Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Дорожно-строительная отрасль России: настоящее и будущее


Охарактеризовать состояние дорожной отрасли России редакция журнала попросила Михаила Борисовича Бурмистрова, руководителя отдела аналитики Информационного агенства INFOLine.


— Как Вы можете оценить инвестиционную активность на ближайшее будущее с учетом реализации правительственных программ и потенциала частного финансирования?


— Огромная площадь территории России обусловливает значимость эффективного транспортного сообщения для сохранения территориальной целостности, геополитического влияния и конкурентоспособности на международном рынке. Однако состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полном объеме обеспечивать потребности экономики нашей страны и конкурентоспособность международных перевозок грузов различными видами транспорта через территорию России. В наибольшей степени приведенное выше утверждение касается такого сегмента транспортной инфраструктуры, как дорожное хозяйство. В то же время объем инвестиций в строительство новых и содержание существующих дорог в России составляет менее 2% ВВП при среднем уровне этого показателя в развитых странах 3–5%. В результате доля транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции в России значительно превышает показатели США и стран Западной Европы. Так, потребление моторных топлив автомобилями в России больше на 40–50% по сравнению со странами Западной Европы, стоимость обслуживания автомобилей — в 2–2,5 раза, срок службы автопокрышек меньше более чем в 1,5 раза, срок службы автомобилей — на 30%.


По состоянию на 1 января 2006 г. в России 600,6 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из которых федеральные автомобильные дороги составляют 47,1 тыс. км, дороги субъектов РФ — 553,5 тыс. км. Несмотря на то что федеральные автомобильные дороги составляют лишь 7,8% от общей протяженности сети автомобильных дорог общего пользования, на них приходится до 50% интенсивности движения. Твердое покрытие имеют более 546 тыс. км автомобильных дорог, остальные 54 тыс. км представляют собой грунтовые дороги. Динамика показателей состояния дорожной сети в 2000–2005 гг. представлена в таблице 1.


Табл. 1. Показатели состояния сети автомобильных дорог России в 2001–2005 гг. (тыс. км)


Основные показатели дорожной сети


На 1 января 2001 г.


На 1 января 2002 г.


На 1 января 2003 г.


На 1 января 2004 г.


На 1 января 2006 г.


Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования, всего:


584,4


588,7


592,6


598,5


600,6


в том числе с дорожной одеждой:


капитального и облегченного типа


360,5


365,3


369,4


372,2


546


переходного типа


171,9


172


171,7


171,9


грунтовые


52


51,4


51,5


54,4


54,6


Федеральные дороги, всего:


46,3


46,6


46,8


46,7


47,1


в том числе с дорожной одеждой:


капитального и облегченного типа


42,2


42,5


42,8


42,9



переходного типа


3,7


3,7


3,7


3,6



грунтовые


0,3


0,3


0,3


0,2



Территориальные дороги, всего:


538,1


542,2


545,8


551,8


553,5


в том числе с дорожной одеждой:


капитального и облегченного типа


318,3


322,7


326,6


329,4



переходного типа


168,1


168,3


168


168,3



грунтовые


51,7


51,1


51,2


54,1



(–) — нет данных


В настоящее время состояние российских автомобильных дорог можно расценить как кризисное, так как в течение 1990–2005 гг. автомобильный парк в России вырос более чем в 2,5 раза, в то время как протяженность автомобильных дорог общего пользования — только на 30%. Количество автомобилей на 1000 жителей в 2000 г. составляло 132,1, а в 2005 г. — 156, при этом обеспеченность автомобильными дорогами в 2000 г. составляла 3,98 км на 1000 жителей, а в 2005 г. — 4,12. В дальнейшем разрыв между темпами роста автомобильного парка и протяженности автомобильных дорог будет возрастать. Так, по оценкам Министерства транспорта, численность парка грузовых автомобилей в России к 2010 г. по сравнению с 2000 г. возрастет на 25%, автобусов — на 12%, легковых автомобилей — на 55–60%, в то время как протяженность дорожной сети — не более чем на 2%.


По данным Министерства транспорта, более 62% федеральных трасс не соответствуют нормативным требованиям по целому ряду характеристик: прочности1, колейности, освещению, безопасности и ряду других показателей. 27% федеральных автомобильных дорог работает в режиме перегрузки, а более 50% грузоперевозок по федеральным дорогам осуществляется с превышением нормативного уровня загрузки дорожной сети. При этом издержки в промышленности и транспортном комплексе возрастают на 20–30% по сравнению с нормативными условиями движения.


Состояние территориальной дорожной сети России характеризуется следующими негативными моментами: - протяженность участков территориальных дорог, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет более 76% от общей протяженности сети; - отсутствие подъездов с твердым покрытием к малым сельским населенным пунктам обусловливает дополнительные затраты на перевозки по грунтовым дорогам, которые в 3–4 раза выше, чем по дорогам с более качественным покрытием — протяженность грунтовых дорог составляет около 220 тыс. км, движение по этим дорогам затруднено в осенне-весенний период, что вызывает значительные потери у сельскохозяйственных предприятий; - около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием, что приводит к стагнации производства и оттоку населения. Следует отметить, что до 2007 г. в России более 540 тыс. км автомобильных дорог не включены в общероссийскую дорожную сеть, но фактически выполняют функции автомобильных дорог общего пользования. В связи с введением в действие федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» это упущение исправлено и к автомобильным дорогам общего пользования отнесены муниципальные дороги. В целом протяженность муниципальных автомобильных дорог составила около 544,3 тыс. км.Полный перечень дорог, которые будут переданы в ведение муниципальных образований или субъектов РФ, в настоящее время находится в стадии формирования, так как федеральные законы №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установили только общие принципы разграничения полномочий и ответственности в части эксплуатации автомобильных дорог между уровнями власти.


Другой острой проблемой является состояние примерно 299,2 тыс. км ведомственных и частных дорог, существенная часть которых по своим параметрам не может быть отнесена ни к одной из категорий в соответствии со строительными нормами и правилами. Их нормальная эксплуатация, с учетом обеспечения движения общественного транспорта, невозможна без проведения работ по доведению до нормативного уровня. Значительная часть частных дорог находится в ведении предприятий, которые зачастую не имеют средств и мотивации финансировать их содержание. Кроме того, более 25% частных дорог в результате ликвидации предприятий остались бесхозными.


Сложившаяся ситуация обусловила необходимость завершения формирования системы классификации автомобильных дорог, для чего было принято Постановление Правительства РФ № 209 от 11 апреля 2006 г. «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в РФ», в соответствии с которым внесены изменения в Постановление «О классификации автомобильных дорог в РФ».


Постановлением Правительства РФ № 209 установлена классификация автомобильных дорог: Автомобильные дороги общего пользования: - относящиеся к собственности РФ (автомобильные дороги федерального значения); - относящиеся к собственности субъектов РФ (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения); - относящиеся к собственности муниципальных образований (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности: — поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений); — муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов); — городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами); - относящиеся к частной и иным формам собственности. Автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).


Также Постановлением Правительства РФ № 209 утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в соответствии с которыми автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются дороги: - соединяющие Москву со столицами сопредельных государств, административными центрами субъектов РФ; - включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями РФ; - соединяющие между собой административные центры субъектов РФ; - являющиеся подъездами от автомобильных дорог общего пользования федерального значения к крупнейшим транспортным узлам, имеющим международное значение (морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным узлам), а также к специальным объектам федерального значения; - являющиеся подъездами от административных центров субъектов РФ, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям. В Постановлении Правительства РФ № 209 определено, что перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и необходимых для обеспечения обороны и безопасности РФ утверждается Правительством РФ, а перечни автомобильных дорог необщего пользования, относящихся к собственности Российской Федерации, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.


Таким образом, Постановление Правительства РФ № 209 позволит ускорить формирование перечня автомобильных дорог, которые будут переданы в ведение муниципальных образований или субъектов РФ, завершить процесс распределения ответственности между уровнями власти и, соответственно, оценить объем финансирования, необходимый для содержания автомобильных дорог на каждом из уровней власти.


— Назовите, пожалуйста, основные российские компаниии-участницы дорожного хозяйства.


— По мнению заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина (интервью опубликовано в издании «Строительная газета» от 6 февраля 2006 г.), в настоящее время в России нет достаточного количества мощных строительных организаций, способных своевременно и качественно осваивать выделяемые на строительство автомобильных дорог средства. Как отметил министр, он сделал подобный вывод на основании итогов строительных работ в 2005 г. на КАД в Санкт-Петербурге и некоторых участках трассы Чита — Хабаровск.


Таблица 2. Уровень загрузки федеральных автомобильных дорог в 2005 г.


Уровень загрузки


Протяженность (тыс. км)


Менее нормативного


24,3


Нормативный


9,8


Выше нормативного менее чем в 1,5 раза


4,2


Выше нормативного более чем в 1,5 раза


8,4


Источник: Министерство транспорта России


Для эффективной реализации крупных инфраструктурных проектов дорожно-строительные компании должны быть мощными финансово-промышленными группами, которые включают в себя финансово-инвестиционный блок (например, банк или управляющая компания, способная привлекать финансовые ресурсы на рынке облигаций), проектные организации, строительные компании и компании, осуществляющие производство строительных материалов (в первую очередь щебень, асфальтобетон и ЖБИ). В российской дорожно-строительной отрасли компаний, в большей или меньшей степени отвечающих перечисленным выше критериям, не много, и крупнейшие из них охарактеризованы ниже.


Следует отметить, что анализ российских дорожно-строительных компаний в настоящее время осложняется их непубличностью: раскрытие информации обычно происходит в преддверии размещения облигационных займов или смены контролирующего акционера. Так, корпорация «Трансстрой» в отчете за IV квартал 2005 г.приводит информацию о конкурентах следующим образом: «Основными конкурентами ОАО «Трансстрой» можно считать строительные и дорожно-эксплуатационные организации Министерства транспорта РФ, строительные организации Министерства промышленности и энергетики РФ, ОАО «Мосинжстрой» и др. В связи с тем, что большинство конкурентов не являются публичными компаниями и получение достоверной информацией об объемах продаж из открытых источников невозможно, информацией о значении долей, занимаемых им самим и его конкурентами на рынке подрядных услуг и на объектах транспортного строительства, эмитент не располагает».


Что касается крупнейших дорожно-строительных компаниий федерального уровня, то можно назвать следующих: «Балтийская Строительная Компания», ОАО Корпорация «Трансстрой», ОАО «Мостотрест», ООО НПО «Космос», ОАО Дорожно-строительная компания «АВТОБАН», ЗАО «Труд», ООО Строительный холдинг «Иландорстрой», ОАО «Дормост», ОАО «Мосинжстрой», ОАО «Центродорстрой» и многие другие.


— Расскажите подробнее о реализации крупнейших проектов строительства дорог.


— Перечислю лишь несколько. Так, холдинг «Балтийская Строительная Компания» принимает активное участие в крупнейших проектах по строительству дорожных объектов. Подразделение «БСК-Санкт-Петербург» принимало участие в строительстве кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, на участке протяженностью 4,5 км, из которых 1,5 км— эстакада над железнодорожными путями и рекой Лубьей. «БСК-Восток» принимает участие в строительстве автодороги федерального значения «Амур» (Чита — Хабаровск), включая строительство мостов и путепроводов.


Важнейшими объектами ОАО Корпорация «Трансстрой» в Москве в 2006 г. стали Четвертое транспортное кольцо, комплекс зданий и сооружений аэропорта «Внуково», завершение работ по реконструкции Боровского и Киевского шоссе, завершение работ по строительству объектов Третьего транспортного кольца, реконструкция Ленинградского проспекта от Беговой улицы до станции метро «Сокол».


В 2006 г. ОАО «Мостотрест» продолжил реализацию следующих проектов: строительство второй очереди КАД вокруг Санкт-Петербурга, участка автомобильной дороги «Дон» в Воронежской области с мостовым переходом через реку Дон, внеклассных автодорожных мостов через реку Неву на кольцевой автодороге Санкт-Петербурга (II очередь), реку Волгу в Ярославле, реку Ангару в Иркутске, реку Вятку у г. Вятские Поляны, совмещенного автодорожного и метромоста через реку Оку в Нижнем Новгороде, вантового моста через реку Москву в Серебряном Бору, железнодорожного Павелецкого путепровода через Б. Тульскую улицу в Москве (II очередь).


ОАО «Мосинжстрой» в качестве генерального подрядчика было построено 12 км из 35 км Третьего транспортного кольца в Москве. — Спасибо за интересную беседу.


 

Петербургский «Метрострой» приобретает новую проходческую машину. Строительство Самарского метро: проблемы и перспективы. ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ. Российские порты на Балтике наращивают мощности. Успех новых технологий. Усть-Лужский порт: все идет по плану. Оценка и подтверждение соответствия в области строительства.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved