Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Концепция укрепления грунта


Некоторые технологии и материалы, в настоящее время активно используемые в современном дорожном строительстве, имеют древнюю историю. Например, концепция укрепления грунта… Это сейчас на строгом техническом языке говорят, что существует метод укрепления грунтов и оснований при помощи материалов со сравнительно «высокими прочностными и деформативными характеристиками». А в Библии, например, есть такое упоминание об улучшении свойств глины для изготовления кирпичей: «Фараон дал такие приказания надсмотрщикам и своим писарям: “Вы не будете больше давать солому для производства кирпичей, как делали это раньше. Они сами будут доставать ее”». Таким образом, важная задача, позволяющая справляться с разрушительными влияниями процессов эрозии, ставилась еще перед древними строителями.


В настоящее время эта задача почти решена, а материалы, при помощи которых ведется укрепление грунтов и оснований, с каждым днем становятся все совершеннее и разнообразнее.


Кстати, термин «армированный грунт» был введен Видалем, развившим концепцию Казагранде. Именно Казагранде указал первым на то, что природные элементы (тростник, солому, ветки деревьев и кустарников) можно заменить листовыми материалами, имеющими высокую прочность на растяжение.


А дальше слово было уже за химией. Последнее десятилетие привело к появлению новых материалов, характеризующихся высокими эксплуатационными характеристиками — и в отношении механического сопротивления, и в отношении срока службы. Эти материалы получили общее название — геосинтетические — и стали широко применяться в дорожно-транспортном строительстве, особенно в сложных природно-климатических условиях, в которых работают нефтяники и газовики.


Что касается конструкций дорожных одежд, то они должны быть такими, чтобы, с одной стороны, увеличивать прочность, а с другой — компенсировать некачественное уплотнение грунтов земляного полотна, изменение их деформационных и прочностных характеристик в период эксплуатации автомобильных дорог. Роль геосинтетических материалов в устройстве конструкций дорожных одежд и земляного полотна заключается в том, что эти материалы могут выполнять функции арматуры, дренажа или фильтра.


Без качественного и прочного основания покрытие любой толщины не гарантирует хорошего транспортно-эксплуатационное состояния дороги.


Одним из наиболее эффективных путей повышения прочности и долговечности дорожных одежд может служить армирование несущего слоя основания из щебня. Армирование щебня позволяет значительно улучшить качество его уплотнения в ходе строительства.


Армирующий эффект основан на способности синтетического материала воспринимать растягивающие напряжения, работая совместно с грунтовым массивом земляного полотна, слоями дорожной одежды (щебень, песок и др.), поскольку грунт и слои дорожной одежды практически не обладают прочностью при растяжении. Совместная работа прослойки с грунтом земляного полотна и слабосвязными слоями дорожной одежды является главной в процессе перераспределения напряжений в основании от временной нагрузки и собственного веса насыпи.


На практике эффект перераспределения напряжений в основании неоднократно подтверждался уменьшением колейности и снижением осадка насыпи на заболоченных участках местности.


Широкая популярность геосинтетических материалов у дорожных строителей объясняется высокими физико-механическими характеристиками материалов: прочностью, устойчивостью к воздействию климатических и гидрогеологических факторов, долговечностью, экологической безопасностью. Геосинтетика служит от 40 до 120 лет при условии, если материалы были своевременно защищены от воздействия солнечной радиации и не повреждены во время транспортировки и проведения работ.


Для изготовления геосинтетических материалов в качестве исходного сырья используют синтетические полимеры, придающие геосинтетике водо- и морозостойкость, коррозийную устойчивость, малый вес и высокую прочность на растяжение.


В России, например, геосинтетические материалы производятся методом экструзии. Материалы, произведенные этим же методом в странах Европы, прочно зарекомендовали себя как за рубежом, так и на российском рынке. Теперь и отечественная продукция ни в чем не уступает своим заграничным аналогам и в то же время имеет преимущества для российских потребителей — цена, сроки поставки, отсутствие проблем с таможенным оформлением, гарантированная помощь на местах строительства в процессе применения и мн. др. В настоящий момент производится широкая гамма материалов, но уже с нашими русскими корнями в названиях! Среди них — геосетки двойного ориентирования, геосетки моноориентированные (одноосные), дренажный композит, а также объемные георешетки.


В нашей стране приведенная ниже классификация геосинтетических материалов находится в стадии разработки. В качестве классификационных признаков выбраны вид исходного сырья и способ изготовления.


Сплошные геотекстильные материалы — водопроницаемые нетканые, тканые, плетеные и композиционные.


Тканые сплошные геотекстильные материалы состоят из нитей, имеющих взаимно перпендикулярное направление, и различаются между собой видом волокна, числом нитей на единицу площади, а также видом плетения (холстовое плетение, панамское, диагональное и др.).


Нетканые материалы изготавливаются путем наложения волокон друг на друга. В целях их упрочнения используются следующие способы: механический (например, сшивание), адгезивный (при помощи связующих материалов), когезивный (например, путем термического воздействия).


Плетеные (вязаные) сплошные материалы состоят из одной или нескольких волоконных композиций, соединенных друг с другом специальной волоконной системой.


Георешетки — изделия, изготовленные из синтетических волокон, пластмассы, стекловолокна и других материалов, представляющих собой плоские структуры с различными узловыми соединениями и величиной ячеек 10 мм и более.


Перфорированные георешетки изготавливаются из синтетических рулонных материалов, которые первоначально перфорируются и вытягиваются в одном или двух направлениях (вдоль и поперек). В результате вытягивания молекулы полимеров ориентируются в направлении растяжения. Тем самым повышается прочность по направлению растяжения и, соответственно, уменьшается их относительное удлинение.


Также существую тканые геосетки (с ячейками размером более 10 мм); слоистые геосетки, геосоты (объемные геоструктуры с различными узловыми соединениями и величиной ячеек 10 мм и более), композиционные материалы, геомембраны (сплошные непроницаемые рулонные материалы толщиной от 0,5 до 5 мм — применяются в основном для создания гидроизолирующих прослоек); дискретные элементы, геоконтейнеры, геоматы, габионы, геотубы.


Таким образом, геосинтетические материалы — это достаточно большая группа полимерных материалов, предназначенных для улучшения физических, механических и гидравлических характеристик грунтов. Зачастую геосинтетика обеспечивает един ственно возможное решение при строительстве автомобильных и железных дорог, дамб, плотин, мостов и других искусственных сооружений. Использование этих материалов сокращает объемы и сроки земляных работ, помогая качественно реализовать тот или иной проект.


Надо отметить, что благодаря модельным и натурным экспериментальным исследованиям, которые были проведены специалистами кафедры «Аэродромы и дороги (основания и фундаменты)» Военного инженерно-технического университета, удалось сделать некоторые выводы в пользу синтетических георешеток. Целью этих исследований было определение эффективности армирования нежестких дорожных одежд такими материалами. На экспериментальных участках устраивалась неармированная дорожная одежда и одежда, армированная георешетками.


На основе полученных данных строился график зависимости вертикального перемещения штампа от действующего давления, определялись модули деформации конструкций на каждой ступени нагрузки и модули упругости конструкций на каждой ступени разгрузки, а также соотношения упругих и общих деформаций.


В результате всех проведенных экспериментов учеными был сделан следующий вывод: «Полипропиленовые двухосные георешетки, безусловно, являются перспективными строительными материалами, применение которых обеспечивают высокий уровень конструктивных решений, технологии строительства, культуры производства, выполнения экологических требований к сооружаемым объектам, а также прочность и надежность дорожных конструкций. Практически исключается проникновение крупнозернистого материала в нижележащие слои.


При действии кратковременных нагрузок снижается величина сдвигающих напряжений в подстилающем грунте или слабосвязанных слоях основания. При действии многократных кратко временных нагрузок динамика накопления остаточных деформаций армированных конструкций в большей степени соответствует логарифмическому закону, нежели динамика накопления деформаций неармированных конструкций. Широко применяемые в конструкциях дорожных одежд слои из зернистых материалов, дискретность структуры которых в действующей методике не учитывается, при армировании георешетками приближаются по своим свойствам к сплошным телам.


Таким образом, работа армированных конструкций в большей степени соответствует той расчетной схеме дорожной конструкции, которая применяется в действующей методике расчета нежестких дорожных одежд. Срок службы оснований дорожных одежд автомобильных дорог, армированных георешетками, может быть существенно увеличен (на 40–60%) по сравнению со сроком службы традиционных оснований и дорожных конструкций в целом».


Армирование слоя щебня синтетическими георешетками способствует увеличению как модулей деформации, так и отношений упругих деформаций к общим деформациям конструкций, что значительно снижает величину и интенсивность накопления остаточных деформаций конструкций и, соответственно, увеличивает прочность дорожных конструкций. Поэтому на участках автодороги с дорожной одеждой, армированной георешетками, деформации по форме чаши прогиба имеют плавные очертания, что свидетельствует о значительно большей распределяющей способности дорожной одежды за счет включения в работу георешетки.


Таким образом, армирование оснований нежестких дорожных одежд двухосными синтетическими георешетками весьма эффективно и перспективно. А особенно отрадно то, что теперь и в России налажено и успешно развивается производство таких материалов, широкое и обоснованное использование которых, несомненно, будет сопровождаться постепенным вытеснением импортных аналогов.


 

«Квартира.Ру» строит новый район. Проблема подготовки строительных кадров: вопросы есть, ответов нет. Год две тысячи восьмой с «Техэкспертом» — золотой!. «Techstroyinvest»: new technologies for restoration work. Белый, надежный, красивый. «СПЕЦГЕОСТРОЙ» справится с любой работой. Паромная переправа успешно функционирует.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved