Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Строительство Самарского метро: проблемы и перспективы


Руководитель управления по техническому надзору за строительством метрополитена министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Александр РАССКАЗОВ рассказал нашему журналу об истории, сегодняшнем дне и перспективах развития Самарского метрополитена.


–Александр Федорович, сделайте, пожалуйста, краткий обзор истории строительства Самарского метрополитена. Как он развивался, какие сложности возникали в ходе ведения работ?


— Еще в конце 60-х гг. невозможность решить существующие транспортные проблемы города без строительства такого вида транспорта, как метрополитен, стала очевидна. В сентябре 1968 г. облисполком выдал институту «Метрогипротранс» задание на разработку технико-экономического обоснования целесообразности строительства метро в нашем городе. После этого наступил довольно долгий период прохождения всех необходимых согласований в различных инстанциях. Наконец, к 1979 г. «Метрогипротранс» разработал технический проект строительства первой очереди метро, который и был утвержден Советом Министров СССР распоряжением 23 мая1980 г. со следующими показателями: строительная длина — 17,32 км, количество станций — 13, сметная стоимость — 442,4 млн. руб. (в ценах 1991 г.).


В том же 1980 г. и началось строительство первой очереди Самарского метрополитена. Первый участок протяженностью 4,5 км в составе четырех станций был введен в эксплуатацию в конце 1987 г.В 1992–1993 гг. начали работать еще три станции, в 2002 г. — еще одна. К сожалению, проблемы, связанные с переходом страны на работу в рыночных экономических условиях отразились и на строительстве Самарского метрополитена. Темпы и объемы работ резко сократились из-за существенной нехватки финансирования, и эта проблема стала преодолеваться только в последнее время.


На сегодняшний день действующая линия Самарского метрополитена достигает 10 км и состоит из восьми станций («Юнгородок» — временная, «Кировская», «Безы-мянка», «Победа», «Советская», «Спортивная», «Гагаринская», «Московская»). Комплекс технических служб включает инженерный корпус, электродепо на 9 электропоездов, цеха ТР-3 с мотодепо и путевым развитием. Сегодня метрополитен Самары осуществляет примерно 6% от общего объема городских пассажироперевозок и ежедневно перевозит 80–100 тыс. человек (около 32 млн. в год). Для дальнейшего роста объемов перевозок необходимо развитие сети метрополитена.


— Сегодня по всей стране возобновляется строительство метро. Не исключением стала и Самара. Расскажите, пожалуйста, о планах развития Самарского метрополитена на ближайшее будущее. Существует ли какая-то единая, комплексная городская программа в этой сфере?


— Как уже говорилось, экономический кризис сильно отразился на строительстве Самарского метрополитена. С 1992 г. проходка перегонных тоннелей прекратилась в связи с недостаточным финансированием.


Лишь начиная с 2006 г., благодаря проводимой губернатором Самарской области Константином Титовым политике, возобновлены работы по строительству метрополитена. В 2006 г. дополнительно из профицита бюджета области на эти цели было выделено 80 млн. руб. Сегодня основной нашей целью является выполнение программы развития Самарского метрополитена до 2010 г., включающей в себя завершение строительства ІІІ пускового участка I очереди в 2007 г. с вводом станции «Российская» и перегонных тоннелей до нее от станции «Московская» длиной чуть более 1 км. Следующий этап — окончание строительства станции «Алабинская» в 2009 г. и перегонных тоннелей к ней от «Российской» общей протяженностью 2,6 км. К 2010 г. планируется приступить к работам на станции «Самарская» и на перегонных тоннелях к ней от «Алабинской».


Работы осуществляются на основании закона Самарской области от 23 мая 2006 г.«О внесении изменений в закон Самарской области «Об областном бюджетена 2006 год». Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области определено заказчиком-застройщиком по объекту «Строительство метрополитена в городе Самаре, очередь».


Для выполнения программы развития Самарского метрополитена необходимо обеспечение финансирования в следующих объемах: 2008 г. — 1976,9 млн. руб., 2009 г. — 2347,7 млн. руб., 2010 г. —2168,9 млн. руб.


Ресурсное обеспечение строительства метрополитена осуществляется из ежегодного расчета 50% за счет средств федерального бюджета и 50% за счет регионального бюджета — от защищенного объема технологически обоснованной потребности в средствах на строительство метрополитена. Для области такие расходы, можно сказать, непосильны, хотя правительство региона и делает в этой сфере все возможное. Есть проблемы и с выделением средств из общенациональной казны.


Лимиты, предусмотренные принятыми бюджетными документами на 2007 г.: из федерального бюджета — 482,8 млн. руб., из бюджета субъекта Федерации —144,4 млн. руб.


Выделенные лимиты 2007 г. фактически не позволяют своевременно завершить работы по строительству станции «Российская» и по проходке перегонных тоннелей от станции «Российская» до станции «Алабинская». Для завершения этих объемов необходимо выделение дополнительных средств в сумме около 800 млн. руб. По решению губернатора Самарской области, для завершения строительства станции «Российская» из профицита бюджета области по итогам 6 месяцев 2007 г. выделено 300 млн. руб.


— Что сегодня уже сделано, и что предстоит сделать в ближайшем будущем? Как идут работы? Существуют ли проблемы?


— В настоящее время выполняются программные мероприятия по обеспечению строительства метрополитена проектной документацией. Ведутся работы по корректировке технического проекта концевых участков метрополитена (от «Российской» до «Театральной» и от «Кировской» до станции «Крылья Советов»); разрабатывается рабочая документация на станцию «Алабинская».


Как уже говорилось, в 2007 г. намечен ввод в эксплуатацию станции «Российская». Чтобы обеспечить выполнение намеченных планов, в декабре 2006 г. состоялись торги на ведение горнопроходческих работ перегона от станции «Российская» до «Алабинской». Их выиграла подрядная организация ЗАО «Волгатрансстрой-Метро». Ею была привлечена на субподряде компания «Казметрострой», главной задачей которой является строительство метрополитена в Казани. Эта организация, приглашенная для ведения проходки тоннелей, имеет современное горнопроходческое оборудование канадской фирмы «Ловат». Общая длина смонтированного комплекса около 70 м, диаметр роторной части 6 м, внутренний диаметр тоннеля 5,6 м. Применение тоннелепроходческого комплекса «Ловат» дает возможность вести выработку породы и обделку тоннелей одновременно. Блокоукладчик комплекса укладывает блоки в технологическом цикле проходки таким образом, что в результате работы комплекса за ним остается водоизолированный тоннель. Динамика резания породы 12 гидравлическими роторами обеспечивает скорость проходки тоннелей до 150 м/месяц.


Применение новой технологии позволит в оптимально короткие сроки завершить проходку перегонных тоннелей. Работы по проходке планируется вести следующим образом: левый перегонный тоннель длиной 650 м (февраль-июль 2007 г); щит демонтируется на ПК 47+17 (август 2007 г.); правый перегонный тоннель (сентябрь 2007 — апрель 2008 гг.); начало строительство станции «Алабинская» (январь 2008 г.); демонтаж щита (апрель-май 2008 г.).


Для сравнения можно привести пример: проходка перегонных тоннелей между станциями «Московская» и «Российская» осуществлялась в 1990–1992 гг. механизированным щитовым комплексом КТ-5,6 со скоростью проходки 30-40 м/месяц.


— Расскажите, пожалуйста, о перспективных планах развития Самарского метрополитена. Каким он станет, например, лет через 15–20?


— Участок между станциями «Российская» — «Алабинская» — «Самарская» намечается ввести (при достаточном финансировании) к 2012 г. На период закрытия ул. Ново-Садовой в IV квартале 2007 г. для строительства станции «Алабинская» планируется реконструкция Северо-Восточной магистрали и ул. Соколова от ул. Ново-Садовой до ул. Лесная, для пропуска автотранспорта на Волжский проспект.


Строительство I очереди Самарского метрополитена планируется завершить к концу 2015 г. на станции «Театральная» с устройством оборотных тупиков и окончанием участка от «Кировской» до станции «Крылья Советов». Окончание строительства I очереди обеспечит связь промышленной зоны с культурным и административным центром города комфортабельным транспортом.


Трасса II очереди Самарского метрополитена предусматривает строительство двенадцати станций («Вокзальная», «Клиническая», «Московская», «Революционная», «Орловская», «Советской Армии», «XXII партсъезда», «Титовская», «Ипподром», «Ташкентская», «Стадион»,«18-й километр» — названия «рабочие») от железнодорожного вокзала с проследованием по пр. К. Маркса и далее по Московскому шоссе до Ракитовского шоссе, где планируется строительство нового электродепо. Станции «Московская» и «Орловская» (в районе центрального автовокзала) предусматриваются пересадочными.


Начинать строительство II очереди планируется от железнодорожного вокзала до пересадочной станции «Московская» с промежуточной станцией «Клиническая». Второй этап строительства — участок от «Московской» до станции «Орловская» —обеспечивает связь двух пассажиро-образующих пунктов: железнодорожного вокзала и центрального автовокзала.


Дальнейшие этапы строительства II очереди обеспечат скоростным транспортом отдаленные и торговые районы вдоль Московского шоссе, областную клиническую больницу им. Калинина и торговый центр на «18-м километре».


III очередь метрополитена предусматривает строительство метромоста через реку Самару и соединение массива жилищной застройки «Самарское Заречье», в котором планируется размещение электродепо, со станцией «Орловская» (центральный автовокзал) через станцию «Гагаринская» (пересадочная) по ул. Революционной и продление линии, в перспективе, до пр. Кирова. III очередь метрополитена обеспечит скоростным общественным транспортом район перспективной массовой застройки со всеми, посредством пересадочных станций, районами города.


Но это пока вопросы перспективы и проектного прогнозирования. На сегодняшний же день главное завершить строительство и ввести в эксплуатацию I очередь Самарского метрополитена. После этого доля метро составит 9,34% от общего объема городских пассажироперевозок, с пуском II очереди — повысится до 20%.


 

Защита для инвестора (СК «Русский мир»). «Большая Строительная Энциклопедия «Техэксперт»: от проектирования до эксплуатации. Интернет для строителя. Размещение рекламы. ОАО «РЖД» держит курс на инновационное развитие. Промышленная группа «Стройкомплект»: продолжая традиции…. «Лемминкяйнен Дор Строй»: нестандартные материалы для нестандартных задач. Благовещенский мост открылся после ремонта. Следом на ремонт встанет Дворцовый.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved