Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Экономическая оценка запасов нефти и газа месторождений Сахалинского шельфа


Освоение морских месторождений углеводородов на Дальнем Востоке страны впервые было осуществлено на шельфе о. Сахалин. Первое месторождение на шельфе было открыто в 1977 г. — Одоптинское, затем было установлено наличие потенциальных запасов нефти и газа в 1979 г. — на Чайвинском и в 1989 г. — на Аркутун-Дагинском месторождениях. Промышленная морская нефть была получена из наклонной скважины с берега в августе 1998 г., а в июле 1999 г. — с морской платформы «Моликпак» («Сахалин-1»).


Из шести нефтегазовых месторождений три имеют запасы нефти более 100 млн т (Чайвинское, Пильтун-Астохское, Аркутун-Дагинское) и по действующей Классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов относятся к крупным. Что касается газа, то из восьми месторождений к крупным относятся три: Чайвинское, Пильтун-Астохское и Лунское. Последнее месторождение по своим запасам относится к уникальным.


Перечисленные месторождения входят в крупномасштабные проекты освоения нефтегазовых морских месторождений «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Оператором проекта «Сахалин-1» является компания Ex xon Neftegas Ltd., родственная организация компании Exxon Mobil. В консорциум «Сахалин-1» также входят две российские компании «Сахалинморнефтегаз-Шельф» и «РН-Астра», японская компания Sakhalin Oil and Gas Development Co., Ltd. и индийская компания ONGC Videsh Ltd.


Оператором проекта «Сахалин-2» является компания Sakhalin Energy, акционерами которой являются Shell, а также японские Mitsui и Mitsubishi. В начале декабря 2006 г. акционеры «Сахалин-2» согласились продать «Газпрому» 50% проекта. Таким образом, в состав проекта «Сахалин-2» на сегодняшний день входят четыре инвестора, основным из которых является российский «Газпром».


Ведущая роль в освоении северо-сахалинских нефтегазовых месторождений на суше принадлежит нефтяной компании «Роснефть». На Дальнем Востоке она имеет комплекс предприятий: ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» — геологоразведка и добыча; ОАО «Комсомольский НПЗ-Роснефть» — нефтепереработка; ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт» — сбыт продукции. НК «Роснефть» располагает собственными терминалами в портах: Де-Кастри (Хабаровский край) и Москвальо (Сахалин), владеет современным парком морских буровых установок («Оха», «Эхаби», «Сахалинская», «Курильская») и специализированным нефтегазопромысловым флотом, обладает корпоративной сетью спутниковой связи в гг. Южно-Сахалинске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и др.


Табл. 1. Экономическая оценка запасов нефти морских месторождений шельфа о. Сахалин при цене нефти $45 и $61/т


Месторождения


Цена нефти, $/т


Рентабель ные запасы, млн т


Инвестиции в освоение, $ млн


Расчетный ЧДД инвестора, $ млн (@=10%)


ВНР, %


Дисконтиро ванный доход государства, $ млн


Срок окупае мости, лет


Всего


В т.ч. в ГРР


Пильтун-Астохское


45


130


2300


15


1500


21,3


6700


7


61


130


2300


15


1800


23,7


10100


6


Чайвинское


45


110


2500


30


800


15,6


5500


9


61


110


2500


30


1100


17,5


8300


8


Аркутун-Дагинское


45


110


2400


35


1100


19,2


5900


8


61


110


2400


35


1600


21,5


8800


7


Одопту-море (центр. и юж. Купол)


45


40


1300


10


150


12,3


2500


12


61


40


1300


10


300


14.1


3800


12


Сахалинский шельф Охотского моря находится в суровых климатических условиях, а на северном участке — практически не отличается от природных условий полярных морей. Ледовый период длится от 5 до 7 месяцев, поэтому геологоразведочные работы возможны только в межледовый период, но при этом добыча нефти и газа ведется в течение всего года. Максимальная толщина однолетнего льда составляет до 1,5 м. В связи с этим разработка месторождений может вестись только при помощи инновационных технологий и принципиально новой техники. Наиболее приемлемым решением обу стройства морских месторождений на глубинах моря свыше 10 м, по данным зарубежной практики, исследований ЦНИИ им. акад. Крылова и ВНИГРИ, являются следующие технические средства: - морские ледостойкие стационарные платформы (МЛСП) кессонного типа с хранением нефти сухим способом. Такие платформы обладают значительной остойчивостью как при транспортировке, так и в процессе погружения до грунта морского дна во всем диапазоне изменения осадки. (Вариант 1). - МЛСП с колоннами железобетонными без хранения нефти. Четырехколонные платформы обладают значительной остойчивостью в транспортном положении. При погружении, когда опорная плита входит в воду на всю свою высоту, остойчивость платформы резко снижается. (Вариант 2).


Табл. 2. Экономическая оценка запасов газа морских месторождений шельфа о. Сахалин


Месторождения


Рентабель ные запасы, млн т


Инвестиции в освоение, $ млн


Расчетный ЧДД инвестора, $ млн (@=10%)


ВНР, %


Дисконтиро ванный доход государства, $ млн


Срок окупае мости, лет


Всего


В т.ч. в ГРР


Лунское


530


5700


50


3800


18,0


4300


9


Пильтун-Астохское


100


1200


20


800


17,6


1000


18


Чайвинское


320


4700


40


1500


14,0


2700


13


Аркутун-Дагинское


70


1200


40


400


14,6


700


11


Одопту-море (центр. и юж. купол)


90


1100


15


800


17,9


900


9


При использовании первого варианта платформ отгрузка нефти при глубине моря 20 м и более — прямая в челночные танкеры дедвейтом 70 тыс. т, при глубине менее 20 м — через выносной морской отгрузочный причал (МОП). Во втором варианте отгрузка нефти осуществляется по подводному трубопроводу на берег или на кессонную платформу с хранилищем. Газ в обоих вариантах поступает на берег по подводному трубопроводу.


При расположении месторождений на расстоянии, допускающем бурение скважин с берега, возможно освоение месторождений без использования платформ и подготовки продукта на берегу. В настоящее время с берега на о. Сахалин бурится уникальная морская скважина проектной протяженностью по стволу около 13 км. Отгрузка нефти осуществляется в существующий береговой российский трубопровод.


Все рассматриваемые месторождения находятся на глубинах моря от 20 до 70 м. Однако применение платформенного способа обустройства морских месторождений в сложных ледовых условиях, по данным ЦНИИ им. акад. Крылова и ВНИГРИ, имеет ограничение по глубине моря до 50 м. Таким образом, в статье рассматриваются только те месторождения, которые находятся на глубинах до 50 м.


Экономическая оценка рассмотренных вариантов освоения месторождений проводилась с помощью программы INVESTOR, разработанной во ВНИГРИ. Расчеты проводились в действующей налоговой системе при двух вариантах цен на нефть — заложенной в бюджете страны на 2006 г. — $45/бар. ($329/т) и на 2007 г. — $61/бар. ($445/т), и цене газа $230/ тыс. м3 для экспорта и $60/тыс. м3 для внутреннего потребления. Условия недропользования и система налогообложения принимались неизменными за весь расчетный период. Доля экспорта энергоресурсов была принята для нефти 100%, для газа — 70%. Экспортная пошлина рассчитана по прогрессивной шкале и достигает при заданных уровнях цен на нефть соответственно $125 и $201/т. Акциз на экспортируемый газ составляет 30%, на газ для внутреннего потребления — 15%.


В расчетах была предусмотрена транспортировка нефти по смешанному варианту — транссахалинский нефтепровод по суше до южной оконечности острова с последующей отгрузкой в танкеры. Для газа предусматривалась транспортировка морским транспортом в виде сжиженного природного газа (СПГ). Для транспортировки нефти и СПГ в ледовых условиях в расчеты было заложено не строительство танкерного и ледокольного флота, а его аренда. Рынком сбыта в расчетах предусмотрены страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).


В итоговых таблицах показаны инвестиции в освоение месторождений УВ, расчетный чистый дисконтированный доход инвестора, дисконтированный доход государства и сроки окупаемости проектов (табл. 1 и 2). Из табл. 1 видно, что сроки окупаемости проектов освоения доходят до 9 лет, а дисконтированный доход инвестора достигает $2 млрд. Согласно расчетам, внутренняя норма рентабельности превышает 10%, что говорит об инвестиционной привлекательности рассмотренных месторождений. Из табл. 2 видно, что инвестиции в освоение двух месторождений: Лунское и Чайвинское — достаточно высоки, однако и расчетный дисконтированный доход инвестора от их освоения будет составлять: для Лунского месторождения — почти $4 млрд, для Чайвинского — почти $1,5 млрд. Внутренняя норма рентабельности превышает нормативные 10% и это, в свою очередь, говорит об инвестиционной привлекательности проектов. Остальные месторождения требуют меньших вложений, но отличаются более низкой доходностью.


Наиболее экономически выгодными для освоения нефтяных запасов можно считать Пильтун-Астохское и Аркутун-Дагинское месторождения. С этих объектов как инвестор, так и государство смогут получить наибольшую финансовую отдачу. Что же касается месторождений, где выгодней всего осваивать газовые запасы, то здесь бесспорным лидером по возможному получаемому доходу можно считать Лунское месторождение. Таким образом, Сахалинский шельф Российской Федерации обладает большими потенциальными возможностями по добыче нефти и газа.


Выгодные условия транспортировки нефтепродуктов на экспорт делают его привлекательным для инвесторов. Вместе с тем освоение ресурсов нефти и газа требует применения высоких капиталоемких технологий. Проведенные расчеты экономической эффективности различных вариантов разработки морских месторождений нефти и газа о. Сахалин показывают, что их разработка выгодна как для государства, так и для недропользователей и инвесторов. Освоение морских месторождений нефти и газа имеет большую социально-экономическую значимость, как для Дальневосточного региона, так и для страны в целом на длительную перспективу.


 

Знаковый проект. Системный подход к устройству дорожных покрытий. Уточнена процедура государственного строительного надзора. Городской суд взял под защиту Генплан. Бетон XXI века. КАС сменят многоярусные паркинги. Грузовых автомобилей для строительных работ в Санкт-Петербурге, как и в России, пока не хватает.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved