Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Концепция стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока


27 марта 2007 г. в Министерстве регионального развития России состоялась презентация Концепции стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.


В документе представлено видение стратегических направлений развития одного из важнейших макрорегионов России. В Концепции обозначены процессы, определяющие его развитие в долгосрочной перспективе, внешний контекст развития, внутрироссийские условия развития, системные проблемы и стратегические приоритеты, основные сценарии его развития на долгосрочную перспективу. Обозначены риски, цели и задачи развития макрорегиона, приоритетные программы и проекты развития на долгосрочную перспективу.


В ходе обсуждения Концепции стратегии участники совещания отметили необходимость ее доработки в направлении более детальной проработки механизмов ее реализации с учетом стимулирования частного бизнеса к более активному участию в экономическом развитии Дальнего Востока, а также существующих отраслевых и территориальных стратегий развития.


Документ разработан Минрегионразвития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и негосударственными учреждениями в соответствии с Указом Президента РФ от 27 января 2007 г. «О Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей».


Дальний Восток и Байкальский регион (ДВиБР) включает Дальневосточный федеральный округ, а также Республику Бурятию, Иркутскую и Читинскую области. Общая площадь региона составляет 8,07 млн. кв. км (почти половина площади России), населе-ние — 11,3 млн. человек (8% от общероссийского).


В настоящий момент социально-экономическая ситуация на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе остается сложной. Вывоз продукции в другие регионы страны существенным образом снизился по сравнению с началом 1990-х гг. Регион переориентировался на внешние рынки, но при этом закрепилась его специализация на сырьевом экспорте. ДВиБР по качеству своего развития стали отставать от других частей РФ, а тем более от сопредельных зарубежных азиатских регионов. При том, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в Индии в последнее десятилетие фиксируется беспрецедентный экономический рост, российские регионы не в полной мере извлекают для себя положительные эффекты от близости к этому макрорегиону. Это выталкивает Россию в целом на периферию протекающих процессов развития, оттесняет ее на позиции исключительно поставщика сырья и продукции его первичных переделов. В свою очередь такое периферийное развитие создает угрозу демографической стабильности ДВиБР и устойчивости системы расселения. Ситуация, складывающаяся на Дальнем Востоке страны, требует государственного вмешательства.


Большой потенциал развития ДВиБР определяется: Ресурсным потенциалом территорий: Углеводороды. На РФ и страны бывшего СНГ приходится около 60 млрд. т запасов угля. Гидроресурсы. Более 50% ресурсов речного стока РФ и 25% подземных вод сосредоточены на территории региона. При этом используются в настоящее время только соответственно 2% поверхностных, 12,5% подземных запасов. Руды. По данным МПР РФ, прогнозные ресурсы железных руд России оцениваются более чем в 100 млрд. т. Разведанные запасы России могут обеспечивать добычу в стране на уровне 220 млн. т и более в течение более 100 лет. Лесные ресурсы. Плодородные почвы в зоне, пригодной для ведения интенсивного сельского хозяйства. Ландшафтно-рекреационные возможности территорий. Наличием конкурентоспособных производств. Наличием сформированной системы расселения, развитого инфраструктурного хозяйства. Выгодным геоэкономическим и геополитическим положением региона. Его близостью к одному из главных и наиболее быстро развивающих макрорегионов мира.


Исходя из изложенного выше, можно выделить основные системные проблемы региона: Маломощность экономики как по отношению к РФ, так и по отношению к странам АТР. Неэффективная структура ВРП, т. е. низкое качество развития. Характерная особенность Дальнего Востока — преимущественно сырьевая направленность экспорта.


В начале 1990-х гг. экспорт машин, оборудования и транспортных средств в КНР составлял более 34%. В настоящее время он не превышает 2%, в то время как доля сырья, топлива, металлов и необработанной древесины составляет 85–90%.


Объемы импорта из Китая машин и оборудования на 779,3% превышают российский экспорт — $268,85 млн. импорта из Китая против $34,5 млн. российского экспорта. Растет диспропорция в уровне социально-экономического развития регионов ДВиБР с основными территориями РФ. Инфраструктурные ограничения: существенно большие транспортные издержки, связанные с более низкой плотностью населения, удаленностью от основных рынков сбыта страны, менее развитой транспортной инфраструктурой; слабость собственной энергетической базы в ряде регионов, особенно дальневосточных. Сегодня транспортная составляющая в цене товаров в ДФО составляет 55–70% при среднероссийском уровне в 25%. Тарифная политика вместо стимулирования социально-экономического развития российских территорий стимулирует «меридиональный» перехват товарных потоков, когда грузы из центра России доставлять на Дальний Восток нерентабельно, а из Китая, Японии, Южной Кореи выгодно. Хозяйственные связи Дальнего Востока все больше ориентируются не на Россию, а на зарубежье. Доля Китая сегодня во внешнеторговом обороте Читинской области составляет 96%, Амурской области — 71%, Хабаровского края — 47%. Утрата демографического потенциала.


Адекватным ответом на обозначенные ранее системные проблемы развития Дальнего Востока является формирование макрорегиона в Сибирско-Дальневосточной части РФ, состоящего из субъектов Федерации Дальневосточного ФО, Республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей, обладающего глобальной конкурентоспособностью и позволяющего России подключиться к экономическому росту, идущему в странах АТР и Индии, а также обеспечить наиболее продуктивную интеграцию страны в глобальный мир. При этом интеграция ДВиБР в глобальные процессы не должна идти в ущерб связанности РФ.


Каково будет место этого макрорегиона в рамках АТР? Предлагается Россию и, соответственно, Дальний Восток рассматривать в качестве центра управления, ответственного за обеспечение АТР ресурсами развития. Эта позиция задает рамки для специализации субъектов РФ, входящих в создаваемый Сибирско-Дальневосточный макрорегион.


Исходя из существующих мировых тенденций, для развития Дальнего Востока РФ актуальным становится формирование крупных центров управления как индустриальным, так и постиндустриальным развитием.


Ресурсы развития первого типа (индустриальные) являются основой для разработки ресурсов второго типа (постиндустриальных), которые в свою очередь через процессы управления трансформируют ресурсы первого типа, повышая в целом капитализацию ДВиБР. Этот подход предполагает совершенствование системы расселения с целью организации управленческой деятельности масштаба АТР.


Стратегия предлагает в качестве базовых (опорных) центров создаваемого макрорегиона города Иркутск, Хабаровск и Владивосток, как центры субъектов Федерации с наибольшим ВРП. При этом структура ВРП Иркутской области (52,2% услуг и 33,3% промышленности), Хабаровского края (55,4% услуг и 29,2% промышленности), Приморского края (63,7% услуг и 23,1% промышленности) задает определенные рамки для специализации этих городов, ориентируя Иркутскую область в первую очередь на управленческую деятельность с индустриальными ресурсами, Приморский край — с новыми типами ресурсов, а Хабаровский край как зону суперпозиции управленческих воздействий Иркутска и Владивостока на управленческую деятельность.


Главным стратегическим направлением территориальной организации макрорегиона является доформирование его опорного каркаса (совокупности опорных центров и коммуникаций), совершенствование транспортной системы, обеспечение функционирования сельского расселения периферийных районов, развитие природоохранной и рекреационной деятельности.


Особенность ситуации ДВиБР в современных условиях заключается в том, что при сохранении существующей инерции развития, даже при реализации большинства заявленных проектов в сфере добычи сырья, данный российский регион рискует остаться глубокой «двойной периферией»: РФ и АТР.


Второй сценарий рассчитан на новый портфель ресурсов: квалифицированную, мобильную и дорогую рабочую силу, конкурентоспособные технологии, инфраструктурную доступность рынков АТР, сильные рыночные позиции и современные форматы торговли. Соответственно, он предполагает приток инвестиций в новые виды бизнеса и качественный экономический рост, углубление переработки и развитие урбанизации. Важным является выход на рынки США и Японии (установление с ними торговых связей, привлечение инвесторов и пр.).


Наиболее перспективным для запуска этих процессов является проведение саммита АТЭС и создание во Владивостоке товарно-сырьевой биржи, которая может начать свою деятельность с предложений от российских государственных компаний новой линейки энергоресурсов, а также гуманитарных ресурсов: высококвалифицированных услуг по обслуживанию и ремонту, образованию и опережающим исследованиям (способам получения нового знания), экологическим и туристско-рекреационным услугам.


Этот сценарий развития может быть обеспечен только при комплексном освоении природных ресурсов, развертывании на территории производственных звеньев технологических цепочек по глубокой переработке сырья и создания условий для инвестиций в производства и сектора экономики, эксплуатирующие в первую очередь человеческий капитал. Это потребует развития системы расселения, выхода городов ДВиБР на современный этап урбанизации, связанный с ростом агломерации населения и производств, повышения коммуникационной связанности городов с глобальной экономикой и другими частями РФ, создания современной городской среды, привлекающей мобильную рабочую силу, обладающую ключевыми компетенциями, и следующие за ней капиталы.


Для реализации этого сценария стратегическими государственными задачами в отношении развития ДВиБР выступают: Обеспечение устойчивости развития, в том числе воспроизводства ресурсной базы и сохранения природной среды. Привлечение инвестиций, в том числе содействие притоку прямых иностранных инвестиций. Снятие институциональных барьеров для развития: гармонизация тарифной политики, прежде всего на железнодорожном транспорте; формирование эффективных пулов инвесторов для реализации крупных проектов; создание благоприятной бизнес-среды, проведение политики активного привлечения инвесторов (маркетинга территорий ДВиБР). Создание в ДВиБР сети связанных с крупными транспортными узлами и крупными энергетическими объектами особых экономических зон, использующих инфраструктуру данных узлов и объектов (при их новом строительстве — инфраструктуру строек), а также обладающих системой льгот, обеспечивающих их конкурентоспособность по сравнению с аналогичными зонами в АТР и Индии; таможенно-тарифная политика, поощряющая высокие переделы продукции, понижающая эффективность экспортасырья. Повышение устойчивости системы расселения. Реализация миграционных программ, а также программ аккультурации мигрантов, их продуктивной интеграции в российское общество. Пространственное развитие ДВиБР. Инфраструктурное развитие региона. Повышение транспортной связанности внутри региона, а также с другими территориями РФ. Технологический рост производств. Диверсификация основных рынков для поставок продукции, производимой в ДВиБР. Развитие двух основных направлений взаимодействия: южного — Китай и Южная Корея и западного — Северная Америка и Япония. Потенциал взаимодействия с США и Японией в настоящий момент практически не реализуется. Приоритетные программы и проекты развития ДВиБР на долгосрочную перспективу Запуск проектов, обеспечивающих наи-больший мультипликативный эффект для развития макрорегиона и нишевую конкурентоспособность территорий ДВиБР, прежде всего: Реализация проектов, позволяющих обеспечить существенную роль РФ на традиционных российских товарных рынках АТР и Индии: энергетический рынок; сохранение лидирующих позиций на химических рынках, диверсификация номенклатуры поставляемой продукции; развитие металлургического комплекса, включая добычи и поставки на экспорт рудного сырья; укрепление позиций на рынке леса, деревообработки и целлюлозно-бумажной продукции. Реализация проектов, рассчитанных на привлечение инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики Реализация проектов, рассчитанных на подъем инновационно-технологических производств, развитие НИР и НИОК. Снятие инфраструктурных ограничений, в том числе: включение в мировой рынок трансконтинентальных перелетов; развитие портовой системы ДВиБР, обеспечивающей интеграцию РФ в систему морских перевозок в макрорегионе, обсуживающих как экспортно-импортные операции РФ, так и транзит грузов по российской территории; развитие электроэнергетики, включая строительство новых генерирующих источников. Прежде всего, строительство Богучанской ГЭС и последующего каскада Ангарских ГЭС, электроэнергия которых должна быть подана не только в Красноярский край, но и в Иркутскую область, Бурейскую и Нижнебурейскую ГЭС, Харанорскую ГРЭС.


 

Фирма «Р.К.Г.» — надежный застройщик города Пушкина. Метод оптимального терморегулирования в помещении. Взаимовыгодное партнерство. Форум «ТЭК России»: время переходить от слов к делу. О проектировании. Строительно-дорожная техника. ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ. РЕКОНСТРУКЦИЯ. СТРОИТЕЛЬСТВО.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved