Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


III всероссийская конференция «Сохранение исторического и культурного наследия России»


В Великом Новгороде 21–22 сентября проходила III всероссийская конференция «Сохранение исторического и культурного наследия России». Ее организатором выступила «Российская Ассоциация реставраторов».


Великий Новгород — один из древнейших городов России, колыбель нашей культуры и государственности. Здесь при Софийском Соборе в ХI столетии зародилось русское летописание. Великий Новгород сосредоточил более половины письменных памятников древней Руси XI–XVII вв., в т. ч. знаменитые берестяные грамоты. Новгородская иконопись — одна их ярчайших страниц древнерусской монументальной живописи. Новгородское зодчество — значительнейшее явление в истории русской архитектуры. Первое упоминание о Новгороде встречается в летописях 859 г. — через два года город отметит свое 1150-летие.


Конференция состоялась в рамках Дней европейского наследия, организованных Советом Европы.


В церемонии открытия конференции приняли участие заместители главы администрации области Антон Земляк и Олег Тигунов, главный федеральный инспектор по Новгородской области Олег Онищенко, первый заместитель председателя комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Тягунов, советник министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Ильин, начальник отдела реставрации управления инвестиций, сохранения культурного наследия и материально-технического развития Роскультуры Владимир Цветнов, а также реставраторы, архитекторы, юристы, специалисты туристической отрасли.


Открывая работу конференции, главный федеральный инспектор по Новгородской области Олег Онищенко зачитал присутствующим обращение от имени полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова: «Поздравляю вас с открытием III всероссийской конференции «Сохранение исторического и культурного наследия России (программы, законы)». Такое яркое мероприятие призвано обратить внимание на проблемы современной реставрации, должно способствовать объединению усилий государственных органов и реставрационных компаний в решении этих проблем. Особенно ценно, что все это происходит в Великом Новгороде в канун его 1150-летия. Великий Новгород — город очень значимый для истории российской государственности. Большое количество памятников истории и культуры, находящихся здесь, создает славу нашей страны. И проблемы реставрации его уникальных ансамблей должны решаться в масштабе общероссийском, с привлечением широкой общественности и инвестиций федерального уровня».


Работа конференции строилась по трем секциям: «Правовое регулирование в сфере охраны культурного наследия», «Проблемы современной реставрации», «Великий Новгород в XXI веке: историко-культурное наследие и современный город».


На пленарном заседании с приветственной речью выступили заместители главы администрации области Антон Земляк и Олег Тигунов, советник министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Ильин, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин и др. По словам мэра Великого Новгорода Николая Гражданкина, «конференция — большое событие для Новгородской земли. Это уникальная возможность представить регион в России и Европе».


Доклад представил первый заместитель председателя комитета по культуре Государственной Думы Александр Тягунов, затронувший важнейшую проблему — сохранение и развитие российской реставрационной школы. Его поддержал председатель «Российской ассоциации реставраторов» Артем Новиков, сказав, что «современная реставрация достигла невиданных высот, но тем не менее остается еще ряд проблем, требующих разрешения. И среди них подготовка квалифицированных кадров, повышение мастерства реставраторов, возрождение профессии».


Председатель комитета культуры и туризма Новгородской области Наталья Григорьева в сообщении «Историко-культурное наследие Новгородской области: практика сохранения и использования» заявила о необходимости развития объектов истории и культуры, которые будут способствовать «продвижению имиджа Новгорода в европейском мире и развитию культурно-познавательного туризма».


Не менее значимым и интересным был доклад заместителя руководителя Росохранкультуры по СЗФО Александра Шухободского, посвященный законодательным аспектам охраны памятников. Выступавший подчеркнул, что «имеется множество вопросов в связи с 258 законом о разграничении полномочий. В ноябре 2006 г. было принято постановление правительства об изменениях в полномочиях Росохранкультуры, что связано с подготовкой возможной приватизации объектов культуры федерального значения. Росохранкультура была наделена функциями возбуждения судебных дел против собственников памятников и объектов, в случае если приватизированные памятники содержатся не достойным образом. Это фундаментальное положение получило развитие в 258 законе. Далее было отменено согласование в охранных зонах. Это положение об отмене согласований завело в тупик различные виды строительства; отмена согласования создала неразрешимые проблемы в таких городах, как, например, Санкт-Петербург, — требуется длительное время для пересмотра статуса охранной зоны.


258 закон вступает в силу с 1 января 2008 г.; его положительная сторона —разграничение полномочий между муниципальными и федеральными органами, четко определено, кто и чем будет заниматься».


Спасение в доверительном управлении?


Большой интерес вызвал доклад генерального директора Национального центра опеки наследия Валентина Мантурова о проблемах доверительного управления культурным наследием.


Докладчик с горечью констатировал, что «состояние 80% находящихся на государственной охране памятников истории, культуры и природы характеризуется как неудовлетворительное и нуждается в принятии срочных мер по их спасению. Такие данные свидетельствуют о том, что государственную политику в области сохранения наследия нельзя считать сильной, последовательной, а потому и эффективной. Это является опосредованной угрозой самой российской государственности в силу постепенной утраты обществом связи с исторической традицией и осознания себя единой страной и единым народом.


Сложившееся положение — не только результат недостаточного финансирования объектов наследия, но также и того, что основой законодательного права у нас в России была и пока остается концепция верховенства государства над обществом в деле сохранения национального достояния.


Совершенно очевидно, что содержать, реставрировать, консервировать 90 тыс. объектов весьма обременительно и в сегодняшних экономических условиях превышает возможности федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Стало быть, в нынешних условиях развития страны полагаться только на государство в деле сохранения национального наследия было бы глубоко ошибочным».


Напрашивается вопрос — как быть в этих условиях? По мнению Евгения Мантурова, следует внимательно изучить Конвенцию ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия 1972 г., другие документы этой организации по вопросам наследия.


Как известно, деятельность государств, присоединившихся к названной Конвенции ЮНЕСКО, должна основываться на приоритете принятых этой международной организацией различных нормативных актов и рекомендаций над национальным законодательством в этой области. Однако в России еще мало известно о нормотворческой активности ЮНЕСКО, а результаты этой деятельности недостаточно пропагандируются и мало используются в нашей правоприменительной практике. Например, в Рекомендации о сохранении современной роли объектов наследия Генеральная конференция ЮНЕСКО рекомендует государствам-членам применять принятые положения в виде национальных законов: «В целях увеличения наличных финансовых средств государствам-членам следовало бы поощрять создание некоммерческих организаций по сохранению исторических или традиционных ансамблей и их окружения. Эти организации могли бы иметь корпоративный статус и получать пожертвования от отдельных лиц, фондов, промышленных и торговых предприятий. Для лиц, жертвующих средства, можно было бы устанавливать налоговые льготы».


Российская Федерация в конце прошлого века ратифицировала указанные документы ЮНЕСКО и присоединилась к Конвенции о Всемирном наследии. Однако, на наш взгляд, федеральное законодательство и нормативно-правовые акты, касающиеся выявления, учета и сохранения объектов наследия, разграничения прав собственности и форм управления, развиты у нас слабо и практически не учитывают мировой опыт в этой области. Поэтому настало время провести ревизию действующей в стране нормативной базы в области наследия и привести в соответствие с требованиями и рекомендациями ЮНЕСКО.


Наша активная часть общественности и те, кто имеет отношение к проблемам сохранения наследия, с огромным интересом и надеждами ожидали итогов обсуждения проблем сохранения памятников истории и культуры на известном заседании Правительства РФ в октябре 2004 г.


Полемика и взаимные упреки руководителей федеральных министерств и региональных властей — единственное, что осталось в общественном сознании от этого заседания, которое посвящалось спасению памятников истории и культуры. Суть проблемы свелась к спору об имущественной принадлежности памятников разного достоинства. Стало еще более явным, что правительственные структуры не владеют предметом достаточно для того, чтобы принять сегодня эффективное и выверенное решение, не терпящее отлагательств.


Один из спорных вопросов из области сохранения национального достояния сегодня — это вопрос отношения к процессу приватизации памятников. Ввиду отсутствия необходимых нормативных документов о приватизации памятников можно сделать вывод, что этот процесс не может начаться в ближайшее время. Как можно начинать процесс приватизации, не имея реестра памятников культуры федерального, регионального и муниципального значения? Не может происходить передача памятников в частные руки без четко разработанного положения о приватизационных конкурсах, без методики оценки объектов наследия, без четко разработанных условий обременения для новых владельцев.


В мировой практике сложились различные формы владения и управления объектами национального наследия. Наиболее распространенными являются три формы. В ряде стран, таких как Италия, Франция, Испания, обладающих весомой долей Всемирного наследия, преобладает государственная форма. Закономерно, что именно эти страны находятся среди лидеров развития туристической индустрии, обеспечивающей значительные поступления в бюджет.


Другая, частная, форма преобладает в тех странах, где в руках отдельных собственников находятся крупные земельные владения, на территории которых располагаются отдельные объекты наследия, относящиеся к национальному достоянию. Государство при этом контролирует процесс сохранности и обязывает собственника отвечать за состояние объекта. Однако содержание, реставрация, обслуживание и использование таких объектов становятся для многих владельцев весьма обременительными. В результате этого появляется третья форма, наиболее развитая в Великобритании и странах Британского содружества, так называемая трастовая форма владения и управления объектами национального достояния.


Целью создания в далеком 1895 г. Национального траста было спасение традиционной среды, без которой, по мнению большинства англичан, не выживет и сама нация. И сейчас в районах Англии, наиболее ценных своими пейзажами, средой и памятниками архитектуры, до 80% объектов наследия принадлежит Национальному трасту. В настоящее время в мире отчетливо прослеживается тенденция распространения трастовой формы управления наследием, проявляющейся, в частности, в передаче ценных историко-культурных и природных объектов в доверительное управление как государством, так и их частными владельцами.


«Внутренняя логика развития сферы наследия и накопленный человечеством опыт приводят к неизбежному выводу: реальное обеспечение сохранения наследия возможно лишь в том случае, когда ответственность за это в соответствующих объемах берет на себя и государство, и общество, и сами граждане».


 

«Объединение 45» выпускает бетоны нового поколения. «УРАЛКОТЛОМАШ» — надежность, эффективность, компетентность. С. Власов: «Освоению подземного пространства городов альтернативы нет». Доверяй, но проверяй. В Смольном подготовили проект закона о доверительных управляющих. Компания NFM. Новейшее оборудование. Лидирующие позиции. Оборудование для подземного города. Транспортное строительство – «широкие ворота в Европу».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved