Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


О состоянии и перспективах развития нефтяного комплекса


В течение многих лет нефтегазовый комплекс (НГК) является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народнохозяйственных комплексов. В настоящее время НГК обеспечивает 70% общего потребления первичных энергоресурсов и почти 80% их производства, оставаясь главным источником налоговых (около 40% доходов Федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На его долю приходится 12% промышленноro производства России и 3% работающего населения.


Однако нефтяная промышленность — основа комплекса, в последние годы характеризуется понижающимися показателями развития, к которым в первую очередь следует отнести резкое ухудшение состояния сырьевой базы НГК как в количественном (сокращение объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях.


Главной причиной такой ситуации является естественное истощение конечной по своей природе сырьевой базы на определенной стадии эксплуатации, которое достаточно явственно проявилось еще в 80-е гг. прошлого века.


Уменьшаются размеры открываемых месторождений не только в освоенных регионах, но и на новых перспективных площадях. Основные приросты запасов здесь были получены в основном за счет доразведки ранее открытых залежей, а также перевода запасов из предварительно оцененных в разведанные.


Ускоренно растут также объемы списания запасов как не подтвердившихся. Продолжает ухудшаться структура запасов — доля трудноизвлекаемых уже достигла 55–60% и продолжает увеличиваться. Расчеты показывают, что для того, чтобы только поддерживать сложившиеся уровни добычи нефти, необходимо ежегодно вводить новых мощностей как минимум на 10%, или не менее 40 млн т.


По оценке Министерства природных ресурсов (МПР), «планируемая добыча нефти в России обеспечена разведанными запасами только до 2010 г.». По данным Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, разведанные запасы страны по нефти уменьшились, и к 2005 г. составили 84,5% запасов от уровня 1991 г. Уже 10 лет практически нет прироста. Ежегодно открывается 200–300 млн т новых запасов, но одновременно примерно столько же списывается из ранее открытых, как не подтвердившихся. Устойчиво снижается объем новых открытий: 2001 г. — 375 млн т, 2002 г. — 254 млн т, 2003 — 240 млн т, 2004 — 220 млн т. Указанная тенденция сохраняется и в настоящее время. Если в эту негативную ситуацию не вмешаться, то перспектива развития отрасли станет для нее угрожающей.


При этом прогноз по пятилетиям может выглядеть следующим: - 2005–2010 гг.: накопленная добыча нефти с газовым конденсатом (млн т) — 2830; прирост запасов — 2235. - 2011 — 2015 гг.: добыча — 2500; прирост запасов — 2000 млн т. - 2016 — 2020 гг.: добыча — 2600; прирост запасов — 2200 млн т. Таким образом, всего за эти годы ожидается накопленная добыча нефти с газовым конденсатом в объеме 7930 млн т, а прирост запасов — 6435 млн т.


Для выработки остаточных запасов нефти на разрабатываемых месторождениях и вводимых в эксплуатацию новых залежах необходимы новые технологии, со значительно большими затратами финансовых и материально-технических ресурсов, нежели при использовании традиционных систем разработки. Более 70% запасов нефтяных компаний находится в диапазоне низких дебитов скважин на грани рентабельности. Если 15 лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитами скважин менее 25 т/сутки составляла около 55%, то в настоящее время такую долю (55%) уже составляют запасы с дебитами до 10 т/сутки. Свыше трети разрабатываемых нефтяных месторождений имеют обводненность более 70%.


Ухудшилось использование фонда скважин, сократилось их общее количество. Значительно вырос фонд бездействующих скважин, превысив четверть эксплуатационного фонда. Таким образом, фактически уменьшение неработающего фонда скважин в последние годы произошло за счет перевода скважин из бездействующего фонда в консервацию, а не за счет их ввода в эксплуатацию.


Неработающий фонд скважин привел к разбалансированию систем разработки месторождений, выборочной отработке запасов наиболее доступной нефти. В конечном счете, все это ведет к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов. Нефтеотдача может уменьшиться на 5–8%, что при сегодняшнем объеме вовлеченных в разработку запасов нефти и текущих мировых ценах эквивалентно потере $80–100 млрд и является грубейшим нарушением Закона «О недрах» в части рационального использования недр.


Основная причина перевода скважин в категорию бездействующих и консервацию — низкий дебит нефти и высокая обводненность продукции, делающие их эксплуатацию для компаний убыточной в рамках действующей налоговой системы. Эта система ориентирована на налогообложение высокодебитных месторождений с высокой долей горной ренты в цене. Она не является гибкой и поэтому не учитывает объективно обусловленного роста издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин и роста обводненности продукции.


В силу изложенного высока доля нерентабельных запасов. Обеспеченность рентабельными в разработке запасами по России в целом не превышает 20–25 лет, а по некоторым компаниям 15–20 лет, что соответствует продолжительности разработки одного cpeднего месторождения.


На первый взгляд, если глубоко не вникать в дела отрасли, сегодня нефтедобыча под воздействием мировой конъюнктуры на нефть выглядит относительно благополучно. Однако не следует забывать, что на внешнем рынке хотя и действуют законы реального спроса, приводящие к увеличению экспорта нефти, наблюдающийся неуклонный рост в настоящее время приблизился к своим техническим (с точки зрения мощностей транспортировки) и экономическим пределам. Все изложенное выше предопределяет необходимость высокой заблаговременности принимаемых в отношении отрасли решений для того, чтобы их действие оказалось эффективным.


Перечисленные задачи во многом могут быть решены путем совершенствования нормативно-правовой базы, которая требует срочной модернизации. Доказательством этому является следующее. Например, в законе «О недрах» прописано, что «разработка месторождений осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами» (ст. 23.2). Эта позиция прямо проистекает из Конституции РФ, где в преамбуле отмечается, что она (Конституция) принята многонациональным народом Российской Федерации, в частности, «исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».


Форсирование добычи, нарушающее проект разработки, обеспечивает интересы «нынешнего» поколения, но оставляет проблему ресурсов будущим поколениям.


Уголовный кодекс Российской Федерации пре дусматривает уголовную ответственность за нарушение утвержденного проекта разработки. Однако он не решает проблему полностью, ибо, во-первых, установлен штраф, имеющий скорее условную величину при потере в миллионы долларов. Во-вторых, до конца так и неясно, кто должен контролировать реализацию проекта.


В настоящее время добывающая компания самостоятельно заказывает проект и сама же его утверждает. Такая управленческая структура, как Минпром энерго РФ, например, «не вправе осуществлять функции по контролю и надзору» (п. 7 Положения о Минэнерго, Постановление Правительства РФ от 16.06.04. № 284). Федеральное агентство по недропользованию, находящееся в ведении Минприроды РФ, уполномочено осуществлять «рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых» (п. 5.3.13. Положения об агентстве по недропользованию, Постановление Правительства РФ от 17.06.04 № 293). Из приведенной «размытой» формулировки так и не ясно, несет «согласовавший» какую-либо ответственность за свое решение или нет.


Недра в России, как и везде в мире, находятся в государственной собственности. Передавая их в пользование, государство обязано контролировать проектные условия добычи. В этой связи внимательного рассмотрения требует опыт других нефтедобывающих стран, например, входящих в ОПЕК, где проектная мощность не достигает своей полной загрузки и в целом по группе этих стран составляет в среднем в год 85%.


Совершенствование системы налогообложения — еще одно из важнейших направлений интенсификации добычи нефти в старопромысловых и малорентабельных районах. Очевидно, что «плоская» шкала налогообложения не стимулирует соблюдение проектных режимов отбора нефти, внедрение методов повышения нефтеотдачи и восполнения ресурсной базы. Более того, недифференцированная, постоянно растущая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по цепочке стимулирует неудержимый рост внутренних цен на нефтепродукты. В итоге массовый потребитель (налогоплательщик) становится заложником раскручиваемой инфляционной спирали.


К сожалению, и принятые в 2006 г. поправки в Налоговый кодекс об изменении порядка уплаты НДПИ с 1 января 2007 г. полностью проблему не решают. Во-первых, потому что послабление налогового бремени при разработке месторождений с выработанностью 80% и более не покрывает убытки при их разработке. И, во-вторых, даже по тем перспективным площадям Восточной Сибири, которые обозначены в законе (регионы Республики Саха (Якутия), Красноярский край и Иркутская область), практическую отдачу, т.е. задействование прогнозных ресурсов в хозяйственный оборот, возможно, будет в лучшем случае не ранее чем через 10–15 лет.


Следует отметить, что попытка решения многих проблем в нефтяной отрасли в рамках законодательства была предпринята еще в 1995 году рассмотрением в Государственной Думе законопроекта «О нефти и газе». Между тем, недостаточная в то время разработанность основополагающих законодательных актов, соответствующих духу и времени рыночной экономики, и прежде всего таких как «Бюджетный кодекс», Закон «О недрах» и др. не позволило довести начатое дело до конца. В нынешнее время отсутствие такого базового закона становится тормозом развития не только нефтяной, но и смежных с ней других отраслей. О том, что эта работа объективно необходима, говорит факт разработки и принятия подобных законов «снизу» в субъектах федерации (Ханты-Мансийский АО, Башкортостан, Республика Татарстан и др.), а также наличие базовых законов в других отраслях, занимающихся эксплуатацией недр, не говоря уже о наличии подобных законов в основных нефтегазодобывающих странах мира.


Нефтеперерабатывающая отрасль


Важнейшей тенденцией развития не только мирового, но и российского рынка нефтепереработки является повышение глубины переработки нефти и рост объема выпуска высококачественных нефтепродуктов. Сложившаяся благоприятная конъюнктура мирового рынка нефтепродуктов является стимулом для развития отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в направлении производства и экспорта высококачественных продуктов.


На российских предприятиях вырабатывается широкий ассортимент нефтепродуктов, значительный объем которых составляют устаревшие марки топлив и масел, качество которых не отвечает современному уровню развития техники по экономическим, экологическим и ресурсным показателям.


Состояние внутреннего рынка моторных топлив не стимулирует производителей улучшать его качество, что во многом объясняется различием ставок акциза на низкооктановые и высокооктановые бензины. Российский рынок нефтепродуктов одинаково оценивает дизельное топливо с содержанием серы 5000 и 50 ррm. Назрела необходимость стимулирования производства экологически чистых топлив за счет установления дифференцированных ставок акцизов на моторные топлива в зависимости от их экологических характеристик.


Значительное число нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих предприятий не обеспечивают необходимое финансирование модернизации производства в соответствии с заданиями Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 гг. и на перспективу до 2010 г., разделом «Модернизация нефтеперерабатывающей промышленности». Реализация инвестиционных программ осуществляется не более чем на 50%. Не уделяется внимание и не выделяются средства на развитие стратегических составляющих производства топлив — масел-катализаторов и присадок. Резко возрастает зависимость российского рынка нефтепродуктов от их импорта.


Существуют проблемы с транспортировкой низкосернистого дизельного топлива и основного российского сорта 2000 ррm по системе магистральных нефтепродуктопроводов, в частности, с обеспечением сохранности качества исходного продукта в силу технологических особенностей перекачки (необходимы значительные дополнительные объемы резервуарных емкостей). В результате основные производители низкосернистых дизельных топлив вынуждены осуществлять его транспортировку железнодорожным транспортом.


Увеличивается использование импортных присадок в составе наиболее массовых марок топлив и масел, идущих для закладки на хранение на комбинатах Федерального агентства по государственным резервам, применяемых в технике Министерства обороны Российской Федерации и других силовых ведомств. Доля импортных присадок в маслах высших категорий качества в настоящее время достигла почти 100% (см. табл.).


Тип присадки


Количество присадок


отечественных


импортных


всего


Антидетонаторы


16


1


17


Промоторы воспламенения


3


5


8


Антиоксиданты


5


0


5


Биоциды


1


0


1


Депрессоры и диспергаторы парафинов


6


21


27


Противоводокристаллизационные


2


0


2


Антидымные


4


1


5


Моющие


3


4


7


Противоизносные


1


6


7


Приработочные


1


0


1


Красители


3


1


4


Диспергирующие к котельным топливам


3


0


3


Антикоррозионные к котельным топливам


2


0


2


Итого


48


40


88


Преднамеренно неверное декларирование части ввозимых в Россию импортных присадок в целях занижения таможенных платежей, а также ценовой демпинг используются как инструменты расширения сбыта импортной продукции. Продолжает иметь место производство и потребление контрафактных нефтепродуктов, а также использование для производства топлив и масел добавок и присадок нерегламентированного состава, не прошедших проверку качества и не допущенных к производству и применению в установленном порядке.


Необходимость выполнения специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609, требует принятия комплекса мер по совершенствованию автомобильного парка, качества моторных топлив и масел.


В настоящее время российский автомобильный парк включает более 50% автомобилей, не отвечающих современным требованиям по экологическим характеристикам и работающих на низкооктановом бензине (А-76), производство которого стимулируется путем установления пониженных акцизов Налоговым Кодексом РФ.


Дальнейшее повышение качества российских нефтепродуктов, разработка и освоение производства перспективных топлив и масел с отечественными и зарубежными добавками и присадками во многом зависит от создания сертификационного испытательного центра для достоверной оценки качества нефтепродуктов и присадок к ним. Отсутствие такого центра сдерживает разработку нефтепродуктов по стандартам «Евро-3», «Евро-4», что препятствует выходу отечественной продукции на зарубежные рынки, а также ее использованию в России для импортной техники.


В последние годы сформировался значительный сектор предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на выпуске малотоннажных объемов ГСМ путем смешения сырьевых компонентов в условиях отсутствия надлежащего технического, технологического и метрологического обеспечения и контроля качества товарных нефтепродуктов. В результате на рынок нефтепродуктов поступает большой объем некондиционной продукции.


В связи с административной реформой приостановила свою деятельность Межведомственная комиссия по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России (МВК), что создало предпосылки для снижения контроля качества на рынке нефтепродуктов.


Кризис нефтеперерабатывающей промышленности России 1990–1998 гг. оказал негативное влияние и на состояние отраслевой науки. Длительная невостребованность научных и проектных разработок со стороны отечественной промышленности при одновременном прекращении централизованного финансирования обусловили существенные потери кадрового и научного потенциала.


Одной из важнейших проблем является расширение производства и применения кислородсодержащих добавок в составе автомобильных бензинов и, в частности, этанола, который позволяет улучшить экологические свойства и увеличить объем их производства без увеличения переработки нефти. Автомобильные бензины, содержащие до 5% этанола, допущены к применению на автомобильной технике, имеется нормативная документация на такие бензины. Однако действующая в настоящее время система налогообложения спиртосодержащей продукции является препятствием более широкого применения этанола при производстве автомобильных бензинов.


Заметное влияние на состояние рынка нефтепродуктов может оказать расширение использования газомоторных топлив. Сегодня в 157 населенных пунктах 59 регионов Российской Федерации действует 214 АГНКС суммарной проектной производительностью 2 млрд м газа в год, что позволяет высвободить около 1,5 млн т бензина и дизтоплива. Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается в настоящее время примерно в 45000 единиц. В текущем году им будет реализовано до 200 млн м газа.


В целях развития отечественного рынка ГСМ представляется необходимым предложить Правительству Российской Федерации: - ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проекта специального технического регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам»; - поручить Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии включить в план разработки технических регламентов разработку специального технического регламента «О требованиях к горюче-смазочным материалам, поставляемым для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу и порядку их назначения и применения в технике», предусматривающего исключение импортных компонентов из состава ГСМ для вооружения и военной техники, а также специального технического регламента «О требованиях к присадкам для топлив и масел, используемых в технике отечественного производства»; - разработать комплекс мер по контролю качества ГСМ на розничном рынке; - предусмотреть меры по ужесточению контроля за ввозом импортных присадок к маслам, присадок и добавок к топливам, включая введение отдельной таможенной группы «Присадки и добавки к маслам и топливам»; - поручить Федеральному агентству по техническому надзору совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации провести инвентаризацию автотранспортной, дорожно-строительной, автотракторной и сельскохозяйственной техники по номенклатуре с учетом типа двигателя, мощности, года выпуска с целью оценки текущей и перспективной потребности в топливах, маслах и присадках к ним; - поручить Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по энергетике при участии Министерства обороны Российской Федерации подготовить предложения по созданию отечественного испытательного центра, аккредитованного и интегрированного в зарубежные системы лицензирования нефтепродуктов по международным стандартам; - установить дифференцированные ставки акцизов на моторные топлива в зависимости от их экологических характеристик; - снизить акцизы на спиртовую продукцию (денатурированный этанол), используемый в промышленных целях в качестве высокооктановой добавки к автомобильным бензинам; - принять решение о государственной поддержке научных и проектных работ в нефтеперерабатывающей промышленности; - возобновить деятельность Межведомственной комиссии по допуску к производству и применению топлив, специальных жидкостей, масел, и смазок.


Утилизация попутного нефтяного газа


Сжигание в нефтяных факелах ценнейшего углеводородного сырья попутного нефтяного газа (ПНГ) является острейшей как экологической, так и экономической проблемой. По оценкам специалистов, ежегодный объем сжигания попутного газа в мире составляет более 100 млрд м, в том числе по разным оценкам около 20 млрд м — в России. По мере роста добычи нефти происходит увеличение объемов сжигаемого ПНГ, что ведет к загрязнению окружающей среды и потере невозобновляемых природных ресурсов из-за низкого уровня его утилизации. За год в атмосферу выбрасывается более 400 тыс. т вредных веществ. Все это происходит несмотря на принятые в 2005 г. меры нормативно-правового характера, направленные на выполнение международных обязательств России в соответствии с Киотским протоколом.


По мнению ряда экспертов, одной из причин недостаточности использования ПНГ в России является отсутствие законодательной и регулирующей базы, направленной на увеличение объемов его переработки и использования. Существующее ценообразование на ПНГ, высокие затраты на его сбор и транспортировку, ограничение доступа производителей попутного газа к газопроводам и газоперерабатывающим заводам являются серьезным препятствием при решении проблемы его утилизации.


Вместе с тем, существующие технологии переработки и утилизации ПНГ достаточно эффективны для бизнеса, и на их основе складывается и расширяется практика бизнес-проектов. Создание мер, снижающих риски в реализации таких проектов и обеспечивающих их государственную поддержку, — задача уже сегодняшнего дня.


Становится очевидным, что для решения данной проблемы необходим комплексный подход в рамках долгосрочной государственной программы по рациональному использованию ПНГ с учетом региональной составляющей проблемы.


По материалам доклада на международной конференции «Современные технологии и оборудование, промышленное строительство в нефтегазопереработке и нефтехимии России» (Москва, 6–7 июня 2007 г.).


 

Аварийный жилищный фонд. Варианты решения проблемы аварийных квартир. «Кондиционер-Сервис»: свершения и перспективы. Преимущества жидких добавок для бетонов и растворов компании ОАО «Полипласт». Автоматизация процесса кирпичной кладки. Промышленная группа «Стройкомплект»: 15 лет планомерного развития. «Балтийская Строительная Неделя-2007» — территория инноваций. Будущее — за супермаркетами.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved