Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


«Балтийские врата» России


«Ногою твердой стать при море...»


Строительство Балтийской трубопроводной системы, которая позволяет создать новое экспортное направление для транспортировки российской нефти Тимано-Печорского бассейна, Западной Сибири, Урало-Поволжья, и сооружение Приморского терминала по перевалке сырой нефти является одним из наиболее значительных событий года для российской экономики. Россия отправляет на экспорт порядка 100 млн. т нефти, а дефицит нефтяных мощностей в стране составляет примерно 40 млн. т. Экономические потери из-за необходимости прибегать к услугам портов Прибалтики оцениваются на уровне $1,5 млрд. в год. Известно, например, что сборы за транзит российского сырья приносят до 25% доходов в бюджеты Латвии и Эстонии. Транспортные затраты компаний-грузоотправителей по БТС на $3—4 за 1 т нефти ниже, чем затраты по маршрутам через Вентспилс (Латвия) или Одессу (Украина).


После распада Советского Союза в 1991 г. страны Балтии фактически получили монополию на перемещение грузов из России в Европу морским путем. Политика Советского Союза, когда значительные по объему капиталовложения направлялись на развитие портовой военной и коммерческой инфраструктуры в Прибалтике, если цитировать А. С. Пушкина, лишила Россию возможности «ногою твердой стать при море…». Водные пути через регион Баренцева моря для крупных коммерческих перевозок остаются лишь вспомогательными «артериями», а на развитие и строительство портов на балтийском Северо-Западе России средства практически не выделялись. Портовый комплекс Приморска в полной мере отвечает экономическим и политическим интересам России, поскольку в настоящее время в нашей стране остался только один глубоководный порт в Новороссийске. Приморский терминал с глубиной фарватера до 28 м позволяет грузить нефть на танкер с водоизмещением до 150 тыс. т.


Главная цель строительства морских портовых комплексов — обеспечение экономической и стратегической безопасности России и возможности российских производителей экспортировать свою продукцию на мировой рынок независимо от политики других государств. Неудивительно, что Россия связывает с Балтийской трубопроводной системой и развитием портов в Приморске и Усть-Луге большие перспективы.


Так, ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы (БТС) и нового портового комплекса, расположенного вблизи г. Приморска Выборгского района Ленинградской области, дает России возможность получать доходы как от добычи, транспортировки и продажи нефти на внешних рынках, так и в результате предоставления услуг по транспортировке на экспорт нефти стран СНГ. К примеру, БТС, с выходом в танкерный фарватер через терминал порта в Приморске, может стать одним из основных направлений для поставки каспийской нефти в страны Европы.


Первым шагом к реализации проекта по БТС и портового комплекса в Приморске стал Указ Президента РФ «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива», принятый в 1997 г. В январе 2000 г. состоялось утверждение технико-экономического обоснования строительства первой очереди БТС Главгосэкспертизой РФ. Официально строительство началось 31 марта 2000 г. Специалисты, проведя техническую и экологическую экспертизу проекта, высоко оценили экологическую безопасность будущей трубопроводной системы.


Стоимость первой очереди БТС составила порядка $500 млн., которые были инвестированы компанией ОАО АК «Транснефть». Заказчиком проекта является ОАО «БТС», учрежденное компанией «Транснефть» в августе 1999 г. Генеральный проектировщик — ОАО «Гипротрубо- провод», Москва. В состав первой очереди строительства БТС вошли: реконструкция нефтепровода Ярославль — Кириши, новый нефтепровод Кириши — Приморск протяженностью 278,3 км и нефтеналивной терминал, мощностью 12 млн. т, построенный в г. Приморске. Работа велась одновременно на различных строительных площадках. 29 ноября Балтийская трубопроводная система, предназначенная для экспорта российской нефти, была практически полностью готова к эксплуатации. Как сообщил координатор проекта БТС Юрий Соколов, компания «Транснефть», которая ведет строительство системы, завершила закачку технической нефти в новый трубопровод. В декабре 2001 г. резервуары нефтеналивного терминала портового комплекса были заполнены нефтью.


БТС является уникальным инженерным объектом, построенным в рекордно короткие сроки. Протяженность нефтепровода Балтийской трубопроводной системы, которая включает в себя 5 нефтеперегонных станций (НПС), составляет 457 км. В одной только Ленинградской области на строительстве трубопроводной системы одновременно было задействовано более 4 000 человек.


При строительстве подводного трубопроводного перехода через реку Неву впервые в нашей стране применялась современная технология микротуннелирования. На глубине 10 м под речным дном, с использованием немецкого проходческого оборудования, был проложен тоннель, протяженность которого составила 770 м. Здесь «нитка» нефтепровода, проложенного петербургской строительной компанией «ЛЕНИМС», защищена специальным тоннелем с пятью степенями защиты. Размещение основного трубопровода в герметичном «футляре» обеспечивает его высокую надежность и безопасность. Эти и другие работы проводились под контролем специалистов Ленкомэкологии и санитарно-эпидемиологической службы России. Кроме того, оснащение объектов трубопроводной системы средствами механики, автоматики и вычислительной техники позволяет вести диагностику оборудования нефтепровода, мониторинг состояния окружающей среды и эффективно предотвращать чрезвычайные ситуации.


В Приморске построено 10 нефтеналивных емкостей по 50 тыс. т каждая, очистные сооружения, система пожаротушения, энергетический комплекс и многие другие объекты на берегу и в акватории города-порта. От подстанции «Выборгская» до нефтеналивного терминала проведена линия электропередач 110 кВт. Возведены жилые дома для работников порта, а также такие объекты жилищно-коммунального обеспечения, как водопроводное и канализационное хозяйство. По оценке экспертов, порт в Приморске — самый безопасный в России.


Еще в 2001 г. заказчик БТС — компания «Транснефть» — поручила проектному институту «Гипротрубопровод» разработать проектную документацию для строительства второй очереди БТС. Сейчас документация для сооружения второй очереди, которая позволит увеличить объемы годовой перевалки нефти с 12 до 18 млн. т, готова. Принципиально важно, что вторая очередь строительства БТС и развитие порта в Приморске разворачиваются одновременно со сдачей в эксплуатацию первой, поскольку позволяют существенно снизить стоимость проекта. Для строительства второй очереди потребуется порядка 3—5 млрд. руб., выделение которых планирует компания «Транснефть». Третья очередь, ориентировочно, будет создана к 2005—2006 гг. и позволит выйти на главный показатель пропускной способности Приморского порта: 29 млн. т. нефти в год.


Также в Приморске планируется построить нефтеперерабатывающий завод мощностью около 7 млн. т, газовый портовый терминал, газоперерабатывающие заводы... Компания «Транснефть» рассматривает вопрос по возможности прокладки параллельно БТС еще одного трубопровода из Ярославля в Кириши и далее — в Приморск. По нему планируется осуществлять экспорт светлых нефтепродуктов.


Следует упомянуть еще одну перспективу дальнейшего развития Балтийской трубопроводной системы в Тимано-Печорском регионе — строительство нефтепровода по трассе Харьяга — Уса, а также обеспечение транспортными услугами отдельных нефтяных месторождений Ненецкого автономного округа.


Усть-Луга: необходимость и целесообразность


Открытие угольного терминала морского торгового порта Усть-Луга, расположенного в Лужской губе Финского залива, также является значимым событием для отечественной экономики. Согласно проекту, здесь предполагается создание более десяти терминалов для перевалки различных видов грузов. К ним относятся комплексы перегрузки угля, руды, наливных грузов, минеральных удобрений, контейнеров, леса, скоропортящихся продуктов, наливных пищевых грузов, аммиака. Генеральная схема развития морского торгового порта в Лужской губе Финского залива предусматривает строительство многофункционального портового комплекса, оснащенного современным специализированным технологическим оборудованием, с полной проектной мощностью 35 млн. т грузов ежегодно. На этот показатель планируется выйти к 2010 г.


27 декабря состоялось торжественное открытие угольного терминала морского торгового порта Усть-Луга. Первое судно с углем отошло от причалов терминала, и это является фактическим началом эксплуатации нового порта нашей страны. Характеристики подходного канала таковы: длина — 3,7 км, ширина — 150 м, глубина — 14 м.


Первый пусковой комплекс угольного терминала позволит уже в 2002 г. отгрузить на экспорт 1 млн. т угля. В первую очередь включены: угольный терминал, линия электропередач, подстанция и автомобильная дорога. Вместе с тем продолжатся работы по монтажу специализированного технологического оборудования — судопогрузочных машин, вагоноопрокидывателей типа «Тандем», универсальных складских машин «стакер-реклаймеры», перегрузочных конвейерных линий. Это обеспечит погрузку 3,5 тыс. т угля в час.


Институтом ОАО «Ленгипротранс» выполнен рабочий проект «Внешний железнодорожный транспорт» порта Усть-Луга с пропускной способностью 9 млн. т в год и дальнейшим развитием до грузооборота 35 млн. т в год. Проектом предусмотрено строительство припортовой железной дороги с дополнительными путями для оборота вагонов, припортовой железнодорожной станции «Лужская» и капитальный ремонт существующего участка железной дороги Веймарн — Котлы — Усть-Луга.


К концу 2003 г. угольный терминал должен достичь своей полной проектной мощности — 8 млн. т угля в год. В роли поставщиков угля выступают предприятия Печорского бассейна и Кузбасса. Заказчиком-застройщиком угольного терминала является ОАО «Ростерминалуголь».


Проектом развития порта предусматривается строительство комплекса по перегрузке минеральных удобрений с грузооборотом 5,5 млн. т в год. Первая очередь, которая должна войти в строй в 2003 г., обеспечит перевалку 2,5 млн. т в год. Объем инвестиций для реализации первой очереди составит около $18,5 млн., общая стоимость проекта по данному терминалу — порядка $35 млн. Современная высокопроизводительная технология перегрузки удобрений будет обеспечена специализированной системой аспирации и вентиляции, что позволит уменьшить до минимума отрицательные воздействия на окружающую среду. Заказчик-застройщик терминала — ОАО «Росхимтерминал». Инвесторами проекта выступают ОАО «Компания Усть-Луга» и крупнейшие российские производители минеральных удобрений — ОАО «Акрон» и ОАО «Сильвинит».


Далее в Усть-Луге будут возводиться лесной, бункеровочный и контейнерный терминалы. Лесная отрасль традиционно является одной из ведущих отраслей экономики России и играет значительную роль в развитии экономики Ленинградской области. Лесной терминал в порту Усть-Луга, который предоставит российским экспортерам и иностранным покупателям лесоматериалов широкий спектр дополнительных услуг по сортировке и переработке леса, хранению, сушке, пакетированию пиломатериалов, таможенной обработке грузов, повысит интенсивность развития лесопромышленного комплекса на Северо-Западе России. Грузооборот лесного терминала должен составить 1,1 млн. т пиломатериалов в год. Кроме того, в составе перегрузочного комплекса предусмотрено строительство деревоперерабатывающего производства. Заказчик-застройщик лесного терминала — ОАО «Балтлеспорт». Инвестором проекта является ОАО «Балтийский лесопромышленный холдинг».


Терминал наливных грузов предназначен для отгрузки на экспорт нефтепродуктов и жидких химических продуктов нефтепереработки (этилбензол, изопропен, стирол и другие), а также для бункеровки судов топливом. Общий проектный грузооборот терминала — 5,5 млн. т в год. Первая очередь терминала будет введена в эксплуатацию в 2003 г. Его заказчиком-застройщиком является ОАО «Роснефтьбункер», а инвестором проекта — ЗАО «Петербургский нефтяной терминал».


Экспорт черных и цветных металлов также занимает важное место в российской экономике, поскольку более 60% от общего объема производства черных металлов и более 80% алюминия направляется на экспорт. Терминал генеральных грузов будет обеспечивать перевалку металлов, продукции целлюлозно-бумажной промышленности, пакетированных, крупногабаритных и тяжеловесных штучных грузов, машин и оборудования. Проектом предусмотрено поэтапное увеличение мощности терминала от 1,5 млн. т в год (первая очередь) до 4 млн. т (полное развитие). Заказчик-застройщик терминала генеральных грузов — ОАО «Ростерминалгенгруз».


Контейнерные перевозки являются наиболее прогрессивным и универсальным способом транспортировки грузов, позволяющим осуществлять поставки товаров «от двери до двери» и обеспечивать их сохранность. Терминал перегрузки контейнеров в Усть-Лужском порту будет оснащен самым передовым технологическим оборудованием для погрузочно-разгрузочных операций, складирования, хранения и учета, оформления товаросопроводительной документации. Проектная мощность первой очереди контейнерного терминала — 1 млн. т в год, а при полном развитии терминал будет способен ежегодно обрабатывать до 4,5 млн. т грузов. Заказчик-застройщик контейнерного терминала — ОАО «Росконтейнертерминал».


Проектом строительства порта предусмотрена организация регулярного железнодорожного паромного сообщения на линии Усть-Луга — Калининград — порты Германии. Паромная переправа свяжет Калининград с остальной частью России, поэтому ее строительство — приоритетный проект для Правительства РФ. В реализации проекта заинтересована и принимает активное участие германская сторона.


Два новых портовых комплекса Ленинградской области — в Приморске и Усть-Луге — уже внесены в российский и международный реестры по судоходству. Кстати, Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург) начала готовить судоводителей и лоцманов к эксплуатации портов Балтийской трубопроводной системы. Используя тренажеры, которые имитируют плавание по фарватеру от порта в Приморске к основным судоходным каналам в восточном секторе Финского залива, мореходы учатся водить танкеры с осадкой 15 м, которые будут швартоваться к новому терминалу практически ежедневно.


Проектная перерабатывающая мощность новых портов России: 30 млн. т нефти, которая будет направляться на отгрузку через Приморск, и 35 млн. т грузов через Усть-Лугу — является высокой даже в мировых масштабах.


 

Шинопроводы для поэтажного распределения электроэнергии в административных зданиях. Утилизация мусора по-скандинавски. Denkmal 2002: петербургские реставраторы подтверждают класс. Роль морского транспорта в освоении шельфа России. Проблемы изучения и освоения сырьевой базы нефти и газа Северо-Запада России. В бюджете 2003 г. появится новый фонд — фонд развития инфраструктуры. Дороги начинаются с геотекстиля.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved