Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Утилизация мусора по-скандинавски


За последние десятилетия, особенно с началом широкого использования пластиков и других полимерных материалов, утилизация мусора, бытовых и промышленных отходов стала одной из первоочередных проблем экологии окружающей среды. Если не считать решением создание специальных полигонов для хранения твердых отходов, или проще говоря — свалок, то наиболее эффективным является сжигание всего, что только может гореть и при этом не годится для вторичной переработки, естественно, используя фильтрационное оборудование и различные технологии, направленные на предотвращение выброса продуктов горения в атмосферу. Однако даже сжигать мусор можно с пользой. Это вполне можно видеть на примере теплоэлектростанции Hцgdalenverket, принадлежащей скандинавскому энергетическому концерну Fortum. Вот уже более 30 лет ТЭЦ Hцgdalenverket, расположенная в пригородном районе Стокгольма, ежесуточно принимает сотни тонн городского мусора и в процессе его сжигания вырабатывает тепловую и электрическую энергию.


ТЭЦ Hцgdalenverket — предприятие XXI века


На проблему эффективной утилизации отходов, растущих едва ли не в геометрической прогрессии, в шведской столице обратили внимание еще в середине прошлого века. В 1963 г. муниципалитет Стокгольма принял решение о строительстве нового мусороперерабатывающего предприятия. При этом возможность не просто утилизировать отходы, но и использовать энергию их горения для генерации электроэнергии и тепла, была заложена в проект изначально.


В 1970 г. ТЭЦ Hцgdalenverket (Хогдаленверкет), размещенная в гористом районе Хогдален, что на юге Стокгольма, вошла в строй. На тот момент станция была оснащена двумя энергоблоками с котлами для сжигания отходов мощностью по 15 т/ч., турбогенераторами и системой очистки топочных газов с использованием электрических фильтров. Затем ТЭЦ подключили и к системе теплосетей.


Теплоэлектростанция Хогдален постоянно совершенствовалась и наращивала перерабатывающие и генерирующие мощности. В середине 1980-х гг., например, был введен в строй новый котельный агрегат, оборудованный системой очистки топочных газов с использованием зольных реакторов и закрытого фильтрового коллектора. В 1999 г. ТЭЦ Хогдален начала использовать новый вид топлива — отходы изделий из бумаги, древесины, полимеров и пластмасс…


На сегодняшний день ТЭЦ Хогдален состоит из двух цехов — по переработке бытовых отходов и по переработке промышленных отходов. Для сжигания бытовых отходов используются четыре котла с колосниковыми решетками общей мощностью более 170 MВт, а для промышленных отходов (представляющих собой отсортированные и измельченные отходы из бумаги, древесины и пластика) служит агрегат с циркулирующим псевдоожиженным (взвесециркулирующим) слоем мощностью 92 MВт. Есть и резервный котел мощностью 80 МВт, который может работать на мазуте. На станции установлены две паровые турбины мощностью 70 МВт. Кроме того, в целях экологической безопасности объекта реализована многоступенчатая система очистки топочного газа и утилизации несгоревших твердых отходов.


Перерабатывающая мощность станции Хогдален составляет 700 тыс. т отходов в год (500 тыс. т — бытовых и 200 тыс. т — промышленных). На «мусорном» топливе ТЭЦ ежегодно производит до 1 700 ГВт/час тепловой энергии и порядка 450 ГВт/час электроэнергии. О роли ТЭЦ Хогдален в энергетическом балансе города достаточно сказать, что эта станция является основным поставщиком тепла в южные районы Стокгольма.


Специалисты концерна Fortum подсчитали, что доля отходов (бытового и промышленного мусора) и биотоплива в центральном теплоснабжении Стокгольма составляет 56%. Еще 16% приходится на утилизацию низкопотенциального тепла озер и обратной воды из теплоцентралей и канализации и только 28% — на электричество, мазут и уголь.


Кстати, практически все ТЭЦ, использующие альтернативные источники получения энергии и размещенные в окрестностях Стокгольма, принадлежат энергоконцерну Fortum: помимо Хогдаленверкет это две ТЭЦ на биотопливе и угле, ТЭЦ Хессельби на древесных гранулах, и ТЭЦ, расположенная неподалеку от аэропорта Арланда, — на древесной щепе. Они-то и покрывают две трети тепла, нужного Стокгольму. Но вернемся на ТЭЦ Хогдален…


Станция практически полностью автоматизирована. За исключением отдельных операций, ею можно управлять с центрального пульта, находясь за которым, дежурный оператор контролирует все процессы — от подачи отходов в котлы и их сжигания до генерации тепловой и электрической энергии и очистки топочного газа. Одновременно за всеми процессами можно наблюдать и визуально — на телеэкранах — посредством системы видеокамер, которые установлены даже внутри котлов.


ТЭЦ Хогдален работает круглосуточно. Дежурная смена состоит из 8 человек. Всего же станцию обслуживает порядка 150 человек, включая руководство, инженеров, сменный персонал.


Полностью безотходное производство


Ежегодно жители Стокгольма «производят» порядка 230 тыс. т бытовых отходов. С учетом же населения Большого Стокгольма, как принято называть городской округ, включающий в себя и сам город, и прилегающие к нему загородные районы (можно сказать, Стокгольмская область), ежегодный объем отходов на этой территории превышает 500 тыс. т.


Развитая система коммунального обслуживания охватывает практически весь округ Стокгольма, в том числе и по сбору бытовых отходов, которые ежедневно свозятся на ТЭЦ Хогдален для использования в качестве топлива.


Утилизация мусора на станции происходит следующим образом. Каждый день ТЭЦ принимает более 200 грузовых автомобилей различной вместимости, которые сгружают бытовые отходы (ежесуточно до 1 500–2 000 тонн) на специальную площадку в огромном крытом ангаре. Затем, после небольшой сортировки (этот дополнительный этап переработки необходим для того, чтобы водители мусоровозов могли лишний раз проконтролировать, не оказались ли случайно среди привезенного хлама какие-либо предметы, не подлежащие утилизации на ТЭЦ, ведь в этом случае фирме, занимающейся сбором и вывозом мусора, грозят серьезные штрафы), отходы сталкиваются бульдозером в огромный бункер.


В бункере топливо подвергается обработке с помощью мостовых кранов. У крановщика в кабине три важные задачи: отгруженное топливо (то есть отходы) следует перемешать, еще раз проконтролировать, чтобы в нем не оказалось каких-то крупногабаритных предметов или обломков металлоконструкций, и, наконец, поместить в раструбы, по которым через шахту топливо доставляется к котлам. При этом топливо сначало поступает на подающий стол, откуда гидравлические толкатели подают его в топку в том объеме, который в данный момент требуется для поддержания мощности энергоблока.


Каждый котел с колосниковой решеткой имеет зону просушки (для снижения влажности отходов до уровня, когда они могут сгорать), зону сжигания и зону догорания. Розжиг котлов производится с помощью мазута, который также подается в них в процессе сжигания отходов (так называемая «подсветка» мазутным топливом). По данным за 2006 г., на запуск котлов после остановки и поддержание горения в них было затрачено 2 833 кв. м мазута.


Тело самих печей состоит из труб, по которым под действием выделяемого при горении тепла испаряется вода. Далее нагретый пар под давлением поступает в основные рабочие паропроводы станции, где он приводит в действие паровые турбины и генераторы, вырабатывая электроэнергию, а затем подается в теплообменник, нагревая воду, подаваемую в городские теплосети для отопления жилых и промышленных помещений.


Когда топливо (бытовые отходы) прогорает, шлак попадает в огнетушащий чан, откуда поступает в клинкерный бункер, а затем — в цех удаления и переработки отходов. Здесь с помощью магнитного сепаратора из шлака удаляется металлический лом, а сам шлак используется в качестве добавки при приготовлении асфальтобетонных смесей для дорожного строительства. Несгоревший остаток составляет в среднем около 12% от объема поступивших на переработку бытовых отходов.


Топочные же газы, отдав тепло в теплообменном агрегате, не выбрасываются сразу в атмосферу, а сначала поступают в специализированный цех воздухоочистки. Первая ступень очистки осуществляется с помощью электрических фильтров, улавливающих зольную пыль. Далее зола попадает на смесительный узел в цехе переработки отходов, где ее смешивают с отходами угольного производства и используют при производстве бетонных смесей. Таким образом удается не только предотвратить попадание присутствующих в ней тяжелых металлов в окружающую среду, но и использовать ее в дорожном строительстве.


Затем следует стадия влажной очистки топочных газов, которые в два этапа проходят через фильтры с жидкими реактивами: кислотным — для удаления соединений хлора, оставшихся тяжелых металлов и др., и нейтральным — для удаления соединений серы. Завершающей стадией очистки топочных газов от продуктов горения является электроскруббер с трубами Вентури, выступающий в роли своеобразного «полицейского кордона» для диоксинов.


Только после такой сложной, многоступенчатой обработки топочные газы — фактически, безвредный воздух — попадают через дымовую трубу в окружающую среду. Тем не менее на станции ведется мониторинг состава выбрасываемых газов, постоянно производятся замеры, данные которых отслеживают дежурные операторы с центрального пульта управления ТЭЦ.


Отходы — в доходы!


Остается добавить, что создание «мусорной» ТЭЦ такого уровня требует серьезных вложений. Достаточно сказать, что инвестиции в строительство и пуск нового энергоблока по переработке бытовых отходов (перерабатывающая мощность — 35 т/ч.,) который был введен в эксплуатацию два года назад, составили около 1 млрд. шведских крон (то есть более 100 млн. евро). Однако, как показывает опыт концерна Fortum, эксплуатация такой станции приносит неплохую прибыль.


Прежде всего избавляя Стокгольм и его округу от мусора, ТЭЦ Хогдален работает на абсолютно бесплатном (для нее!) топливе. Более того, существует еще и плата за мусоропереработку, которая включена в сбор за вывоз и удаление отходов и которую ежемесячно вносят промышленные предприятия и население. При этом станции, работающие на газе и угле, должны оплачивать квоты на выбросы СО2 (мощный стимул для развития новых, экологически чистых технологий производства энергии!), а ТЭЦ Хогдален — нет. Кроме того, с 2005 года Швеция законодательно запретила создавать на своей территории места для складирования мусора и устраивать свалки. Таким образом, и местные власти, и предприятия оказались заинтересованы в том, чтобы стимулировать появление таких производств, как ТЭЦ Хогдален.


Кстати, интересная деталь: перерабатывающие мощности станции Хогдален периодически использует для своих нужд и шведская полиция — например, для уничтожения изъятой у наркоторговцев партии зелья или фальшивых купюр. Разумеется, полисмены покидают ТЭЦ, только убедившись, что доставленный ими груз сгорел в топке котла! Благо, что современное оборудование станции позволяет это проконтролировать без особых затруднений.


В целом, приоритетной целью для владельца ТЭЦ Хогдален концерна Fortum (что вполне соответствует «генеральной линии» паневропейской политики в области ресурсо- и энергосбережения, экологии окружающей среды) является увеличение доли возобновляемых энергоресурсов и источников для производства тепловой и электрической энергии на генерирующих станциях концерна, а также отказ от энергоресурсов, использование которых сопровождается выбросами таких соединений, как CO2. И проекты по использованию мусора прекрасно вписываются в эту концепцию.


В частности, по данным за 2006 г., в общем объеме тепловой энергии, произведенной на объектах концерна Fortum (25,8 ТВт/ч.),на долю переработки отходов приходится около 5%.


Неизбежно возникает вопрос: не пора ли и нам взять на вооружение скандинавский опыт и прекратить плодить бесконечные (как санкционированные, так и «стихийно возникающие») свалки? Безусловно, пора! Тем более, что и концерн Fortum, входя в число акционеров «ТГК-1» — ведущей генерирующей компании на Северо-Западе России (доля концерна Fortum в «ТГК-1» составляет уже более 25%), — все более активно участвует в развитии российской энергетики. Но… не окажется ли труднопреодолимой пропастью то, что принято называть «российским менталитетом»?


Можно вспомнить, к примеру, как у нас еще в советское время население пытались приучить собирать мусор и пищевые отходы в раздельные емкости. К сожалению, в контейнеры для пищевых отходов (которые планировалось использовать для производства кормов для скота) часть наших сограждан валила все подряд, да и коммунальщики не спешили их своевременно вывозить, разводя антисанитарию… Словом, эксперимент провалился.


А вот с детства приученные к культуре обращения с мусором европейцы не считают для себя за труд рассортировать бытовые отходы, прежде чем отправить их в мусорные баки. И именно это позволяет соответствующим предприятиям достаточно эффективно утилизовывать отходы, направляя, например, на вторичную переработку стекло и металл или сжигать, производя энергию.


Хотя, конечно, и проблема сортировки мусора может быть успешно решена за счет применения на аналогичных ТЭЦ в нашей стране более «всеядного» (менее требовательного к составу и консистенции сжигаемого мусора) технологического оборудования. Тем более, что потенциал-то у нас какой: ежегодно Питербург с областью отправляют на свалки около 2 млн. т одних только бытовых отходов! Страшно даже представить такую гору мусора! А сколько даровой энергии можно было бы получить, избавившись от него?! Но, увы, подобные шведской Хогдаленверкет станции строятся пока только в Европе…


В апреле 2007 г. Fortum объявил о планах по строительству еще одной ТЭЦ, работающей на мусоре, которая разместится в Бриста (Brista, в северной части Стокгольма). Генерирующие мощности новой ТЭЦ составят примерно 57 МВт тепловой и 20 МВт электрической энергии. Перерабатывающая мощность станции планируется на уровне 240 000 т мусора в год, и «топливо» для нее придется свозить и из более удаленных районов страны. В строительство Fortum инвестирует порядка 110 млн. евро. Ожидается, что новая ТЭЦ войдет в строй на рубеже 2010–2011 гг.


 

Системы предварительно напряженных монолитных безбалочных перекрытий. Объемно-переставная опалубка. Петербургский класс асфальта. Коротко о современных кондиционерах. Санкт-Петербург — современный выставочный центр. Рынок навесных систем с воздушным зазором. Алюминиевые композитные панели: за или против.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved