Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Долгая дорога к шельфу


Подготовка к освоению Приразломного нефтяного месторождения идет уже добрый десяток лет. Проект обзавелся собственной историей, повествующей об ошибках и достижениях на тернистом пути к арктическому шельфу. И хотя день добычи первой нефти из недр Печорского моря уже не раз переносился с одного года на другой, это не уменьшает интерес к проекту. Вот и на круглом столе конференции RAO/CIS Offshore 2007, где прозвучал доклад представителя компании "Севморнефтегаз", яблоку было негде упасть.


Как было отмечено в докладе, компания "Севморнефтегаз" создана в 2002 г. крупнейшими энергетическими компаниями Российской Федерации - ОАО НК "Роснефть" и ОАО "Газпром" в качестве компании-оператора для освоения месторождений арктического шельфа. Компания является правопреемницей ЗАО "Росшельф", от которого в 2002 г. ей были переданы лицензии на освоение Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений. Летом нынешнего года в связи с выходом из проекта "Роснефти" единственный оставшийся акционер ОАО "Газпром" изменил организационную структуру компании, преобразовав ЗАО "Севморнефтегаз" в общество с ограниченной ответственностью - 100%-ную дочернюю структуру.


Приразломное нефтяное месторождение было открыто в 1989 г. государственным предприятием "Арктикморнефтегазразведка". Находится оно в юго-восточной части Баренцева моря - так называемом внутреннем Печорском море - на расстоянии около 60 км от побережья, порядка 320 км от Нарьян-Мара, 980 км - от Мурманска и 920 км - от Архангельска. Запасы нефти на данном месторождении, утвержденные центральной комиссией по разработке, составляют около 231 млн т, извлекаемые запасы - около 76 млн т. Рентабельность срока освоения месторождения по показателям эффективности разработки - 23 года. Транспортировку нефти предполагается осуществлять с помощью челночных танкеров на пункт перевалки нефти - плавучее наливное хранилище в районе Кольского залива и далее на экспорт.


В состав объектов обустройства Приразломного нефтяного месторождения входят три основных элемента: морская ледостойкая станционарная платформа "Приразломная", которая строится на Северном машиностроительном предприятии (ФГУП "ПО "Севмаш"), морская транспортная технологическая система и береговая инфраструктура.


Основным элементом обустройства месторождения является платформа "Приразломная". Создание ее имеет длительную историю. Детальный проект кессона был разработан партнером и участником проекта на начальной стадии Kellog Brawn&Rut, но при участии ведущих российских судостроительных проектно-конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и организаций - ЦКБ "Рубин", ЦНИИ КМ "Прометей", ЦНИИ ТС, ПКБ "Севмаш" и др.


На втором этапе при разработке ТЭО проекта платформы уже генеральным проектировщиком выступал специально созданный для этого российский проектный институт "Морнефтегазпроект", опять-таки при участии ЦКБ "Рубин", ПКБ "Севмаш" и ныне украинской компании ЦКБ "Коралл".


Итак, платформа конструктивно состоит из опорного основания (кессона), промежуточной палубы, вспомогательного модуля с энергетическими системами, верхнего строения и жилого модуля. В кессоне предусмотрены емкости для хранения нефтебалластной воды. В 2002 г. в целях ускорения ввода месторождения в эксплуатацию акционерами - на тот момент "Роснефтью" и "Газпромом" - было принято решение использовать в качестве верхнего строения платформы "Приразломная" бывшее в употреблении верхнее строение нефтяной платформы Hutton, выведенной из эксплуатации в норвежском секторе Северного моря. После его приобретения по сей день идет реконструкция и модернизация этого верхнего строения.


Можно выделить основные вехи длительного строительства платформы "Приразломная" на "Севмаше". Прежде всего, были выполнены морские операции по демонтажу верхнего строения платформы и осуществлена его транспортировка из Мурманска в Северодвинск. В отечественной практике эта операция была выполнена впервые и со многими технологическими сложностями, но тем не менее они были преодолены, и верхнее строение было доставлено для реконструкции на "Севмаш".


Важным моментом как для этого предприятия, так и для отечественного судостроения явилось изготовление опорного основания (кессона). Впервые в отечественной судостроительной практике такое грандиозное сооружение было построено "Севмашем", причем своевременно и качественно. При изготовлении кессона было также впервые в отечественной практике применено и затем запатентовано специальное герметизирующее устройство для стыковки и сварки суперблока кессона на плаву, за что надо отдать должное "Севмашу" и привлеченной компании "Интераква". Эти работы были выполнены оперативно и с хорошим качеством.


Очередной этап строительства платформы - накатка на опорное основание верхнего строения и вспомогательного модуля, который строился на Выборгском судостроительном заводе и морским путем был доставлен на "Севмаш". В настоящее время платформа "Приразломная" находится у третьей набережной предприятия на достройке.


Вторым элементом обустройства месторождения "Приразломное" является морская транспортная технологическая система. В ее состав входят как вновь строящиеся, так и привлекаемые на условиях аренды морские суда и технические средства. Для "Севморнефтегаза" на заводе "Адмиралтейские верфи" по соглашению с "Совкомфлотом" строятся два челночных танкера дедвейтом около 70 тыс. т. Они уже получили свои наименования: первый танкер - "Михаил Ульянов", второй - "Кирилл Лавров". Срок сдачи первого судна - весна 2009 г., второго - конец 2009 г.


Для обеспечения платформы грузами построены и уже сданы в эксплуатацию два многофункциональных судна снабжения. Им присвоены наименования выдающихся работников газовой отрасли - "Владислав Стрижов" и "Юрий Топчев". В настоящее время судно "Владислав Стрижов" по тайм-чартеру успешно обслуживает платформы на Сахалинском шельфе, а "Юрий Топчев" весной нынешнего года успешно прошел ледовые испытания в Карском море и Енисейском заливе, где без ледокольного сопровождения преодолел льды той же толщины, которая, по многолетним данным, наблюдается в районе Приразломного месторождения.


Береговая инфраструктура будет включать в себя три элемента. Основная база снабжения расположится в Мурманске - с учетом того, что там имеется филиал "Газфлота", достаточные площади и необходимая инфраструктура. Производственно-техническую базу по договоренности с "Газфлотом" также планируется разместить в этом районе для обеспечения эксплуатации платформы.


Перевалочная база создается в районе поселка Варандей, находящегося на расстоянии 55-60 км от платформы, для обеспечения доставки персонала и необходимых запчастей в случае аварийной ситуации, мобилизации, госпитализации и т. д. Есть и запасной вариант доставки персонала.


Докладчик компании "Севморнефтегаз" отметил, что в ходе освоения проекта накопились наблюдения, выводы и рекомендации. Он подчеркнул, что проект все-таки реализуется очень долго. В 2008 г. исполнится 10 лет с фактического момента начала строительства платформы "Приразломная". Это связано как с объективными, так и субъективными трудностями и сложностями. Главное, что все-таки нужно признать, - у российских предприятий и проектных организаций, а также научно-исследовательских институтов на момент начала освоения Приразломного месторождения еще не было достаточного опыта. Благодаря плодотворному сотрудничеству с ведущими зарубежными компаниями Halliburton, KBR, Norsk Hydro, Statoil и др., российские организации получили необходимый опыт и в настоящее время уже готовы к освоению таких сложных проектов на арктическом шельфе.


Следующий момент носит скорее субъективный характер: в стране нет единой проектной организации, способной осуществлять роль генерального проектировщика, поскольку каждый проектант, каждая организация специализируется на определенной отрасли, направлении. А поскольку нет единого центра, разработка чертежей, согласования и решение технических вопросов занимают длительное время.


Другой сложностью для реализации проекта является наличие многочисленных надзорных органов и регулирующих ведомств, с которыми необходимо согласовывать документацию, технические вопросы и т. д. Докладчик отметил, что в ходе реализации проекта только на стадии обоснования инвестиций пришлось пройти согласования с девятью надзорными органами и разрешительными ведомствами. Таких ведомств, включая лицензированные экспертные организации, насчитывается уже около двух десятков. Тем не менее в процессе реализации проекта ЦКБ "Рубин", "Морнефтегазпроект", ВНИИГАЗ, ЦКБ "Коралл" нашли возможности для делового и взаимовыгодного сотрудничества. Сейчас разработка ТЭО проекта строительства платформы завершена. На базе проекта создана информационно-телекоммуникационная система управления проектированием, которая включает в себя распределенные офисы по пространству СНГ. На едином сервере осуществляется выкладка чертежей, их согласование, запуск в работу. Создана и трехмерная модель платформы.


 

Нефтяные насосы от ЗАО «Энергопром». Артерии для «черного золота» и природного газа. Комплекс строительных материалов Красноярска и Красноярского края. Тенденции и перспективы развития строительного рынка Московского региона. Порошковые краски: преимущества определяют спрос. Создание новых перспектив. Премия Holcim Awards за рациональное и прогрессивное строительство. «Освоение подземного пространства в городской застройке. Проектирование и строительство».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved