-правовым полем; регионы должны создать местные программы и стимулировать проведение реформ, а гражданам-собственникам необходимо понять свою ответственность за то, что делается в их доме, создать ТСЖ, найти управляющие или обслуживающие компании, тщательно контролировать их работу. Только тогда реформа ЖКХ станет реальностью.


В принципе, конечно, можно выделить регионы и города, где такая совместная работа идет наиболее успешно. Это Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Тобольск, Сургут, Новгород Великий, Астрахань, Ростов-на-Дону, Череповец, Новочеркасск и др. В общем, чем более активную позицию занимают региональные власти и сами жители — тем успешнее идет реформирование жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, такую активность мы видим не везде. Поэтому приходится принуждать жителей к созданию товариществ собственников жилья законодательным путем. В Жилищном кодексе предполагалось повсеместное создание ТСЖ к 1 января 2007 г. На практике этих сроков соблюсти не удалось, и период выполнения этой работы пролонгирован до 1 января 2008 г. Причем, если сами жильцы не выберут управляющую компанию, эту задачу будет решать муниципалитет.


К сожалению, еще сильна инерция, многие не осознают себя владельцами своего жилья, не понимают, что это связано с определенными обязательствами и серьезной ответственностью. Тем не менее ситуация постепенно меняется, и чем быстрее это будет происходить, тем успешнее будет реформироваться жилищно-коммунальное хозяйство страны.


 

Железобетон для строителей. Энергосбережение и комфорт. Когда за дело берутся профессионалы. Завод «Старорусприбор» — оборудование отличного качества. Энергосберегающие технологии от ЗАО «ПО Бийскэнергомаш». Оптимальные решения для малой энергетики. Централизованное водоснабжение г. Царское Село.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved