Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Магия PR на службе отрасли


В нефтегазовой отрасли начинается настоящий бум под знаком магической аббревиатуры — PR. «PR пошел в тяжелую промышленность», «Российские нефтесервисные компании начали обращаться к профессионалам по PR», «РR-сопровождение деятельности нефтегазовых корпораций» — наиболее часто встречающиеся темы публикаций, выступлений и дискуссий последнего времени.


Певучее звучание аббревиатуры настолько завораживает, что многие участники дискуссии о роли и возможностях PR в нефтегазовой отрасли теряют чувство реальности и впадают в разного рода крайности, далекие от первоначальных смыслов PR. Задача данной публикации — уберечь уважаемых читателей от бессмысленных «падений».


Технология коммуникации с обществом


Для ясности заметим: PR расшифровывается как «public relations», что в переводе на русский язык означает «связи с общественностью». Public relations начинают играть решающую роль в развитии компаний. И это происходит вполне заслуженно, ведь только инструменты PR дают максимум свободы и вариативности действий при построении коммуникаций между компанией и обществом. Грамотные PR-коммуникации способны с минимальными затратами поднять компанию на первое место. Однако управление таким сложным инструментом требует высокого профессионального мастерства всех PR-специалистов компании или PR-агентств.


На практике PR реализуются наряду с рекламой. Наряду, но не подменяя ее. Рекламный и PR-продукты, несмотря на сходство внешних форм, имеют разное содержание. Реклама — сообщение, предназначенное для некоторой, заранее определенной группы людей, оплаченное конкретным заказчиком и имеющее целью побудить эту группу к конкретным, желательным для заказчика действиям. PR — это также предназначенное для некоторой заранее определенной группы людей сообщение (чаще всего — оплаченное, но может быть и неоплаченным). Но оно не побуждает к немедленным действиям, а лишь готовит для них почву. Цель PR — сформировать в данной группе определенное мнение, определенный взгляд на предмет сообщения и т.д.


С точки зрения заказчика рекламных и PR-услуг, реклама и PR — это одно и то же, так как конечные цели рекламной и PR-кампании совпадают. Эффективность PR и рекламы в бизнесе определяется одной меркой — успешностью продаж. Но точно оценить эту эффективность (особенно PR-акций, рассчитанных на отсроченный по времени эффект) бывает трудно.


От репутации к имиджу


Еще несколько лет назад такие классические PR-задачи, как «создание репутации компании, благоприятного информационного поля для облегчения проникновения продукции к потребителям благодаря доверию и симпатии», отечественными предпринимателям казались абстрактными, ничего не значащими. И это притом, что в мире сложилась тенденция восприятия репутации как основного нематериального актива компании. Анализ репутации — это своеобразная оценка активов, которая дает компании возможность взглянуть на себя глазами целевых групп (партнеров, заказчиков), это и документальное подтверждение/опровержение собственных гипотез и возможность сравнить желаемые и реальные оценки. Анализ репутации дает представление об общей эффективности коммуникационной стратегии компании; определяет наиболее сильные/слабые элементы позиционирования компании и возможные направления дальнейшей активности компании; позволяет замерять изменения репутационного актива с течением времени и сравнивать собственные социально-экономические координаты с координатами конкурентов.


Стабилизация российской экономики делает возможным долгосрочное планирование, а вместе с этим изменяется и отношение к собственной репутации и, в более широком смысле, к имиджу. Еще лет десять назад в сознании заказчиков PR-услуг происходила нивелировка социальной значимости кампаний: позиция «делай добрые дела и рассказывай о них» активно менялась на позицию «рекламируйся, только более изысканными методами». В результате классические PR-инструменты (акции, пресс-конференции и т.п.) оказывались разновидностями рекламного воздействия, имеющего целью мобилизовать потребителя на совершение покупок. В настоящее время наблюдаются обратные процессы. И тон в этом вопросе задает как раз тяжелая промышленность.


Продвижение промышленной рекламы и PR особенно ускорилось в связи с приходом новых западных технологий PR. Этот вопрос обсуждался на апрельской конференции «Промышленная реклама-2007» в Алуште. Представители компаний металлургической, химической, нефтегазовой, транспортной, машиностроительной и других смежных отраслей промышленности, представители рекламных, PR- и консалтинговых агентств из Украины и стран СНГ наметили несколько общих тенденций, которые нашли свое отражение в цифрах украинских экспертов. Так, по оценке экспертов, к 2007 г. общий объем рынка PR-услуг в тяжелой промышленности составил более $60 млн. В этом году прогнозируется рост рынка на уровне 20–70%. Наиболее типичен для рынка годовой PR-бюджет крупной компании в размере $100–500 тыс., но промышленники тратят гораздо меньше. В корпорациях принято выделять три основных вида рекламы: коммерческая, социальная и имиджевая (или PR).


Рекламные кампании для потребительских товаров отличаются выраженной эмоциональной окраской и направлены на чувства потребителей, в то время как промышленная реклама содержит больше цифр и логики. В основном имиджевая промышленная реклама публикуется в известных мировых специализированных изданиях, как электронных, так и печатных. Один материал в среднем обходится от $12 до $30 тыс. Промышленные магнаты в ходе рекламной кампании дают рекламу в 3–4 журнала Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона и еще нескольких мировых бизнес-центров.


Имиджевая система отрасли


Грамотный PR важен для любой компании, и особенно для гигантов, которые создают лицо экономики страны. У крупных промышленных предприятий есть несколько контактных аудиторий, с которыми они должны выстраивать отношения. Во-первых, это органы власти. Во-вторых, инвесторы и партнеры, отношение которых к компании непосредственно влияет на деловой климат. В-третьих, широкая общественность, особенно жители того региона, в котором находится предприятие, поскольку люди не всегда позитивно оценивают деятельность той или иной компании. Помимо этого есть еще одна аудитория, о которой компаниям нельзя забывать, — сотрудники самого предприятия, которые не просто должны быть проинформированы о принципах работы своей структуры, но и понимать и принимать их.


Нефтегазовая отрасль России, по выражению председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, — «сердцевина экономики России». Страна позиционирует себя как энергетическая сверхдержава, что вызывает различную реакцию внутри России и за ее пределами. Мир большой политики все теснее переплетается с миром энергетики. Следовательно, полумерами в осуществлении PR здесь не обойтись. Имидж отрасли должен рассматриваться как комплекс взаимосвязанных имиджевых систем. Неотъемлемым атрибутом любой системы является структура. В структуру имиджа отрасли и отдельного предприятия можно включить как минимум восемь составляющих: 1) Деловой имидж организации — это представление об организации как субъекте деловой активности. Полнота и своевременность предоставленных потребителю услуг — основа формирования мнения об организации. 2) Имидж сотрудников включает представление о стиле жизни, социальном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках. 3) Внутренний имидж организации — это представления сотрудников о своей организации. Основными детерминантами внутреннего имиджа организации являются культура организации и социально-психологический климат. 4) Имидж руководителя или основных руководителей организации включает представления о способностях, ценностных ориентациях, психологических характеристиках и внешности руководителей. 5) Имидж персонала — это собирательное, обобщенное представление о персонале, которое отражает наиболее характерные для него черты. Профессиональная компетентность включает: мобильность (скорость и качество обслуживания); аккуратность в выполнении служебных обязанностей; точность выполнения работы; информированность; высококвалифицированную профессиональную подготовку; коммуникабельность, социально-психологические характеристики сотрудников, а также их социально-демографические и физические данные: возраст, пол, наличие/отсутствие физических недостатков. 6) Визуальный имидж организации — это представление об организации, основанное на визуальных ощущениях, которые фиксируют информацию об интерьере офиса, приемную руководителя, кабинет, символику организации. 7) Социальный имидж организации — это представление широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества. 8) Имидж услуг — это представления людей об особенностях предоставляемых услуг.


PR-сопровождение, таким образом, может заключаться в создании внутренней (содержательной) формы имиджа: организационной культуры, репутации, имиджа услуг, и внешней (визуальной) — участие в разработке архитектуры зданий, дизайна помещений, внешности персонала и руководителя. Исследование имиджей и репутаций энергетических корпораций, а также РR-сопровождение деятельности нефтегазовых корпораций становится приоритетной задачей различных государственных и общественных организаций.


Активную PR-деятельность на всю страну проводят «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». Кстати, компания «ЛУКОЙЛ» стала лауреатом Национальной премии «За безупречную репутацию-2006» в номинации «Нефтяная и нефтегазовая промышленность». Ежегодная премия, учрежденная в 2002 г. газетой «Комсомольская правда», по словам оргкомитета, «является своеобразным хит-парадом компаний, сумевших заработать себе доброе имя благодаря не только высоким показателям в бизнесе, но и постоянной заботе об интересах общества». Примеру «монстров» следуют и другие игроки рынка, укрепляя свои позиции на местах. Так, совсем недавно появилось сообщение о разработке программы формирования репутации ООО «Нефтьсервисхолдинг» на территории Пермского края.


Все еще нередки случаи, когда заказчик PR-сопровождения не понимает необходимости формирования имиджа в более широком социальном контексте и более широкой аудитории, чем конкретная целевая платежеспособная группа, и рассматривает только мероприятия, воздействующие на целевую аудиторию. При этом даже опыт конкурента, успешно формирующего свой имидж, и уже ставшего широко известным, не изменяет позиции. Встречается и такая ситуация, когда заказчик пребывает в своих иллюзиях о том, что он и так всем известен, либо стремится давать о себе поменьше информации, чтобы не раскрыть величину реальных оборотов.


Каналы эффективного воздействия PR


Учитывая принципиальное недоверие потребителей к прямым формам воздействия и реакцию отторжения и вытеснения на любую информацию позитивного характера о компаниях, сегодня представляется целесообразным работать со всей сложностью эмоционально-мотивационной структуры потребителя, отыскивая каналы, наиболее чувствительные к воздействиям. Сейчас уже неактуально упоминать существовавшее совсем недавно различие между рекламой и PR (в рекламе о «желании», в PR — о «доверии»).


Теперь более уместно говорить о комплексе коммуникативных средств, воздействующих на всевозможные уровни восприятия, эмоции, мотивы, психологические комплексы, состояние потребителей. Существенно повысить эффективность сообщения можно через одновременную активацию состояния и снятие его, через провоцирование, обострение и удовлетворение потребности. Качественно новый уровень результата достигается за счет использования всего спектра эмоций — и положительных и отрицательных. - Страх плюс безопасность. Цель послания — создать напряжение, а потом его снять. Если негатив смягчить позитивом, то возникает необходимая положительно заряженная установка. - Безысходность, отчаяние плюс надежда и оптимизм. - Беспомощность плюс чувство власти, влияния, могущества. - Скука плюс чувство новизны, жадность плюс возможность экономии, тщеславие и зависть — часто используемые в продвижении различных продуктов человеческие слабости. - Неуверенность в себе плюс обновленный образ. Играть на слабостях потребителей рискованно, но оправданно. Для насыщения образа и внушения уверенности в себе используется целый комплекс рекламных и PR-инструментов. - Интрига, риск, результат: розыгрыши и лотереи, неожиданные факты. - Любопытство и возможность творчества. Недосказанность, незаконченность, полунамеки в изображениях, слоганах, публикациях создают творческое напряжение, будят воображение потребителей. Универсальность технологий PR позволяет находить интересные решения относительно любой отрасли. Достаточно присмотреться к потребностям общества внимательнее. С помощью PR, следуя за мнением известного обществоведа А. Бергсона, мы можем «сделать из нашего экономически закрытого общества открытое и помочь расцвету наших собственных интеллектуальных ценностей».


 

Инновационные решения GEALAN. Архитектура, проектирование и энергосбережение: фасад Е2. ОАО «НТМК»: ПЕРЕРАБОТКА ТЕХНОГЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. ТРАДИЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ. Современное остекление от «Соларекс». Пусть дождь и снег стучат в стекло — у вас уютно и тепло. ОАО «Спецтрест № 27» — четверть века на одном дыхании!. ЕК: от малого до великого.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved