Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Стройиндустрии нужна поддержка


Понятно даже дилетанту, что без строительных материалов дом не построить. Однако сегодня стоит задача — обеспечить россиян доступным и комфортным жильем. Но кто из «отцов» этого национального проекта может ответить, сумеет ли наша стройиндустрия обеспечить строителей таким количеством материалов, если в современном общероссийском классификаторе видов экономической деятельности вообще отсутствует понятие «промышленность строительных материалов».


В конце мая в Николаевском дворце Санкт-Петербурга прошла научно-практическая конференция «Состояние и проблемы строительной индустрии Санкт-Петербурга и Ленинградской области».


С вполне законным интересом ожидались выступления заместителя председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга А. Кайдалова и начальника отдела развития строительной индустрии Комитета по строительству Ленинградской обл. Г. Вязникова. Первый остановился на вопросе баланса потребностей и производства строительных материалов и конструкций для развития строительного комплекса Санкт-Петербурга, а второй рассказал участникам о состоянии строительной индустрии Ленобласти.


Выступление Г. Вязникова отличалось оптимизмом. По его словам, производство строительных материалов в области растет невиданными темпами. Это подтвердила и диаграмма динамики объема производства в промышленности стройматериалов: с 2002 по 2006 гг. цифры выросли почти вдвое.


Однако А. Кайдалов с трибуны заявил, что в городе ощущается дефицит песка и щебня в объеме около 2 млн. куб. м.


Управляющий ОАО «Гранит-Кузнечное» В. Кострица утверждал обратное, в частности он сообщил: — За последние 7 лет потребление гранитного щебня в Санкт-Петербурге выросло на 60% — с 5 млн. куб. м (в 2000 г.) до 8,4 млн. куб. м (в 2006-м). При этом строительный комплекс Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. не испытывает недостатка в щебне и не будет испытывать в перспективе.


Несколько дипломатичнее высказался на эту тему вице-губернатор Санкт-Петербурга А. Вахмистров: — Конечно, есть определенные проблемы. Мы много лет планово занимаемся изучением того, что нужно делать для развития строительной индустрии. Всем понятно, что Санкт-Петербург себя строительными материалами и изделиями, а также сырьем не обеспечит. У нас нет в черте города достаточного количества лесов, которые мы могли бы вырубить, у нас нет достаточного количества сырья, из которого мы могли бы изготавливать цемент, у нас нет руды для металла и т. д. Поэтому в основе деятельности правительства Санкт-Петербурга по развитию стройиндустрии является координация и оказание любой поддержки (административной, юридической, экономической) не только в городе.


У нас подписаны соглашения, разработана совместная программа с Ленинградской областью, и она действует уже более 6 лет. Многие наши крупные компании продолжают активно заниматься созданием и развитием предприятий (карьерное производство, цементные заводы — это влияние петербургского бизнеса). У нас есть соглашения в сфере деревообработки с Вологодской и Архангельской областями. Подписано совсем недавно большое соглашение с премьер-министром Республики Беларусь, которое также позволит нам решать временные проблемы, связанные с цементом, со стеновыми материалами. Наверно, больше питерское правительство, на мой взгляд, сделать ничего не может. Нужна поддержка. В рамках национального проекта «Доступное жилье…» я лично месяц назад беседовал с вице-премьеров Д. Медведевым, говорили и о проблемах развития предприятий стройиндустрии в целом по России. Конечно, здесь на первом этапе нужны определенные налоговые льготы. Сейчас разрабатывается программа финансовой поддержки развития предприятий стройиндустрии, она будет базироваться примерно на тех же принципах, что и развитие коммунальной инженерной инфраструктуры отдельных блоков с точки зрения тестирования, выдачи городских гарантий и возможного дотирования процентных ставок по привлечению кредитов для создания строительных производств.


…На сегодня ситуация более-менее сбалансирована за исключением, может быть, цемента, но с вводом в действие нового завода в Сланцах, думаю, что эта региональная проблема будет решена.


…Металл является самой напряженной точкой по прокату и изготовлению металлоконструкций для дорожного строительства, но развивать это все надо. Поэтому, если участники конференции выскажут конкретные предложения, что нужно делать городскому правительству, мы рассмотрим их и вторично вернемся к этому вопросу…


Вопрос из зала: — В недалеком прошлом при Комитете по строительству был отдел по строительной индустрии. Человек в любое время мог получить ответ на интересующий его вопрос. Сейчас такого подразделения нет. Как вы считаете, нужно ли вводить такую структуру в Комитете?


А. Вахмистров: — Такой отдел действительно существовал. В принципе, я создание такого отдела поддерживаю. Поправим это упущение.


Вопрос из зала: — Существует проблема металла для дорожного строительства. Но при этом совсем недостаточно используются конструкции из железобетона...


А. Вахмистров: — Абсолютно корректный и правильный вопрос, поскольку мы сегодня рассматриваем проблемы строительной индустрии. Ваш вопрос относится к области эффективного проектирования, экономии тех же ресурсов, в частности энергоресурсов, и непосредственно металлов. Уже много лет, с 1990 г. точно, и в стране, и в регионе нужна общегосударственная политика, общегосударственные стандарты. Нет такой государственной политики в области строительства, нет технической политики, нет регламентов, которых мы ждем. Мы пытались урегулировать целый ряд вопросов, выпуская собственные территориальные строительные нормы, они действовали. Но вот совсем недавно проводили совещание с прокуратурой, и выяснилось, что вышел какой-то закон, даже не знаю, как он называется, который запрещает применение территориальных строительных норм. Т.е. с 1 января этого года стало невозможным вести государственное регулирование даже на уровне региона. Вполне понятно, что самые дешевые во всем мире, конечно, не металлоконструкции прокатного изготовления, а железобетонные конструкции. Понятно, что индивидуально изготовить какой-нибудь мостовой переход через ручей в монолите, ставить опалубку, может быть, даже из необрезной доски — это можно. Но когда мы говорим о масштабах строительства, применении типовых узлов, типовых развязок, типовых эстакад, конечно, здесь речь может идти, по большому счету, об индустриальном строительстве.


Реплика из зала: — Мы уже развиваемся в этом направлении. Но мы не видим четкую перспективу, эти изделия не закладываются в проекты. Мы сами себе придумываем перспективу.


А. Вахмистров: — Согласен. К сожалению, проблема проектирования, наверно, является одной из важнейших. Я не хочу никого обижать, но все-таки позволю себе заметить, что неоднократно встречался, особенно в конструкторской среде, как бы это точнее сказать, со старым проектированием. Зачастую оно базируется на типовых решениях, принятых в советское время при плановом хозяйстве, когда какой-то завод выпускал номенклатуру, под которую и «рисовался» проект. А уже и этого завода нет, и номенклатуры этой нет. Иногда смотришь, как еще до сих пор наши «металлисты» проектируют из прокатного профиля, это даже не XX-й век, а XIX-й.


• • •


Много было выступлений на этой конференции. Конструктивные предложения внесли генеральный директор ОАО «Группа ЛСР» И. Левит, исполнительный директор ЗАО «Метробетон» М. Бизяев, заместитель генерального директора ФГУ «Тест-С.-Петербург» О. Бабичева и еще около десяти специалистов-строителей и представителей стройиндустрии. Исходя из предложенного ими, конференция приняла рекомендации, публикация которых (в сокращении) покажет, насколько правительство Санкт-Петербурга учтет их при составлении планов на ближайшую перспективу.


…Строительная индустрия является материально-технической основой строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, она во многом определяет масштабы и темпы развития строительного комплекса страны и региона. Между тем в строительной индустрии СПб и Ленинградской обл. имеется немало серьезных проблем, требующих неотложного решения. Развиваясь на основе рыночных отношений, она тем не менее требует определенного регулирования (особенно с точки зрения координации) со стороны органов государственной власти.


Предприятия строительной индустрии остро нуждаются в ясном понимании перспектив своего развития… в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Оба эти региона исторически неразрывно связаны между собой, особенно в части стройиндустрии… Необходима разработка регионального баланса потребностей в конкретных видах материалов, конструкций и оборудования с учетом возможности их производства и внешних поставок.


Участники конференции с сожалением отмечают, что строительная индустрия оказалась вне ведомственных интересов органов государственной власти Санкт-Петербурга, и это отрицательно сказывается на ее регулировании. Отсутствует, по существу, статистическое наблюдение за строительной индустрией города и области, ибо промышленности строительных материалов в федеральном классификаторе отраслей вообще нет! Вместо нее ведется учет «прочих неметаллических минеральных продуктов», 60% которых не относится к строительному рынку.


В результате региональные власти не только не имеют практической возможности воздействия на развитие строительной индустрии, но и четкого представления о составе, объемах, проблемах этой отрасли… Мощности ряда предприятий подошли к порогу своих возможностей... имеется дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих специальностей. Особую тревогу у строителей вызывает рост цен на продукцию строительной индустрии, а в ряде случаев ее низкое качество, особенно у малых предприятий.


Участники конференции рекомендуют: 1. Поддержать правительство Санкт-Петербурга в намерении разработать программу развития строительной индустрии города с учетом планируемого роста объемов жилищного, коммерческого и промышленного строительства. Эта программа должна быть комплексной, содержать прогнозный расчет баланса потребностей строительства в конкретных видах материалов, конструкций, инженерного оборудования и развития мощностей предприятий строительной индустрии. Городу нужна программа, которая свяжет воедино развитие транспортной инфраструктуры и планируемое размещение строительных объектов (необходимо, например, предусмотреть выделение земельных участков на берегах Невы для строительства новых причалов для приема щебня и песка). Целесообразно разработать подобную программу совместно с Ленинградской обл., на территории которой размещена значительная часть предприятий стройиндустрии, и с привлечением строительных бизнес-сообществ. 2. Считать необходимым повышение регулирующей роли городских властей в вопросах качества и безопасности продукции. При формировании городского заказа учитывать наличие у претендентов систем менеджмента, соответствующих международным стандартам. 3. Просить правительство Санкт-Петербурга обязать Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре в ближайшие сроки предоставить сведения о возможных местах размещения предприятий стройиндустрии (как новых, так и выводимых за пределы жилых зон). Особое внимание обратить на вывод из Петербурга асфальтобетонных производств с размещением их в районах, прилегающих к КАД. 4. Считать необходимым создание в структуре Комитета по строительству Санкт-Петербурга специального подразделения, осуществляющего мониторинг предприятий строительной индустрии города, взаимодействующего с соответствующими структурами Ленинградской области и координирующего политику модернизации производства и внедрения новых технологий. 5. Просить Комитет государственной статистики Санкт-Петербурга наладить системный учет предприятий и продукции стройиндустрии, вычленяя ее из других отраслей промышленности, а также создать комплексный «строительный кластер», охватывающий наблюдение и анализ всей совокупности строительного комплекса. 6. Просить Комитет по образованию Санкт-Петербурга возродить систему начального профессионального образования по специальностям, необходимым для предприятий строительной индустрии, и подготовить для утверждения правительством Санкт-Петербурга программу действий на период до 2010 г., ориентированную на строительную отрасль. 7. Оказать содействие деятельности Петербургского строительного центра по пропаганде и внедрению новых технологий и материалов для строительства. 8. Строительным общественным объединениям Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.: а) уделять больше внимания деятельности входящих в объединения производителей строительных материалов, конструкций и оборудования, содействовать в организации семинаров, презентаций, производственных экскурсий, распространении печатных материалов, каталогов, справочников и других форм передового опыта; б) привлечь предприятия строительной индустрии к участию в профессиональной сертификации компаний в рамках предстоящего перехода на саморегулирование и введения аккредитации производителей и поставщиков промышленной продукции при СРО; в) оказывать предметную финансовую помощь в подготовке рабочих кадров; г) крупнейшим производителям строительных материалов, конструкций и инженерного оборудования подписать с правительством города инвестиционные соглашения с обязательством предприятий в порядке частно-государственного партнерства инвестировать средства в модернизацию собственного производства…


Принято 175 участниками конференции


 

Железные дороги — самые надежные. Сотрудничество Петербурга и «Российских железных дорог» крепнет и расширяется. Водоснабжение Павловска. Семинар Международного союза строительных центров (UICB-2003). О перспективах развития Большого порта «Санкт-Петербург». Гофрированные двухслойные полиэтиленовые трубы «ПОЛИТЭК-3000» (ООО «Политэк СПб»). Современные технологии от ЗАО «Петерпайп». Самое лучшее от ОАО «Белтрубопроводстрой».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved