Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Безопасность как необходимость


Потребности общества быстро ставят перед строительным комплексом страны всё новые задачи по повышению качества возводимых объектов. Всё более очевидно, что одним из настоятельных требований становится их безопасность в самом широком смысле этого слова. Особое значение вопросы безопасности приобретают для гостиниц, театров, спортивных арен и т. д., поскольку к ответственности за жизнь людей добавляется аспект потенциальной привлекательности таких объектов для террористов.


Нормативную базу в этой области в последнее время в дополнение к известным всем отечественным ГОСТам, СНиПам, НПБ и т. д. все более настоятельно пополняют требования зарубежных норм, страховых компаний и разборчивых инвесторов.


В ближайшие годы существенно дополнить картину в области строительства и эксплуатации объектов должен закон «О техническом регулировании». Более того, отдельные проекты технических регламентов позволяют предположить, что нормативная база и вовсе может быть преобразована коренным образом, правда, пока нет уверенности, что в лучшую сторону. Существенные надежды на прогресс в обеспечении безопасности связаны с ожиданием большей активности страховых компаний.


Фундамент организационно-тех-нического комплекса системы безопасности, как и всех других инженерных систем всего здания, закладывается проектными решениями.


С учетом специфики объектов со стороны проектной организации заказчикам должна быть предложена цельная концепции построения или модернизации комплексной системы безопасности, лучше, если прошедшая экспертизу не только в официальных органах, но и у авторитетных специалистов. Авторы статьи с искренним уважением относятся к авторитету специалистов Государственной экспертизы. Но надо признать, что официальная задача экспертизы — проверить проектные решения на предмет соответствия действующим нормам. Инженеры понимают: даже сверхпунктуальное выполнение норм не гарантирует работоспособности систем, особенно в нештатных ситуациях, для которых собственно и создаются системы безопасности.


Более того, для крупных и сложных объектов, какие все чаще заказывают инвесторы, сегодня зачастую нет необходимого комплекта норм. Предусмотренный порядок разработки Технических условий без значительного опыта тоже нельзя признать совершенным, особенно в условиях массового прихода новых архитектурных решений и строительных технологий.


Многие заказчики в отношении систем безопасности стремятся потратиться на заказ только комплекта Рабочей документации, хотя прекрасно понимают, что экономическая составляющая концепции (на стадии «П») позволяет провести анализ эффективности различных вариантов оснащения объекта и осуществить обоснованное планирование расходов.


Среди всех аспектов обеспечения безопасности в широком толковании этого понятия главным следует признать задачу надежного обеспечения безопасности и сохранение жизни и здоровья людей.


Это может достигаться только при одновременном выполнении следующих условий: - разработка комплексной концепции безопасности объекта; - качественное комплексное проектирование инженерных систем безопасности в тесном сотрудничестве с архитекторами; - применение современного оборудования и интеграция всех инженерных систем объекта в единый взаимосвязанный комплекс; - подготовка специалистов и надлежащая эксплуатация систем безопасности.


О необходимости единой концепции уже сказано выше.


Для обеспечения комплексного проектирования весьма важен выбор проектной организации. Значительно осложняет ситуацию ложное стремление некоторых заказчиков в погоне за мнимой экономией раздать проектирование комплекса инженерных систем объекта в разные руки по принципу «кто дешевле». Более того, даже при разработке проекта в стенах одной организации приходится преодолевать ряд проблем.


Особенность современного состояния значительной части проектных организаций состоит в том, что во время их вынужденного относительного простоя за последние 12–15 лет в значительной степени утрачены наиболее квалифицированные кадры и школа подготовки специалистов с непрерывной сменой поколений. Вместе с тем за прошедшее время появились новые технологии, оборудование, нормативные требования и т. д. В прежние времена в отношении многих систем безопасности вовсе не стояли задачи сегодняшнего дня.


Большая часть новых технических решений ориентирована на комплексную автоматизацию управления всем комплексом инженерных систем, снижение численности обслуживающего персонала и затрат на эксплуатацию, диагностику неисправностей и ремонт оборудования. В соответствии с этим производители стремятся к разработке и поставке не отдельных узлов и агрегатов, а функционально законченных комплектов оборудования со встроенными функциями сквозной диагностики. Необходимо отметить сравнительно новую задачу — обеспечение автоматического цифрового обмена информацией и взаимодействия между установками противопожарной защиты и системами АСУТП.


Однако в некоторых проектных институтах сохраняется структурная раздробленность не только по системам и подсистемам, но и отдельным частным задачам. В таких условиях при проектировании пока не всегда удается обеспечить современный технический уровень строительства новых и реконструкции имеющихся объектов. Проект неоправданно мелко дробится между исполнителями, как это было в условиях недостатка серийно выпускаемого типового оборудования и ручного исполнения чертежей. Так, например, в отношении противопожарной защиты: специалисты одного подразделения по-прежнему проектируют только элементы обнаружения пожара — шлейфы с извещателями, другие подбирают для них приемно-контрольные приборы, третьи чаще всего на базе релейных ячеек прошлого века пытаются собрать шкафы управления исполнительными элементами (насосами, вентиляторами и задвижками), причем в качестве новых проектов зачастую выдаются схемы 20–30- летней давности.


Картину дополняет то, что многие из проектировщиков в силу ряда субъективных причин стараются применять наиболее «удобное» для них оборудование. В итоге работоспособность и надежность будущих установок гибнут еще на этапе многочисленных взаимных заданий и согласований между отделами, а возможность комплексного решения задачи путем применения комплектного оборудования не используется. Больше всего недостатков обнаруживается на стыках частей проектов, призванных обеспечить взаимодействие инженерных систем. Далеко не каждому проекту «везет с ГИПом», который оказывается в состоянии справиться с возникающими проблемами.


При сохранении прежних подходов к проектированию задача достижения современного уровня вряд ли имеет перспективы решения. Однако необходимо признать, что кроме проектных институтов пока мало кто в состоянии качественно выпустить общестроительную часть проектов.


Многие из указанных недостатков разработки проектов на любой стадии в значительной степени являются следствием низкого качества и формального отношения к составлению Технического задания — как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителей. В этих документах, как правило, очень слабо отражены вопросы взаимодействия систем безопасности между собой и с общеинженерным оборудованием.


Что можно предложить в качестве первоочередных шагов по исправлению сложившейся ситуации? Прежде всего более активно привлекать к разработке проектной документации всего инженерного оборудования, в том числе систем безопасности, специалистов организаций-производителей соответствующего оборудования. Именно они в условиях конкуренции сегодня обладают наиболее глубокими знаниями и передовыми технологиями.


Одновременно может быть решена и следующая немаловажная задача проектирования — выбор современного оборудования. По сути она будет сведена к выбору производителя, и это не самый худший подход. Ведь не удивляет же при выборе личного автомобиля ориентация на авторитетную марку.


Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев во внимание принимаются только два параметра: наличие сертификата и цена. Не секрет, что даже при обязательной сертификации, например, в области пожарной безопасности, сертификат выдается при условии соответствия требованиям НПБ 75-98. В п. 12.1.1. указано, что ППУ должны обеспечивать выполнение 16-ти конкретных функций, и тут же допускается отсутствие 11 из них. А сертификаты все получают равноправные.


Серьезные производители практически всегда предложат полный комплект оборудования для комплексного решения задач, а при вводе объекта в эксплуатацию более надежно обеспечат его заданное функционирование.


Такой подход уже явно заметен на строительном рынке, и в этих условиях возрастает роль профессионализма компаний, работающих в сфере технических систем безопасности.


Необходимо предупредить возможные упреки в существенном увеличении стоимости систем безопасности в случае реализации указанных предложений. Это не только не увеличит расходы инвестора, а, наоборот, позволит их существенно сократить. Первый аргумент: практически все серьезные компании идут на значительные уступки, получая возможность работы на комплексе систем, и серьезно снижают стоимость проектирования в условиях применения своего оборудования; реализация практически не потребует дополнительных затрат. Во-вторых, вместо многочисленных разрозненных комплектов оборудования предлагается решать все задачи комплексно в рамках приобретения одного комплекта приборов (максимум 2–3).


Как в любой сфере деятельности, в строительстве, в целом, и в создании систем безопасности, в частности, шагать в ногу со временем — задача не из легких. Она требует больших интеллектуальных ресурсов и финансовых вложений, но они обязательно окупаются.


 

«СТРОЙСИБ-2002». До встречи на BATIMAT-2009!. Рынок берет ответственность на себя. Пора задуматься о нашей безопасности. ООО «СтройИмпера» — кризисный генподрядчик. Строительный концерн «Омега» — 2,5 тысячи профессионалов. Встреча профессионалов строительной отрасли.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved