Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Виктор Забелин: «Правительство стало больше прислушиваться к мнению строителей»


Предлагаем вниманию читателей окончание беседы (начало см. «Федеральный строительный рынок», № 3, 2007) с президентом Российского союза строителей, членом коллегии Госстроя России, почетным академиком Российской академии архитектуры и строительных наук Виктором ЗАБЕЛИНЫМ. Речь пойдет о решении проблемных вопросов, которые тормозят развитие отечественной строительной отрасли.


–Виктор Никитович, традиционно «узким местом» строительной отрасли в последние годы стал кадровый вопрос. Как, по Вашему мнению, решать эту проблему?


— Как известно, квалифицированных специалистов не хватает уже сейчас и, судя по развитию событий, будет не хватать еще больше. Причем касается это как рабочих, так и (хоть и в меньшей степени) инженеров.


В какой-то мере можно, конечно, рассчитывать на мигрантов и, как их сейчас называют, гастарбайтеров, и в некоторой степени использование их труда позволяет снизить остроту проблемы. Но это неквалифицированная рабочая сила, и очевидно, что кадровый вопрос таким путем не решить.


Отрасли же необходимы специалисты, а их подготовка сегодня не организована. К сожалению, в нашей стране практически полностью разрушена система профессио-нального образования, которая существовала в советское время. В основном техникумы, профессионально-технические училища, учебно-курсовые комбинаты и пр. в последние годы либо закрылись, либо перепрофилировались. Эти учебные заведения переданы в ведение Министерства образования, представители которого довольно смутно представляют, какие работники востребованы, не говоря уже о хронической нехватке финансирования.


Новую же систему подготовки специалистов еще только предстоит создать.В принципе, как мне кажется, можно взять на вооружение пример Германии. Там действует закон, в соответствии с которым абсолютно все предприятия (независимо от того, нанимают ли они новых работников или нет) должны какую-то довольно незначительную долю от общего объема оплаты труда перечислять на обучение рабочих. Средства поступают в соответствующий фонд Общегерманского строительного союза, который организовывает и оплачивает работу примерно 80 технических центров, ведущих подготовку специалистов для строительной отрасли. Таким образом, и у государства нет обременительных забот по формированию системы профессио-нального обучения строителей, и отрасль получает необходимые кадры. Кроме того, такой подход позволяет гибко реагировать на возникающие запросы и готовить именно тех специалистов, чья работа востребована в данный момент на рынке труда. Эти же центры осуществляют переподготовку рабочих, а также занимаются вопросами повышения квалификации.


Существуют проблемы и в высшей школе, хотя, конечно, и не такие сложные. Например, как я говорил, сегодня весьма актуальна проблематика градостроительного планирования, а такой профессии, как «архитектор-градостроитель», в специализированных строительных вузах просто не существует. Сегодня стоит вопрос о возобновлении подготовки таких специалистов. Российский союз строителей со своей стороны старается внести определенный вклад в дело подготовки кадров для отрасли. Нами установлены 10 стипендий для студентов вузов и 10 стипендий для учащихся средних специальных учебных заведений. Они вручаются отличникам учебы, обеспечивая хоть и небольшую, но стабильную финансовую помощь, а также моральную поддержку молодым людям, выбравшим профессию строителя. Но решать проблему, конечно, необходимо комплексно, на государственном уровне.


— Наверное, Российский союз строителей мог бы более активно участвовать в решении этой проблемы, если бы мог действовать на правах общенациональной саморегулируемой организации?


— Да, в настоящее время идет активное обсуждение этого вопроса. Отраслевым саморегулируемым организациям предполагается передать часть функций, которые до сих пор являются прерогативой государства. Если говорить о кадровом вопросе, то переход его решения к общественным структурам целесообразен только в сочетании с формированием источников финансирования (как, например, это сделано в Германии).


— А что Вы думаете об отмене лицензирования в рамках формирования саморегулируемых организаций?


— В настоящее время подготовлено два варианта закона о саморегулируемых организациях. Один из них вышел из недр Комитета по собственности Государственной Думы России (председатель — депутат Виктор Плескачевский), другой разработан фондом «Институт экономики города» (руководитель — Н. Косарева) и поддержан Комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ (председатель комитета — М. Л. Шаккум) и группой депутатов. В ближайшее время они будут рассмотрены Государственной Думой РФ. Мы примем самое активное участие в этой работе. Мы надеемся, что в этом году закон о саморегулируемых организациях будет принят и вступит в действие.


Выход этого закона должен фактически отменить лицензирование в строительной деятельности. Сейчас, как известно, принцип лицензирования сохранен, и деятельность соответствующих органов продлена до 1 июля 2007 г. Есть предложение в качестве своего рода «переходного периода» сохранить такое положение до 1 января 2008 г. Затем еще 2–3 года будут действовать уже выданные лицензии, ну а потом, на наш взгляд, необходимо полностью отказаться от лицензирования и передать эти функции самореугулируемым организациям. Тогда общественные структуры будут определять, способны ли входящие в них компании качественно выполнять те или иные виды работ, и, соответственно, будут нести ответственность (в том числе и материальную) за своих членов в случае каких-то проблем или претензий.


— Виктор Никитович, каково Ваше мнение о техническом регулировании?


— Российский союз строителей долго боролся против принятого закона о техническом регулировании, поскольку считаем его совершенно недееспособным, не соответствующим действительному прогрессу в строительной отрасли. Недавно Государственная Дума, наконец, приняла поправки к этому документу, которые в основном учитывают наши предложения. Так что в значительной мере эта проблема разрешена.


Мы считаем, что необходимо принять регламенты по безопасности зданий и сооружений, а также некоторые специальные регламенты. Кроме того, соответствующие правительственные органы должны разработать свод правил, в соответствии с которыми нужно осуществлять строительную деятельность. После этого предприятия отрасли смогут спокойно и эффективно работать.


— Насколько правительственные структуры прислушиваются к позиции Российского союза строителей при принятии тех или иных решений? Удается ли строительной общественности донести свое мнение до власти?


— Надо сказать, что первое время, причем довольно значительный период, многие государственные органы оставляли наши заявления, предложения и замечания почти без внимания. Может быть, сыграло свою роль превратное представление о том, что мы заинтересованы только в лоббировании узких отраслевых интересов, или излишняя самоуверенность. Но практика показала, что документы и решения, принятые без учета мнения тех, кому их предстояло выполнять, оказывались недееспособными. Документы приходилось изменять, вносить в них корректирующие поправки, причем в значительной степени именно в том направлении, о котором мы говорили.


Когда это стало очевидно, ситуация довольно сильно изменилась. Теперь внимание к позиции нашего союза — как объединения реальных практиков, работающих на строительном рынке, — значительно выросло. Например, меня ввели в состав коллегии при Минрегионразвития, а также в рабочую группу по контролю за ходом реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Первый вице-президент Российского союза строителей Г. К. Веретельников стал членом Общественного совета при Росстрое. Думаю, что это идет только на пользу нашей отрасли.


Мы находимся в постоянном контакте и с профильными комитетами Государственной Думы, и с Правительством России — как с Министерством регионального развития, так и с Федеральным агентством по строительству. Таким образом, в настоящее время Правительство хорошо знает нашу позицию по самым разным актуальным вопросам развития строительного комплекса и стало чаще учитывать наше мнение.


 

МОЗАИЧНЫЕ МИНИАТЮРЫ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. Повышение эффективности изготовления сборных и возведения монолитных конструкций на основе активации смесей. Основная задача развития цементной промышленности — стабилизация строительно-технических свойств цемента. Энергосбережение и пористый бетон XXI века. Формула опалубки. «МАСТ» — производитель электротехнического оборудования. Керамогранит на московском рынке.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved