Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Санкт-Петербург — современный выставочный центр


Санкт-Петербург как крупнейший индустриально развитый экономический регион Северо-Запада России занимает второе место по количеству проводимых выставочных мероприятий в России: его доля составляет около 10% общероссийского выставочного рынка. Ежегодно в городе проходит от 180 до 200 выставочных мероприятий при непосредственном участии 15 основных городских выставочных организаторов. Высокий уровень активности выставочных организаторов и других участников выставочной деятельности обуславливается выгодным геополитическим положением города, его развитой многоотраслевой экономикой, финансовой и транспортной инфраструктурой.


В связи с возросшим значением выставочно-ярмарочной деятельности для развития экономики Санкт-Петербурга возникла необходимость государственной координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности.


В настоящей Концепции нашли отражение все основные вопросы, связанные с выставочно-ярмарочной деятельностью. Концепция составлена в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также концепциями развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации (протокол Правительства Российской Федерации № 12 от 29 марта 2001 г.) и в Северо-Западном регионе Российской Федерации (протокол заседания Координационного Совета Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации от 20.03.2001г. № 27).


Целями Концепции являются:


* создание условий для становления Санкт-Петербурга как крупнейшего международного выставочного и конгрессного центра России;


* повышение эффективности выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента стимулирования развития отраслей городской экономики и источника дополнительных бюджетных поступлений;


* создание в городе эффективной системы государственной координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, оказывающей воздействие на развитие предпринимательской инициативы и создание благоприятного инвестиционного климата.


Выставочно-ярмарочная деятельность как отрасль экономики Санкт-Петербурга


За последнее десятилетие выставочно-ярмарочная деятельность оформилась в самостоятельную отрасль как совокупность предприятий и организаций, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.


Сегодня выставочная отрасль Санкт-Петербурга включает следующие основные элементы:


1. Отраслевые общественные объединения (ассоциации).


Это, в первую очередь, ассоциации, союзы, фонды, основной задачей которых является содействие развитию и продвижению фирм-членов этих объединений. Они выступают как самостоятельные участники выставок, так же как их организаторы. Привлечение наиболее авторитетных отраслевых организаций к сотрудничеству с выставочными организациями и Администрацией Санкт-Петербурга способствует развитию выставочно-ярмарочной деятельности.


2. Фирмы-участники выставок.


Это наиболее многочисленный класс субъектов выставочного бизнеса, для продвижения которых, главным образом, и была создана вся система, именно фирмы-участницы выставок и посетители являются ключевым звеном выставочной отрасли.


3. Выставочные фирмы-организаторы.


В настоящее время в городе действует около 20 выставочных фирм и представительств, в том числе и зарубежных. Выставочные фирмы — ОАО «Ленэкспо»,


ЗАО «ВО «Рестэк» и ЗАО «Ортикон» являются членами Союза выставок и ярмарок России, стран СНГ и Балтии и Союза международных выставок (UFI).


Ведущие выставочные фирмы-организаторы:


* ОАО «Ленэкспо»;


* ЗАО «ВО «Рестэк»;


* ЗАО «Ортикон»;


* ЗАО «Примэкспо»;


* ЗАО «Сивел»;


* ЗАО «Всемирная ярмарка «Российский Фермер»;


* ЗАО «Промэкспо»;


* ООО «РИА «Империя»;


* ЗАО «Санкт-Петербург-Экспресс»;


* ЗАО «Транстэк».


4. Фирмы выставочного сервиса.


Активно развивающаяся группа фирм, оказывающих различные услуги организаторам и участникам выставок в сфере транспортно-экспедиторских услуг, строительства выставочных конструкций, размещения и перевозки участников и посетителей.


5. Конгрессные фирмы и центры.


Крупные международные конгрессы нередко проводятся совместно со специализированной выставкой. Это значительно увеличивает эффективность и представительность каждого отдельного мероприятия.


В Санкт-Петербурге действует более 15 специализированных конгрессных фирм и существует свыше 20 конгресс-холлов.


В городе организовано и функционирует конгресс-бюро Санкт-Петербурга.


Крупным недостатком материально-технической базы конгрессно-выставочной деятельности является отсутствие в Санкт-Петербурге современных комфортабельных конгрессных центров, соответствующих мировым требованиям и позволяющих собирать на форумы 1000—1500 человек.


В настоящее время в Санкт-Петербурге пригоден для проведения крупных конгрессных мероприятий межрегионального и международного значения только один зал — Думский зал Таврического дворца, вмещающий 850 человек.


6. Выставочные площади.


Общая выставочная площадь Санкт-Петербурга составляет: 45 тыс. кв. м закрытых площадей и 50 тыс. кв. м открытых площадей.


Санкт-Петербург — один из немногих городов России, на территории которого имеется специализированный выставочный комплекс, отвечающий основным требованиям Союза международных ярмарок (UFI) и занимающий третье по величине место в стране, — Выставочный комплекс «ЛЕНЭКСПО» (25 тыс. кв. м закрытой площади (7 павильонов) и 60 тыс. кв. м открытой площади). «ЛЕНЭКСПО» является единственным специализированным выставочным комплексом на Северо-Западе России.


Среди других наиболее известных площадок города, пригодных для проведения конгрессно-выставочных мероприятий, можно выделить:


* Петербургский спортивно-концертный комплекс (14 тыс. кв. м);


* Михайловский манеж (Зимний стадион, 4,4 тыс. кв. м);


* Центральный выставочный зал «Манеж» (4,3 тыс. кв. м).


7. Выставочная ассоциация при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, объединяющая выставочных операторов Санкт-Петербурга.


В настоящее время ее деятельность не оказывает существенного влияния на выставочно-ярмарочную деятельность в городе.


8. Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата.


Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата является некоммерческой негосударственной организацией, призванной содействовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развитию прямых связей с зарубежными партнерами в области экономики, торговли и науки.


9. Совет по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга.


Совет является регулирующим органом развития ВЯД в Санкт-Петербурге.


Совет призван координировать и регулировать работу органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в области ВЯД. Деятельность Совета и его функции регламентируются распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга:


* от 21.08.1996 № 164-р «О мерах по упорядочению проведения международных торгово-промышленных выставок»;


* от 01.11.1996 № 364-р «Об утверждении Положения о Совете по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга»;


* от 02.02.2000 № 119-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 21.08.96 № 164-р».


10. Администрация Санкт-Петербурга.


Администрация Санкт-Петербурга является особым участником выставочно-ярмарочной деятельности и выступает в качестве:


* соорганизатора выставок и ярмарок;


* участника выставок и ярмарок;


* координатора всей выставочно-ярмарочной деятельности;


* получателя налоговых платежей;


* собственника выставочных площадей.


Санкт-Петербург — центр выставочной активности России


Санкт-Петербург является крупнейшим выставочным центром Северо-Западного региона Российской Федерации (75% всех проводимых мероприятий в регионе) и занимает второе место в стране по численности проводимых выставочных мероприятий (после Москвы). Высокий рейтинг города как центра выставочной активности в России обуславливает целый ряд факторов:


* геополитическое положение города как центра Северо-Западного региона России с населением более 15 млн. человек, обладающего значительным промышленным и научным потенциалом;


* высокоразвитая многоотраслевая экономика Санкт-Петербурга, определяющая значение города как мощнейшего индустриального центра;


* имидж Санкт-Петербурга как крупнейшего культурного, исторического и архитектурного центра, имеющего мировое значение и привлекающего в год около 3 млн. иностранных туристов и около 1 млн. туристов из других регионов России;


* географическое положение Санкт-Петербурга, определяющее его статус как уникального транспортного узла, находящегося на пересечении важнейших для страны грузопотоков (наличие крупнейших в стране железнодорожного узла, международных воздушного и морского портов);


* наличие в Санкт-Петербурге крупного довольно современного выставочного центра и развитой сети конкурентоспособных выставочных площадок, формирующих материально-техническую базу городской выставочной инфраструктуры.


Выставочный рынок Санкт-Петербурга характеризуется:


* широчайшим спектром тематических направлений реализуемых выставочных проектов, что соответствует многоукладности городской экономики;


* значительным количеством проводимых выставок, имеющих федеральное и межрегиональное значение;


* большим количеством действующих на городском рынке высокопрофессиональных выставочных операторов, обеспечивающих стабильную конкуренцию в сфере выставочной деятельности.


Тематика выставок и ярмарок в Санкт-Петербурге


Особенностью выставочного рынка Санкт-Петербурга является тесная взаимосвязь актуальности выставочных проектов требованиям развития отраслей экономики города, стремление организаторов в тематике своих проектов отражать потребности городских целевых программ.


В Санкт-Петербурге на сегодняшний день проходит около 200 выставочных мероприятий ежегодно. Намечается тенденция (наблюдаемая за 3 последних года) ежегодного прироста на 20—40 проектов. Среди выставочных проектов выделяются специализированные выставки, число которых в городе составляет около 88—90% от числа всех проектов, или 180 выставок по 26 основным разделам тематического классификатора выставок Союза выставок и ярмарок России, стран СНГ и Балтии, доля многоотраслевых выставок по сравнению со специализированными составляет всего 10—12%.


Темпы роста количества проводимых выставочных проектов в Санкт-Петербурге остаются самыми высокими по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, уступая только Москве (где количество выставок за три последних года увеличилось более чем в 3 раза).


Нельзя не отметить появление нового класса универсальных выставочно-ярмарочных мероприятий — презентационных. Это комплексные мероприятия по представлению экономического, культурного и научного потенциала города (региона) страны за его пределами в целях создания или развития необходимого имиджа, установления торгово-экономических связей, привлечения инвестиций и т. д. За счет комплексного подхода эти акции имеют большую косвенную бюджетную эффективность.


Администрация Санкт-Петербурга организует полномасштабные презентации экономического потенциала города в других странах и регионах России по ежегодно утверждаемому плану. В свою очередь, в целях установления контактов и развития взаимовыгодного сотрудничества многие регионы Российской Федерации и зарубежные страны проводят презентации своего экономического, культурного и научного потенциала в нашем городе. Как правило, в период их проведения на высшем уровне подписываются официальные документы о двустороннем сотрудничестве.


В 2001 г. состоялось около 20 подобных презентаций.


«300 лет Санкт-Петербургу» — стратегический презентационный проект города


Проект получил федеральный статус и отражает стратегическое направление развития Санкт-Петербурга.


Комплекс конгрессно-выставочных проектов, посвященных празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, имеет ряд особенностей, которые определяют его важное значение как для города, так и для России в целом:


* это первый и пока единственный в России комплекс крупнейших конгрессно-выставочных мероприятий общероссийского масштаба, объединяющий разносторонние программы научно-промышленного развития, совершенствования инфраструктуры и благоустройства, демонстрации исторических аспектов развития и культурного наследия города федерального значения Санкт-Петербурга;


* наличие в комплексе программ крупнейшего международного блока мероприятий определяет, безусловно, исключительную важность этого проекта для формирования международного имиджа Российской Федерации начала XXI в.;


* впервые на самом высоком уровне государственного управления на регулярной основе осуществляется использование выставочного сопровождения мероприятий Правительства Российской Федерации (заседания Государственной Комиссии по подготовке празднования 300-летия Санкт-Петербурга);


* крупнейший проект федерального значения, инициированный исполнительными органами государственной власти и поддерживаемый с использованием различных форм поддержки и координации выставочно-ярмарочной деятельности (информационной, организационной и финансовой) на всех уровнях ее государственного регулирования.


В 2003 г. предполагается завершить этап проекта, основной задачей которого является разработка и формирование основного пакета долгосрочных и среднесрочных программ, касающихся совершенствования всех аспектов экономики и жизнедеятельности Санкт-Петербурга.


Экономическая эффективность выставочной деятельности


Одним из основных показателей, характеризующих эффективность выставочной деятельности, является бюджетная эффективность. Только с 2001 г. стали проводиться детальные исследования влияния выставочно-ярмарочной деятельности как фактора развития экономики страны, в связи с чем официальная статистика в России по этому вопросу пока отсутствует. Тем не менее, проводились исследования выставочной деятельности, осуществляемой в Москве и Санкт-Петербурге, позволяющие качественно оценить это влияние.


Бюджетная эффективность определяется наличием финансовых поступлений в бюджет из следующих источников:


* прямые — налоги и платежи, отчисляемые организаторами выставок;


* косвенные — дополнительные налоги и платежи от доходов организаций и предприятий, связанных с обслуживанием участников и гостей выставок (гостиницы, рестораны, транспорт, связь и т. д.).


Ориентировочная оценка поступлений в бюджет от выставочной деятельности в Санкт-Петербурге по итогам 2000 г.:


1. Всего продано площадей, арендуемых для осуществления выставочной деятельности в Санкт-Петербурге, — 107 835,5 кв. м.


2. Средняя продажная цена 1 кв. м, включая аренду и строительство, — $100 в рублевом эквиваленте.


3. Прямые поступления в бюджет от выставочно-ярмарочной деятельности в Санкт-Петербурге составили в 2000 г. от $3,4 млн. до $4,9 в рублевом эквиваленте.


4. Косвенные поступления в бюджет оцениваются величиной в $17—25 млн. в рублевом эквиваленте.


5. Мультипликационный эффект — $20—30 млн., что составляет 0,06—0,09% бюджета Санкт-Петербурга.


Необходимо принять во внимание, что наибольший эффект от проведения выставок и ярмарок заключается в росте показателей экономического развития посредством рационального использование механизма управления ВЯД: увеличении темпов продаж и производства, создании новых рабочих мест. В настоящее время отсутствует показатель данной составляющей бюджетной эффективности от ВЯД.


Проблемы


1. В сфере нормативно-правового обеспечения: отсутствие нормативной правовой базы регулирования выставочно-ярмарочной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.


2. Административные: отсутствие единой информационной системы поддержки и координации ВЯД в Санкт-Петербурге и за его пределами.


3. Экономические: отсутствие механизма проведения обобщенного анализа состояния ВЯД в Санкт-Петербурге и за его пределами и определения прогнозов ее развития.


4. Материально-технические:


* Низкий уровень развития элементов городской инфраструктуры, необходимых для реализации крупных международных выставочных проектов и системного анализа состояния и перспектив их развития.


* Отсутствие системного анализа материально-технической базы ВЯД, механизмов оценки ее соответствия мировым стандартам.


* Несоответствие международным требованиям качества услуг, предоставляемых выставочными фирмами и смежными организациями участникам и посетителям выставок.


5. Организационно-управленческие:


* Недостаточное количество обученных и профессионально подготовленных специалистов в области выставочно-ярмарочной деятельности.


* Отсутствие согласованности в действиях выставочных организаторов при проведении выставок по близкой тематике, приводящее к снижению эффективности проводимых мероприятий.


6. В сфере международного обмена: недостаточная разработанность связей с влиятельными зарубежными общественными объединениями, формирующими выставочную политику отраслей, правительственными структурами и международными организациями.


Координация ВЯД в Санкт-Петербурге


* Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности образована в 1999 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.99 № 1210.


* Комитет по выставочной деятельности Ассоциации «Северо-Запад» создан решением Правления Ассоциации 19 декабря 1997 г.


* Администрация Санкт-Петербурга.


* Совет по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга: деятельность Совета и его функции регламентируются распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга от 21.08.1996 № 164-р «О мерах по упорядочению проведения международных торгово-промышленных выставок», от 01.11.1996 № 364-р «Об утверждении Положения о Совете по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга» и от 02.02.2000


№ 119-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 21.08.96 № 164-р».


Государственная поддержка


Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации определяет следующие важнейшие уровни государственного регулирования:


* федеральный (Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти);


* региональный (администрации субъектов Российской Федерации).


Администрацией Санкт-Петербурга государственная поддержка может быть оказана в следующих формах:


Организационной:


* оказание содействия в привлечении организаций-участников выставки;


* участие руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в работе организационных комитетов приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий в целях повышения уровня их проведения;


* содействие в привлечении к участию в выставочно-конгрессных мероприятиях представителей органов государственной власти федерального уровня, руководителей ассоциаций, союзов и различных структур бизнеса;


* заключение соглашений с крупнейшими выставочными организациями в целях получения выгодных условий участия Санкт-Петербурга в проводимых выставках.


Информационной:


* оказание содействия в использовании информационных ресурсов Администрации Санкт-Петербурга и Совета по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга для размещения дополнительной информации о приоритетных выставочных проектах;


* доведение до сведения региональных и зарубежных органов власти, а также всех заинтересованных структур информации о приоритетных выставочных проектах;


* содействие в распространении информации о приоритетных выставочных проектах на межрегиональный и федеральный уровень, в том числе в федеральные министерства и ведомства;


* содействие в распространении информации о поддерживаемых выставочных проектах через СМИ;


* содействие в издании и распространении информационных материалов для использования их на приоритетных выставочных мероприятиях;


* содействие в издании каталога «Выставки в Санкт-Петербурге».


Финансовой:


* в форме финансовой поддержки участия предприятий и организаций Санкт-Петербурга в выставочно-ярмарочных мероприятиях (городских, межрегиональных и федеральных выставочных проектах, а также крупнейших зарубежных мероприятиях);


* в форме оказания финансового содействия модернизации и реконструкции материально-технической базы выставочной деятельности.


Система финансирования


Основными источниками финансирования выставочно-ярмарочной деятельности являются:


* средства участников (экспонентов) выставочной деятельности, демонстрирующих свою продукцию;


* средства организаторов выставок и ярмарок;


* средства отраслевых союзов и ассоциаций промышленности, других общественных организаций;


* средства спонсоров, привлекаемых на определенных условиях для реализации конкретных выставочных проектов, имеющих большую социальную значимость;


* расходы бюджетов Российской Федерации и Санкт-Петербурга.


Расходы бюджетных средств могут осуществляться в формах:


* средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным контрактам (оплата выставочных площадей, обеспечение работы экспозиций города, создание информационных материалов, проведение рекламной кампании и сопутствующих мероприятий по подготовке и участию Санкт-Петербурга в выставках);


* субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим выставочно-ярмарочную деятельность (только в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, принятыми в установленном порядке).


Бюджетные средства могут выделяться только на финансирование выставок, определенных в установленном порядке в качестве приоритетных для Санкт-Петербурга. Иные выставки могут финансироваться только на основании нормативно-правовых актов Администрации Санкт-Петербурга с обязательным определением источника финансирования.


Санкт-Петербург — современный выставочно-ярмарочный центр


К основным направлениям политики Администрации Санкт-Петербурга в области выставочно-ярмарочной деятельности относятся:


* анализ деятельности выставочной отрасли, содействие ее развитию, принятие мер по решению задач, поставленных Концепцией;


* ведение базы данных выставочных организаций (поставщиков услуг);


* определение приоритетных выставок и ярмарок в соответствии с приоритетами развития экономики города;


* реализация мероприятий по содействию организации выставок и ярмарок, признанных приоритетными;


* проведение конкурсного отбора выставочных фирм (организаторов) для организации выставочных мероприятий, проводимых при участии Санкт-Петербурга;


* проведение конкурсов выставочных проектов;


* проведение конкурсов экспонентов на участие в выставках с государственной поддержкой;


* заключение соглашений с зарубежными выставочными организациями по вопросам ВЯД;


* осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной государственной власти, осуществляющими координацию этой деятельности на федеральном уровне;


* осуществление налоговой и арендной политики в части установления соответствующих ставок региональных и местных налогов и ставок арендной платы налогов;


* участие в работе Советов директоров и наблюдательных Советов выставочных компаний и организаций, управление пакетом акций, владельцем которых является Санкт-Петербург;


* бюджетное планирование, осуществление бюджетных расходов и проверка правильности расходования бюджетных средств в области ВЯД;


* создание универсальной экспозиции Администрации Санкт-Петербурга для представления города на выставках различной тематики.


Стратегическим направлением развития выставочно-ярмарочной деятельности является превращение Санкт-Петербурга в современный выставочно-ярмарочный центр.


Для наиболее эффективной реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:


* разработка Программы развития выставочно-ярмарочной деятельности в Санкт-Петербурге на 2002—2007 гг.;


* разработка и внедрение системы оценки экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности в Санкт-Петербурге, обеспечивающей комплексный подход к развитию городской выставочной инфраструктуры (в том числе: туристической, гостиничной, транспортной и других составляющих);


* содействие развитию материально-технической базы ВЯД и создание в Санкт-Петербурге современного выставочного комплекса;


* создание системы информационного обеспечение ВЯД в Санкт-Петербурге и за его пределами;


* организация системы подготовки в Санкт-Петербурге специалистов в области ВЯД и стимулирование развития научных исследований;


* развитие связей с влиятельными зарубежными общественными объединениями, формирующими выставочную политику отраслей; заключение соглашений и договоров о предоставлении льгот с зарубежными и отечественными выставочными компаниями, правительственными структурами и международными организациями о привлечении участников, организации коллективных экспозиций, обмене выставочными площадями и долговременном сотрудничестве;


* создание нормативно-правовой и методической базы выставочно-ярмарочной деятельности, обеспечивающей поддержку и наиболее эффективную реализацию целей и задач выставочно-ярмарочной деятельности.


Реализация задач, поставленных в Концепции, будет способствовать активизации выставочно-ярмарочной деятельности в городе, повышению ее эффективности для бюджета Санкт-Петербурга, посредством рационального использования мощного механизма ВЯД, позволит также увеличить темпы продаж и объемы производства, кроме того, будет способствовать созданию новых рабочих мест и оптимальному использованию бюджетных ресурсов.

 

Гидроизоляция подземных сооружений. Kiilto: кафельная плитка скажет вам спасибо. Промышленные полы: виды и технологии. Приборы поиска подземных коммуникаций. Новое оборудование WOLF и AXAIR. ПОТРЕБИТЕЛЬ И ГОСУДАРСТВО: ИНТЕРЕСЫ ОБЩИЕ. Покраска штукатурки: особенности технологии.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved