Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Экологи ждут стабильности в законодательстве


Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга разработал проект Экологической политики СПб на период с 2008 по 2012 годы. Обсуждение нового документа и стало темой интервью с заместителем председателя Комитета Н. Д. СОРОКИНЫМ.


Николай Дмитриевич, в 2002 г. в городе были разработаны и приняты Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 годы (Основные направления). Чем принципиально отличается нынешний проект от Основных направлений?


— Основные направления, о которых вы говорите, действуют до 31 декабря 2007 г. Учитывая это, в прошлом году наш Комитет разработал промежуточный отчет с анализом их выполнения. Этот отчет мы представили общественности на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Уже тогда было видно: то, что намечалось на 5-летний период, практически выполнено. По промежуточным результатам Комитет приступил к разработке нового политического документа, который назвали «Экологическая политика Санкт-Петербурга на период 2008–2012 гг.». Экологическая политика — это тот набор принципов и приоритетов, которыми должны руководствоваться основные городские структуры. Если вы посмотрите и сопоставите эти два документа, то первое, что бросится в глаза, следующее: новый проект на первое место выносит создание системы государственного управления окружающей средой в Санкт-Петербурге. Это стало возможным благодаря тому, что сейчас у субъектов федерации появились большие полномочия по вопросам охраны окружающей среды. Стало понятным, что без передачи регионам части полномочий в решении экологических вопросов проблему будет не решить.


— Помнится, даже Комитет Государственной думы по экологическим вопросам был упразднен…


— Да, был такой факт, но потом его восстановили. В 2002 г. был принят новый Закон по охране окружающей среды, который впервые предоставил полномочия субъектам Федерации, а дальше этих полномочия становилось все больше. За последние полтора года, например, наш Комитет получил 54 новых полномочия. Назрела необходимость создания единой системы государственного регионального управления, потому что в той или иной мере эти полномочия между собой увязаны. На одно из первых мест для нас выходит охрана окружающей среды и природных ресурсов. В предыдущие годы природными ресурсами мы особо не распоряжались. Немножко просматривалась вода. Сейчас, после того, как субъектам Федерации передали полномочия по недрам, у города появились заботы, которых раньше не было. Что дают недра на территории Санкт-Петербурга? Во-первых, подземные воды, ими у нас обеспечивается 20% территории города. Это вся территория Курортного района, Кронштадта, часть территории Красносельского района и весь Петродворцовый.


— В Кронштадте тоже есть буровые скважины?..


— Нет. В Кронштадт питьевая вода поступает по трубопроводу из скважин, пробуренных на Ижорском плато Ленинградской области. Вторая проблема, связанная с недрами, — это освоение и эксплуатация подземного пространства. У нас, кроме метро, есть 260 км коллекторов глубокого залегания такого же диаметра, как метро, проложенные по городу, и по ним транспортируются канализационные стоки. И третье: 3,5% территории города — погребенная когда-то гидросеть. Это больше 120 рек и каналов, это погребенные болота, пруды, озера. Беда не в том, что они погребены, а в том, что они всегда содержат органику, и она гниет. При ее гниении появляется природный газ — метан. Он может накапливаться в подземных сооружениях, создавая угрозу взрыва. Он способен изменять плотность пород, что может привести к подвижкам фундаментов строений. Выбрасывается газ в виде газо-грязевых выбросов, поэтому в местах, где эти процессы протекают наиболее активно, на сегодняшний момент создано около 50 кустов газоразгрузочных скважин. Но существует и новая угроза, связанная с освоением новых территорий: при асфальтировании газ может скапливаться под дорожным покрытием…


— Как же создавался новый документ?


— Обобщив ранее полученные от 18 комитетов результаты, наш Комитет, сведя их вместе, получил проект. Но это не окончательный документ. Мы сейчас провели общественные слушания и получили предложение от комитетов, редакционные правки и т. д. Документ будет дорабатываться.


— Почему в новом Проекте не перечисляются объекты, по отношению к которым необходимо усилить внимание с точки зрения их экологической опасности? Проект ограничивается в основном цифрами в процентах…


— Потому что законодательство непрерывно меняется. Посмотрите, сколько раз у нас вносились изменения в природоохранные законы. Наверно, раз 40. Меняется законодательство, меняются полномочия. Например, после каждых выборов Президента наблюдается полная смена всех природоохранных структур. Если в 2000 г.все они были собраны в одном Министерстве природных ресурсов, то после следующих выборов в 2004 г. Министерство было разделено на 6 федеральных природоохранных органов. Сейчас в СПб помимо нашего Комитета действует еще 6 федеральных природоохранных органов. Поэтому, что будет после следующих выборов, никто не знает; а вдруг приоритеты поменяются? Если вы посмотрите историю природоохранных органов (она представлена в капитальном труде нашего Комитета «Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге»), вы увидите, что с 1992 г. она менялась 11 раз.


— В чьих это интересах? Кому нужна такая нестабильность?


— В городе стабильность есть. Но меняются федеральные структуры. А мы от них зависим.


— Почему?


— Потому, что по российскому законодательству есть объекты федерального значения и есть объекты субъектов Федерации. Федеральные объекты это все воинские части, вся оборонная промышленность и все, что связано с обеспечением города: «Водоканал», бывшие предприятия «Ленэнерго». Даже ГП «ТЭК» тоже является федеральным объектом: это те 2 с лишним тысяч котельных, которые обеспечивают теплом жителей города.


— А вас, чиновников, это устраивает?


— Мы, чиновники, и работаем так, как предписано Законом. Хороший ли Закон, плохой ли — мы обязаны его исполнять. Не мы его принимаем и, как правило, не обсуждаем.


— В Проекте говорится о переводе на газ единственной в городе ТЭЦ-14, работающей на угле (а газа в стране, по мнению директора Петербургского газового клуба, хватит лет на 40–50), и ни слова о возобновляемых источниках энергии, о которых, кстати, много говорилось на саммите, прошедшем в СПб…


— Есть Закон, в котором прописаны полномочия субъекта Федерации. Источники энергии, в том числе и возобновляемые, относятся исключительно к компетенции РФ. То же самое ТЭЦ-14. Она будет реконструироваться не за счет средств города. Каждый тезис экологической политики взят из принятых правительством документов. И если «Ленэнерго» представил тогда программу реконструкции своих ТЭЦ, а в этой программе написано о переводе ТЭЦ-14 на газ, значит это не пустой звук.


— А саммит? Это же политика! И у вас «Экологическая политика»…


— А полномочий нет! Что бы мы ни написали, документ попадет в юридический Комитет и там скажут: это не ваши полномочия! Поэтому наш политический документ должен соответствовать действующему российскому законодательству. Потому что документ этот предназначается не только для нашего Комитета, но и для многих других. Они будут руководствоваться им в своей работе и должны ему доверять.


— Какова самая острая проблема стоит перед городом в части охраны окружающей среды?


— Самая большая проблема на ближайшие годы — качество атмосферного воздуха. Превышение по городу составляет 1,4 ПК по диоксиду азота. Причем в центральных частях оно существенно выше, на периферии — существенно ниже. Связано это с ростом благосостояния населения. На 1 января 2007 г. в городе было 1 млн. 300 тыс.автомашин. Количество их растет на 130–150 тыс. в год, и к 2012 г. ожидается 1, 9 млн. машин. Сейчас у нас 80% загрязнения воздуха дает автотранспорт. А может подойти к 92%. Чтобы бороться с выбросами от автотранспорта, надо увеличивать скорость движения автомобиля. А это зависит от качества дорожной сети.


— Помимо констатации и обобщения может ли ваш Комитет реально повлиять на решение проблемы улучшения экологической обстановки в городе?


— Конечно. Например, в 2004 г. был принят план развития автодорожной сети Санкт-Петербурга. В нем было около 130 мероприятий. Мы взяли карту города, нанесли на нее карту загрязнений диоксидом азота (кстати, это единственное вещество автомобильных выхлопов, превышающее ПДК) и на эту карту вынесли все 130 мероприятий плана. После расчетов оказалось, что из 130 мероприятий только 9 существенно повлияют на качество атмосферного воздуха. Но если эти 9 реализовать, то они улучшат условия проживания в 622 домах, а это порядка 150 тыс. человек. Председатель нашего Комитета Д. С. Голубев обратился к губернатору СПб, и было принято решение о приоритетном финансировании этих 9-ти мероприятий. Так что кое-что мы делаем…


— Чего ждать строителям от нового проекта? Существуют, например, опасные зоны в Пушкине, в Красносельском и других районах, но там продолжается массовое строительство…


— Видите ли, многие годы геологией на территории города фактически не занимались. Но данные есть. В государственных фондах хранится более 1000 отчетов по изучению территорий Санкт-Петербурга. Геологическое изучение города началось в 1890 г. Но документы не были сведены в единые геологические карты, поэтому первой задачей Комитета, когда мы получили полномочия, было проанализировать существующие отчеты и на основе их разработать геологические карты, защитить их в «Роснедрах» для того, чтобы они могли стать легитимными. Сейчас мы владеем геологической информацией о недрах города. Поэтому уже с прошлого года при рассмотрении проектов планировки наш Комитет дает геологические ограничения, с которыми строители могут столкнуться на конкретном месте. Но геологические карты, в отличие от других карт, крупномасштабные. Поэтому для каждого конкретного объекта нужны еще дополнительные исследования, особенно там, где есть места геологического риска, которые обусловлены следующими факторами: - биогаз, природный метан: проблема решается созданием ряда кустов газоразгрузочных скважин, сбор этого газа для использования его в промышленных или бытовых целях не рентабелен; - радоновая опасность: у нас где-то около 25% территории Красносельского и более 30% Пушкинского районов опасны с той точки зрения, что в недрах их находятся пласты диктиотеновых сланцев, которые имеют повышенное содержание урана — в сто раз выше обычных норм; уран распадается, это естественный процесс, и выделяется радиоактивный газ — радон. Газ тяжелый, поэтому как правило он может накапливаться в подвалах. С радоном борются путем проветривания. При наличии вентилируемых подвалов газ вообще не поднимается до уровня 1 и 2 этажей.


— У нас есть здания с радоновой опасностью?


— Да, такие здания есть. По ним проводится программа радонопонижения.


— Жители этих домов знают о такой опасности?


— Не уверен. Дело в том, что эти мероприятия ведутся под эгидой органов «Рос-потребнадзора», санитарных врачей, которые берут пробы и в случае превышения уровня дают соответствующие предписания эксплуатирующей организации.


— Но вернемся к строителям: застройщик облюбовал место, решил там что-то построить. Чем вы ему можете помочь?


— Он к нам обращается в соответствии с постановлением правительства о разграничении полномочий органов государственной власти при рассмотрении проектов планировки и межевания. На стадии проектов планировки мы даем экологические ограничения. Ведь кроме радона и биогаза у города есть еще и геологические проблемы. Прежде всего это карст. Мало кто знает, что южные районы города, Красносельский и Пушкинский, представлены известковыми породами, которые очень легко разрушаются. Мы ведем мониторинг геологических процессов и видим скорость развития карстовых воронок. Это не особо мешает строителям, если они выполняют предусмотренные строительными документами мероприятия. У нас до сих пор при принятии решения, при проведении исследований все внимание обращалось на прочностные свойства грунтов. В то же время не учитывалось, а что вокруг? Ведь геологические процессы могут протекать в стороне от непосредственного места строительства, но могут оказать прямое влияние на проектируемое и строящееся здание. Поэтому мы, когда выдаем свое заключение, обращаем внимание на то, что вокруг, чтобы уже при проектировании специалисты и строители тоже могли это учесть.


 

Проблемы изучения и освоения сырьевой базы нефти и газа Северо-Запада России. В бюджете 2003 г. появится новый фонд — фонд развития инфраструктуры. Дороги начинаются с геотекстиля. 14 лет на рынке услуг гражданской обороны. ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИНТЕРЬЕРОВ К ЮБИЛЕЮ ГОРОДА. Отечественное судостроение: проблемы и перспективы. Автоматизированные комплексы учета расхода и контроля качества газа.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved