Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Эксперимент длиной в десять лет


Цель объединения этих направлений — подчинить их общей стратегии комплексного развития области, начиная от главной территориальной инфраструктуры — автодорог — и заканчивая коммунальным обеспечением. Решено было провести их полное техническое перевооружение, внедрение рациональных, но недорогих эффективных технологий, без которых сегодня невозможно решение проблем жилищного и дорожного строительства, преобразование жилищно-коммунальной сферы. Единая структура облегчила бы и целенаправленную инвестиционную деятельность для более эффективного использования бюджетных средств, формирования благоприятных правовых условий привлечения внебюджетных капиталов в жилищное строительство и создания современной инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры. Сегодня можно рассказать о накопленном опыте работы.


Развитие предприятий стройиндустрии


Мы понимали, что без учета требований потребителей строительной продукции к ее качеству особого прогресса достичь не удастся. Единственный путь — отойти от традиционных методов применения сборных железобетонных конструкций и приступить к широкому внедрению монолитного строительства с использованием эффективных видов опалубки, теплоэффективных ограждающих конструкций из ячеистого бетона, применению широкого спектра оконных и дверных заполнителей из дерева, пластика, алюминия.


Наша концепция — приобретение технологий, а не изделий. Подавляющее большинство предприятий стройиндустрии области либо самостоятельно, либо за счет заемных средств начали внедрять новые технологии и активно осваивать производство строительных материалов и конструкций, соответствующих мировым стандартам. Это позволило нам строить современное комфортабельное жилье. Администрация области правильно определила приоритеты для производителей, поэтому сегодня строительные изделия и конструкции выпускают не только предприятия стройиндустрии, но и крупные предприятия промышленного комплекса области: ОАО «Тольяттиазот», ОАО «Завод «Электрощит», ОАО «Завод «Бытовая химия», ОАО «Панда».


В результате этих усилий местная строительная индустрия полностью обеспечивает всем необходимым не только Самарскую область. Она предлагает свою продукцию и в соседние регионы, где та пользуется устойчивым спросом.


В результате модернизации производственной базы в 2000 г. заметно увеличился выпуск целого ряда материалов:
оконных блоков в сборе — на 6,0%;
стеновых материалов — на 12,0%;
стальных стеновых и кровельных панелей — в 1,5 раза;
мягких кровельных и изоляционных материалов — в 2 раза;
линолеума — в 1,7 раза;
санитарных керамических изделий — на 4,0%.


Сегодня в Самарской области созданы все предпосылки для ритмичной работы стройкомплекса. «Обкатан» ряд пилотных проектов, реализация которых требовала применения новейших технологий. Новые методы строительства опробованы при возведении Самарского онкологического центра и Дома ветеранов в Самаре. При этом областная администрация финансировала данные объекты. Требования к качеству и срокам строительства департамент как заказчик предъявлял самые строгие.


Первоочередная наша задача — снижение стоимости жилья. Мы реализуем ее за счет использования эффективных энергосберегающих технологий, снижения материалоемкости строящихся зданий, перехода на гибкие архитектурно-планировочные решения при улучшении эксплуатационных и особенно теплозащитных характеристик домов, комфортности квартир. К примеру, дом для ветеранов на проспекте Кирова соответствует этим требованиям. Несмотря на высокую стоимость одного квадратного метра, в каждой квартире есть электроплита, телефон, домофон, кухонная мебель, шкаф-купе в прихожей. Такая стоимость достигнута за счет быстрых технологий, позволяющих возводить этаж за 6 дней. Это пилотный проект. А стоимость жилья в последующих домах в г. Тольятти будет снижена еще на 10—15%. В этом году уже вся область приступила к крупномасштабной замене устаревших технологий.


За последние десять лет общий объем инвестиций в строительство составил 61,237 млн. руб. При этом рост инвестиций в прошлом году по сравнению с 1999 г. увеличился на 34,5%. Изменилась и структура инвестиций — возросла доля средств, направляемых в производственную сферу. Это — предпосылка для технического перевооружения производства на предприятиях стройиндустрии Самарской области.


Если в период с 1991 по 1998 гг. наблюдалось снижение инвестиций в производстве строительных материалов, то уже с 1999 г. началось их резкое увеличение, и в 2000 г. удельный вес инвестиций в эту сферу возрос с 1,9% до 5,1%, то есть в три раза.


Заметен и рост объемов подрядных работ. В 2000 г. он составил 16,9%. Благоприятный инвестиционный климат позволил привлечь в область немало иностранных фирм строительного профиля.


Реализация жилищных программ в области


Строительство жилья в пригородной зоне — одно из наиболее важных направлений в деятельности департамента. Каким должно быть это жилье? Администрация полагает, что это будут жилые комплексы, одноэтажные и многоэтажные, с объектами социальной инфраструктуры. Социальное жилье должно обеспечивать достигнутый в области уровень комфорта квартир. Для снижения затрат при строительстве и эксплуатации социального жилья должны применяться экономичные строительные системы, эффективные конструкции и материалы. При строительстве социального жилья мы сочетаем в застройке большие и малые квартиры. Это позволяет более гибко учитывать интересы семей различного демографического состава.


Вот уже несколько лет в области наблюдается индивидуальное жилищное строительство. Его удельный вес в общем объеме жилья в 1991 г. составлял 3,8%, к 2001 г. этот показатель увеличился в 9 раз и составляет 34,2%. Как известно, одним из важных экономических показателей, характеризующих благосостояние региона, является среднее обеспечение жильем одного жителя. По вводу в строй жилья Самарская область сегодня входит в шестерку лучших регионов России. С 1991 по 2000 гг. обеспечение населения области жильем возросло с 16,7 до 18,6 кв. м на человека, что превышает средний российский уровень на 2 кв. м.


Одним из важнейших направлений в разрешении жилищного вопроса является ипотечное кредитование. Здесь первым шагом администрации области стала разработка и воплощение в жизнь в числе первых в России соответствующих нормативных и правовых актов. Они регламентируют процедуру предоставления работникам бюджетных организаций, нуждающихся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и льготных кредитов. В 2000 г. начал свою работу Самарский областной Фонд жилья и ипотеки. Сейчас число жителей области, желающих приобрести жилье с помощью ипотеки, уже превысило 3 тыс.


Жилищно-коммунальная отрасль


В 1998 г. в области принят Закон «О жилье», который ввел новую категорию — «муниципальное социальное жилье». Закон определяет возможности улучшения жилищных условий для малоимущих граждан (сегодня это практически 20% населения) путем создания муниципалитетами фонда дешевого муниципального социального жилья. Однако отсутствие нормативной базы на федеральном уровне препятствует пока развитию нового направления.


Проведение реформ в жилищно-коммунальной отрасли было начато уже в 1993 г. введением дифференцированной оплаты за жилье и коммунальные услуги. Принятая в декабре 1997 г. «Программа реформирования ЖКХ в Самарской области» поставила задачу перевести отрасль на низкозатратный и безубыточный режим работы. Она позволила начать переход от бюджетного дотирования к полной оплате потребителями коммунальных услуг, но при условии социальной защиты малообеспеченных семей.


В ноябре 2000 г. подписан Протокол о сотрудничестве и намечена Программа совместных действий с «Российско-Датским Институтом Энергоэффективности». Он предусматривает выгодное сотрудничество по реструктуризации коммунальной энергетики Самарской области, совместное проведение обследований объектов коммунальной энергетики, разработку комплекса мероприятий и предложений по строительству мини-ТЭЦ, которые работают на нетрадиционных источниках энергии.


Одним из направлений в развитии коммунальной энергетики является применение энергетических установок, производящих дешевые тепло- и электроэнергию и использующих комбинированное топливо (газ с одновременным сжиганием древесной щепы, угля или сланцев). Это позволит существенно сократить потребление природного газа.


Для качественного обеспечения и эксплуатации автомобильных дорог и внутриквартальных территорий департамент инициировал изготовление опытной партии малогабаритного универсального транспортного средства «Тарзан» на базе «ВАЗ-210934». Это современное транспортное средство, обладающее характеристиками как легкового автомобиля, так и вездехода, оснащается быстросъемным навесным оборудованием, разработанным швейцарской фирмой «Марсель


Бошунг АГ».


Развитие дорожно-транспортных магистралей Самарской области


Изначально департамент взял курс на строительство автодорог только капитального типа с дорожной одеждой из двухслойного асфальтобетона. Такие же параметры были установлены и при реконструкции дорог.


В настоящее время сеть автомобильных путей в Самарской области составляет 7 562 км дорог и 420 мостов. В 2000 г. введено в эксплуатацию более 300 км новых и реконструированных дорог с двухслойным асфальтобетонным покрытием, 26 автодорожных мостов и путепроводов, а также отремонтировано 287 км автодорог.


За последние годы только в районных дорожно-строительных организациях введено в строй 13 асфальтобетонных заводов. Выпуск асфальтобетона возрос в ДРСУ с 320 до 550 тыс. т в год.


Впервые в Поволжье построен и введен в эксплуатацию путепровод в монолитном исполнении транспортной развязки на пересечении обводной автодороги райцентра Красный Яр с автодорогой Самара — Уфа. В настоящее время строится первый в России монолитный мост через водную преграду. Это мост через реку Сок протяженностью 199,2 м.


На строительстве и реконструкции автодорог и мостов работает более 55 дорожных организаций, в том числе ПСО и АД «АвтоВАЗтранс», ПСК «Содружество — 1», ООО «Гранит» , ГУП «Самараавтодор», АОЗТ «Агродорстрой» , ОАО «Самарадорстрой».


В 2000 г. завершена губернаторская целевая программа автодорожного строительства, принятая в 1994 г. В соответствии с программой планировалось построить и реконструировать 1 736 км автодорог с двухслойным асфальтобетонным покрытием и 81 мостовое сооружение. Фактически введено в эксплуатацию почти 2 тыс. км дорог и 129 мостов и путепроводов.


Таким образом, создан транспортный каркас области. Плотность дорог Самарской области по состоянию на 01.01.2001 составляет 134,8 км на 1 000 кв. км, в то время как в целом по России — 30,8 км.


Новым приоритетом в развитии дорожной отрасли области начиная с 2001 г. стало сохранение существующего каркаса автомобильных дорог, определена задача перехода на мировые стандарты эксплуатации и ремонта. С 2001 г. увеличиваются объемы ремонтных работ: с 280 км в 2000 г. до 522 км в этом году, с последующим увеличением до 700 км. Это позволит к 2007 г. привести в соответствие с мировыми стандартами всю сеть автодорог общего пользования Самарской области.


В 2000 г. организованы два первых хозрасчетных управления по эксплуатации дорог. В отличие от ДРСУ, они освобождены не только от строительства, но и от ремонта закрепленных за ними дорог. Их функции — эксплуатация и содержание дорог. Для этого решили оснастить их высокопроизводительными импортными многофункциональными дорожными машинами. Сегодня, имея всего четыре такие машины, Самарское ДЭУ обслуживает 220 км автотрасс, обеспечивая их эксплуатацию в нормативном режиме.


По расчетам специалистов, даже организационное разделение функций между эксплуатационными дорожно-ремонтными и строительными предприятиями сулит 20-процентную экономию средств, а через 5 лет новые технологии позволят снизить затраты на содержание дорог в 4 раза. Одновременно идет работа над внедрением более экономичных технологий строительства и реконструкции дорог с использованием местных материалов. Планируется построить дробильно-сортировочную установку и завод по производству экономичных битумных эмульсий. Иными словами, мы стараемся при скудном финансировании не снижать объемы дорожного строительства, кардинально поднимать уровень строительства и эксплуатации автодорог.


Департамент активно участвует в создании благоприятных условий для приобретения подрядчиками современной высокопроизводительной дорожно-строительной техники, внедрения прогрессивных технологий, использования более эффективных материалов и конструкций. Так, департаментом достигнута договоренность с фирмой «Катерпиллер» о предоставлении в лизинг ее техники с возможностью выкупа в течение 4 лет, об открытии в Самаре сервисного центра по обслуживанию такой техники.


В журнальной статье невозможно рассказать о всех направлениях деятельности департамента, главный же вывод — изначально были правильно сделаны шаги по созданию единой структуры управления.


Эксперимент, на наш взгляд, удался.

 

Дороги начинаются с геотекстиля. 14 лет на рынке услуг гражданской обороны. ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИНТЕРЬЕРОВ К ЮБИЛЕЮ ГОРОДА. Отечественное судостроение: проблемы и перспективы. Автоматизированные комплексы учета расхода и контроля качества газа. Программа ремонта кровель. Энергобезопасность Санкт-Петербурга — в профессиональных руках.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved