Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Тенденции и перспективы развития строительного рынка Московского региона


Одним из наиболее строящихся регионов можно назвать московский. Именно в Москве первыми появляются и апробируются новые строительные материалы и технологии. Именно в этом городе возведены первые высотные здания. О развитии строительного рынка московского региона редакция журнала попросила рассказать М. Б. Бурмистрова, руководителя отдела аналитики информационного отдела консалтинговой компании INFOLine.


— Михаил Борисович, расскажите, пожалуйста, об основных тенденциях развития жилищного строительства.


— В 1997–1999 гг. объем строительства жилья в Москве составлял 3,1–3,2 млн. кв. м, а в 2000–2002 гг. наблюдался быстрый рост до 4,5 млн. кв. м, связанный с улучшением финансового состояния строительных компаний, в виду увеличения спроса, и повышением цен, укреплением производственной базы и, соответственно, расширением возможностей по освоению крупных земельных участков и реализации масштабных строительных проектов. Однако уже к середине 2003 г. начали проявляться негативные тенденции к замедлению темпов роста жилищного строительства, которые не преодолены и в настоящее время: - нехватка свободных земельных участков, обладающих необходимой инфраструктурой; - ограничения по подключению новых объектов к сетям электроснабжения и недостаток генерирующих мощностей (в Московской области эта проблема остро встала в 2005 г.).


Ввод жилья в Москве и Московской области в 1997–2006 гг. и прогноз до 2010 г. (тыс. кв. м)


Показатель


1997 г.


1998 г.


1999 г.


2000 г.


2001 г.


2002 г.


2003 г.


2004 г.


2005 г.


2006 г.


2007 г.


2008 г.


2009 г.


2010 г.


Москва


3 351


3 415


3 530


3 530


3 840


4 506


4 442


4 599


4 650


4 804


4 800


5 300


6 000


6 500


Московская область


2 620


2 610


2 730


2 610


2 830


3 414


4 114


5 673,3


5 271


6 433


6 800


7 200


8 300


8 500


Многоэтажное строительство







1 783,1


2 000


3 233


2 573


3 990


4 200


45 00


5 500


5 500


Индивидуальное строительство







1 630,9


2 114


2 440


2 698


2 440


2 600


2 700


3 000


3 000


Данные: ФСГС, правительство Москвы


В 2006 г. объем жилищного строительства в Москве достиг исторического максимума и составил 4,8 млн. кв. м. По данным «Среднесрочной программы жилищного строительства в Москве на период 2006–2008 гг. и заданиях до 2010 г. в целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», в 2007 г. значительного увеличения объема ввода жилья не ожидается, и рост объемов строительства до 5 млн. кв. м и более произойдет только в 2008–2010 гг.


Объем спроса на жилье в 2005 г. и I полугодии 2006 г. существенно превышал предложение, и ситуация несколько стабилизировалась только к концу 2006 г., что обусловило резкий рос цен (так, в 2000–2004 гг. средняя стоимость 1 кв. м жилья увеличилась с 700 до 1 800 долл. США за кв. м, в 2005 г. — до 2 250 долл., а к концу 2006 г. — до 4 000 долл.). Увеличение спроса на жилье в 2005–2006 гг. было обусловлено ростом доходов населения и развитием ипотечного кредитования. Причиной дисбаланса спроса и предложения жилья в Москве стала совокупность факторов.


Ввод зданий нежилого назначения в Москве и Московской области в 2003–2006 гг.


Показатель


2003 г.


2004 г.


2005 г.


2006 г.


Москва, количество


702


518


451


559


всего тыс. кв. м


6 307


7 087


7 854


8 121


нежилые здания (тыс. кв. м)


1 865


2 487,7


3 203,8


3 317


Московская область, количество


9 936


11 369


12 468


11 882


всего тыс. кв. м


5 120


7 528


6 782


8 367


нежилые здания (тыс. кв. м)


1 006


1 854,7


1 511


1 934


Данные: ФСГС


- Сокращение коммерческого сегмента рынка жилья и наращивание доли жилья, строящегося по городскому заказу. Так, в 2002 г. из 4,5 млн. кв. м сданного жилья на долю городского заказа приходилось около 400 тыс. кв. м (в первую очередь для очередников и переселяемых из аварийных домов), в 2005 г. из 4,65 млн. кв. м — 1,65 млн. кв. м в 2006 г. из 4,7 млн. кв. м — 2 млн. кв. м (в том числе для переселенцев из пятиэтажного и аварийного фонда, очередников, в рамках программы «Молодая семья» и т. д.). С учетом строительства жилья организациями строительного комплекса Москвы для Министерства обороны (около 250 тыс. кв. м в год) величина коммерческого сегмента в 2006 г. составляла чуть более 2,5 млн. кв. м, что в 1,6 раза меньше, чем в 2002 г.


- Значительные изменения в структуре вводимых жилых домов по типам конструкций: строительство панельных домов постепенно замещается кирпично-монолитным домостроением. В абсолютном выражении площадь введенных панельных домов в 2005 г. сократилась на 33%, т. е. до 1,7 млн. кв. м, в то время как кирпично-монолитных — выросла на 48%, почти до 3 млн. кв. м. При этом в панельных домах средняя площадь квартиры составляет 50–60 кв. м, а в монолитных и кирпичных — более 80 кв. м. Основная часть панельного жилья строится для муниципальных нужд, поэтому квартиры в панельных домах Москвы практически не попадают на рынок, в результате чего количество квартир, представленных на рынке в 2006 г., по сравнению с 2002 г. сократилось более чем в три раза.


Сокращение объемов панельного домостроения в Москве в 2005–2006 гг. обусловлено следующими факторами: - дефицитом крупных земельных участков под многоэтажное жилищное строительство (последними крупными площадками для индустриального домостроения в Москве, по которым отсутствуют серьезные обременения, являются расположенные за МКАД поселки Кожухово, Ухтомский, Старое Косино и Молжаниново)1; - затягиванием городскими властями сроков освобождения площадок от сносимых домов, недостаточно активным переселением жителей и снижением качества проектной документации, подготавливаемой территориальными управлениями капитального строительство, что приводит к увеличению сроков реализации программ квартальной застройки; - нивелированием положительного влияния роста доли городского заказа в производственной программе ДСК, недостаточным учетом роста цен на строительные материалы и СМР, обусловливающим низкую рентабельность строительства муниципального жилья; - ростом обременений строительных площадок, осваиваемых ДСК из-за увеличения количества сносимых домов, объемов реконструкции инженерных сетей и затрат на строительство объектов социальной сферы, вызывающих снижение рентабельности деятельности и сокращение инвестиций в развитие производственной базы; - повышением стоимости земли и ростом затрат на реализацию строительных проектов, обусловливающими повышение привлекательности элитного жилья и жилья бизнес-класса, представленного в основном кирпично-монолитными жилыми домами, которые существенно дороже панельных.


В результате московские домостроительные комбинаты («Главмосстрой», ДСК-1, ДСК-2 и ДСК-3, входящие в группу ПИК, СУ-155) вынуждены были перенести основные объемы строительства из Москвы в Московскую область. Таким образом, в 2005–2006 гг. структура строительства по видам конструкций в Москве и Московской области (на удалении не более 20 км от МКАД) приобрела следующий вид.


В 2006 г. строительство жилья в Москве и Московской области характеризовалось следующими тенденциями: - сохранением тенденции смещения строительства жилья за МКАД; - наращиванием объемов строительства жилья в городах Московской области на расстоянии более 20 км за МКАД. Основной причиной перераспределения объемов жилищного строительства из Москвы в Подмосковье является наличие резерва земельных участков (по оценкам правительства Московской области, позволяющих ввести до 2011 г. более 26 млн. кв. м жилья) и свободных инфраструктурных мощностей. В то же время строительные компании, работающие в Московской области, уже с 2005 г. начали испытывать нехватку земельных участков под многоэтажное строительство, обеспеченных необходимой инфраструктурой (в первую очередь электроснабжением и газоснабжением). Расширению же географии застройки в удаленные от МКАД более чем на 20 км районы Московской области препятствует неразвитость транспортной сети, особенно на участках пограничных между Москвой и областью. Решению проблемы неразвитости транспортной инфраструктуры в Московском регионе будет способствовать реализация проектов строительства 4-го транспортного кольца и участков дороги Москва — Санкт-Петербург на территории Московской области. Однако реализация этих проектов в объеме, необходимом для существенного улучшения транспортной ситуации, давление на которую оказывает рост количества автомобилей у населения, и активная застройка подмосковных территорий произойдут не ранее 2009–2010 гг.


Таким образом, в 2006–2008 гг. зна-чительного роста объемов жилищного строительства в Московской области по сравнению с 2005 г., по мнению экспертов информационно-консалтинговой компании ИА INFOLine, не произойдет. Динамика цен на жилье в Московской области при всех сложностях, связанных с ее оценкой в виду широкого географического разброса, была не менее быстрой, чем в Москве: средняя стоимость жилья на первичном рынке выросла в 2000–2005 гг. с 400 до 1 120 долл. США за кв. м, а к концу 2006 г. составила более 2 300 долл. США за кв. м


Важным отличием рынка жилья Московской области от рынка Москвы является высокая доля индивидуального жилищного строительства, которая в 2005 г. составила около 51% и, по оценкам экспертов, сохранится на уровне 50–55% в 2006–2008 гг. Индивидуальное жилищное строительство в Московской области в основном представлено коттеджами в существующих поселениях и организованными коттеджными поселками.


В течение 2006–2007 гг. ряд инвесторов объявили о планах реализации крупных девелоперских проектов в Московской области, предполагающих строительство миллионов квадратных метров жилья и формирование социальной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Таким образом, речь идет о строительстве новых городов, которые превосходят по размеру не только существующие города Московской области, но и столицы субъектов Российской Федерации, в том числе: - город Большое Домодедово, предполагающий строительство в окрестностях г. Домодедово группой Coalco более 12 млн. кв. м недвижимости с объемом инвестиций 11 млрд. долл. США; - проект «А101» УК «Масштаб», предполагающий строительство в Ленинском муниципальном районе 16 млн. кв. м объектов недвижимости, из которых 13 млн. кв. м — жилье, 1,5 млн. кв. м — инфраструктура и около 1,5 млн. кв. м — объекты коммерческого назначения, с объемом инвестиций более 7 млрд. долл. США; земли, предназначенные к освоению, занимают площадь в 13 000 га и расположены вдоль Калужского шоссе в радиусе от 3 до 23 км от МКАД; - город Рублево-Архангельское на 3 км от МКАД по Ново-Рижскому шоссе (площадью более 3 млн. кв. м с объемом инвестиций 3 млрд. долл.), строительство которого планирует компания «Нафта-Москва»; - микрорайон на территории плем завода «Коммунарка» на Калужском шоссе площадью до 14,5 млн. кв. м с объемом инвестиций 7 млрд. долл. США, строительство которого планируют акционеры компаний «Русагро» и «Собинбанк»; - жилой район в окрестностях Шереметево площадью 5 млн. кв. м с объемом инвестиций 4 млрд. долл. США, реализацию которого планируют Московское речное пароходство и акционеры Группы «Ист-лайн»; - Istra Project предполагает строительство более 1,5 млн. кв. м с объемом инвестиций около 2 млрд. долл. США на 13 участках общей площадью 1 150 га в районе Истринского водохранилища; инвесторами проекта являются «Капитал Груп» и MosCityGroup; - проект «Остров Барвиха» компании Sinergo, предполагающий строительство на 430 га земли в Ильинской пойме, вблизи Рублево-Успенского шоссе, в течение 2007–2012 гг. более 0,5 млн. кв. м жилья и объектов инфраструктуры с объемом инвестиций до 2,5 млрд. долл. США.


В июне 2007 г. Правительство РФ выбрало 22 крупных девелоперских проекта в различных регионах для софинансирования строительства объектов инфраструктуры и оказания других мер содействия в рамках реализации постановления «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства». Проекты, которые выбраны для получения государственной поддержки, удовлетворяют следующим требованиям: - строительство в рамках проекта не менее 1 млн. кв. м жилья; - срок реализации проекта — не более 10 лет, причем не менее 30% жилья должно быть построено в ближайшие три года; - земельный участок должен быть консолидирован в руках одного инвестора.


Постановлением Правительства РФ предусмотрены несколько форм поддержки: гарантии по займам для обеспечения участков инфраструктурой, субсидии на возмещение затрат на уплату процентов под строительство коммунальной инфраструктуры, обеспечение микрорайонов автодорогами. Кроме того, ОАО «РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» рекомендовано при подготовке инвестиционных программ газификации и электрификации учитывать потребности отобранных Правительством проектов в первую очередь. Следует отметить, что требований по себестоимости жилья, его качеству, а также цене продажи претендентам на государственную поддержку не предъявлялось. По мнению специалистов информационно- консалтинговой компании INFOLine, мероприятия в рамках реализация проекта «Доступное жилье…» в части софинансирования строительства объектов инфраструктуры крупных девелоперских проектов со значительной долей жилья может уже к 2009–2010 гг. привести к существенному увеличению объемов строительства.


Из проектов, реализация которых планируется в московском регионе в рамках конкурса по предоставлению государственной поддержки, правительственной комиссией отобраны проекты в Московской области и предложенные компаниями Coalco (проект «Большое Домодедово»), «Нафта-Москва» (проект «Рублево-Архангельское») и УК «Масштаб» (проект «А101»).


— Каковы основные тенденции развития строительства в Московской регионе?


— В 2006–2007 гг. в Московском регионе созданы предпосылки активизации строительства (например, достроено большинство объектов, приостановленных в виду банкротства строительных компаний, увеличены инвестиции в развитие энергетической инфраструктуры), что позволит в 2008–2010 гг. существенно нарастить объемы строительства зданий жилого и нежилого назначения за счет вовлечения в оборот производственных территорий Москвы, увеличения высотности зданий и расширения зоны активной застройки в Московской области до 50 км и более от МКАД. Кроме того, реализация крупных инфраструктурных проектов — строительство Центальной кольцевой автомобильной дороги и участка платной автомобильной дороги Санкт-Петербург — Москва — позволит сформировать чрезвычайно благоприятный инвестиционный климат для реализации крупных девелоперских проектов на сопряженных территориях.


Характеристики рынка новостроек Москвы и Московской области (на удалении не более 20 км от МКАД), 2006–2007 гг.


-


Центральная часть Москвы (в пределах 3-его транспортного кольца)


Москва (от 3-его транспортного кольца до МКАД)


Районы Москвы за МКАД и Московская область в пределах 5 км от МКАД


Московская область на расстоянии от 5 до 20 км от МКАД


Количество жилых домов


48


245


182


160


Объем рынка (тыс. кв. м.)


400


4 530


3 200


2 200


Средняя площадь дома (тыс. кв. м)


8,3


18,5


17,6


12,5


Доля панельных домов (%)


0


12


53,5


65


Доля монолитно-кирпичных домов (%)


100


88


46,5


35


По оценкам INFOLine, до 2010 г. будет начата реализация нескольких сверхкрупных проектов по строительству новых поселений в Московской области, которая к 2010 г. существенно изменит ситуацию на рынке недвижимости региона в виду существенного увеличения объемов ввода жилья. В то же время, по мнению специалистов INFOLine, при прогнозировании объемов ввода жилья в Московской области до начала реализации данных проектов целесообразно ориентироваться на консервативный вариант прогноза, предполагающий рост объемов ввода жилья примерно на 5% в 2007–2008 гг., 10% — в 2009 г. и сохранения на уровне 8,3–8,5 млн. кв. м в 2010 г.


В жилищном строительстве Москвы и ближнего Подмосковья основными тенденциями 2007–2010 гг. будут: - продолжение сокращения доли панельного домостроения в Москве (к 2009 г. его доля сократится в несколько раз в виду завершения сноса пятиэтажного жилого фонда первого периода индустриального домостроения и реконструкции поселков, расположенных в Москве); - увеличение объемов строительства в Москве за счет реализации крупных проектов по реорганизации производственных территорий и наращивания высотности зданий, обеспечивающего коммерчески более привлекательные условия реализации проектов; - сохранение тенденции концентрации жилищного строительства в ЮЗАО, ЗАО и САО и увеличение объемов ввода жилья в СВАО; - наращивание доли панельного домостроения в Московской области в виду необходимости сохранения загрузки производственных мощностей московских ДСК («ДСК-1», Группа «ПИК», включающая ДСК-2 и ДСК-3, «СУ-155» и «Главмосстрой») на уровне не менее 3 млн. кв. м панельного жилья в год; - повышение интереса инвесторов к реализации сверхкрупных девелоперских проектов по строительству новых поселений в Московской области и активизация темпов их реализации в виду возможности софинансирования строительства инфраструктуры из Инвестиционного фонда в рамках реализации национального проекта «Доступное жилье…», а также формированию благоприятных условий финансирования такого рода проектов банковскими структурами. В гражданском строительстве Москвы и ближнего Подмосковья основными тенденциями 2007–2010 гг. будут: - активизация освоения подземного пространства Москвы, в том числе за счет строительства торговых центров и паркингов; - повышение высотности офисных и многофункциональных комплексов в Москве; - наращивание объемов строительства логистических объектов в Московской области.


— Как вы оцениваете емкость рынка товарного бетона в Московском регионе?


— По оценкам экспертов информа-ционно-консалтинговой компании INFOLine, емкость рынка товарного бетона Москвы и ближнего Подмосковья2 (до 30 км от МКАД — эффективное расстояние поставки для РБУ, находящихся внутри МКАД) в 2006 г. (без учета потребления в дорожном и инфраструктурном строительстве) составила около 6,1 млн. куб. м, а раствора — 1,1 млн. куб. м.


Коэффициенты пересчета площади зданий (кв. м) в объем потребляемого товарного бетона (куб. м)


Регион


Показатель


Коэффициент


Москва


Жилые здания


-


монолитно-кирпичное домостроение


0,7


панельное


0,2


Нежилые здания


-


торговые здания


0,4


бизнес-центры


0,4


прочие нежилые здания


0,35


Московская область


Жилые здания


-


Многоэтажное жилье


-


монолитно-кирпичное


0,7


панельное


0,2


индивидуальное жилье


0,15


Нежилые здания


-


складские помещения


0,15


прочие


0,35


Источник: оценки отраслевых экспертов, данные INFOLine


Динамика емкости рынка товарного бетона Москвы и ближнего Подмосковья в 2003–2006 гг. и прогноз на 2007–2010 гг. представлены на диаграмме. Емкость рынка товарного бетона Москвы и Московской области составляет, по оценкам информационно-консалтинговой компании INFOLine, около 11 млн. куб. м товарного бетона и раствора. По данным ОАО «Объединение 45», объем рынка товарного бетона Москвы в 2006 г. составил 5,1–5,9 млн. куб. м, раствора — 1,2–1,4 млн. куб. м, а объем ниши на рынке товарного бетона Москвы и ближнего Подмосковья, не занятой внутрикорпоративными связями, — 2,55–2,95 млн. куб. м бетона. Оценка емкости рынка бетона является консервативной (не включает ремонтные работы и прочее потребление в гражданском строительстве, учтенные в емкости рынка, представленной на графиках) и осуществлена с использованием коэффициентов пересчета площади сданных в течение года зданий по сегментам: жилищное и коммерческое строительство, строительство административных и промышленных объектов. Коэффициенты для Москвы и Московской области несколько различаются в виду различного объема строительства подземных и высотных объектов.


При оценке емкости рынка бетона не учитывались ремонты и отделочные работы, отдельно рассчитано потребление в сегменте строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры в виду следующих факторов: - ориентированности компаний, занимающихся строительством инфраструктурных объектов, на собственное производство товарного бетона (небольшие компании — мобильные БСУ, крупнейшие компании4 — развитые сети БСУ) и незначительного объема закупок бетона на свободном рынке, что в совокупности свидетельствует об относительной автономности данного сегмента; - использования для оснований под дорожное покрытие и в ряде других случаев специальных видов бетонов, например, обес- печивающих устойчивость к хладагентам, применяемым коммунальными службами в зимний период.


— Каковы основные тенденции дальнейшего развития рынка бетона Московского региона?


— По мнению экспертов информационно-консалтинговой компании INFOLine, использование товарного бетона в строительном комплексе Москвы и Московской области к 2008–2010 гг. возрастет за счет увеличения подземной составляющей в строительном объеме жилых и гражданских объектов, и, следовательно, приведенные в таблице коэффициенты потребуется пересмотреть в сторону увеличения.


Динамика ввода зданий в Московском регионе в 2003–2006 гг. и прогноз на 2007–2010 гг. (тыс. кв. м)


Показатель


2003 г.


2004 г.


2005 г.


2006 г.


2007 г.


2008 г.


2009 г.


2010 г.


Москва, всего


6 307


7 087


7 854


8 117


8 800


9 800


10 750


11 500


жилье


4 442


4 599,3


4 650,2


4 800


4 800


5 300


6 000


6 500


монолит и каркасы


1 882


2 050


2 954


3 360


3 504


4 134


5 200


6 000


панель


2 560


2 549


1 696


1 440


1 296


1 166


800


500


нежилые здания


1 865


2 487,7


3 203,8


3 317


4 000


4 500


4 750


5 000


торговые здания


2 70


400


600


600


800


1 000


1 000


1 100


бизнес-центры


430


600


800


900


900


1 000


1 200


1 700


прочие нежилые здания


1 165


1 487,7


1 803,8


1 800


2 300


2 500


2 550


2 200


Московская область,всего


5 120


7 528


6 782


8 364


8 600


9 200


9 700


10 000


жилье


4 114


5 673,3


5 271


6 430


6 500


6 800


7 000


7 000


многоэтажное жилье


2 000


3 233


2 573


3 990


4 000


4 300


4 500


4 500


монолит и каркасы


1 100


2 233


1 173


1 675,8


1 600


1 935


2 300


2 100


панель


900


1 000


1 400


2 314,2


2 400


2 365


2 200


2 400


индивидуальное жилье


2 114


2 440


2 698


2 440


2 500


2 500


2 500


2 500


прочие здания


1 006


1 854,7


1 511


1 934


2 100


2 400


2 700


3 000


складские помещения


250


340


365


700


1 000


700


800


800


прочие нежилые здания


756


1 514,7


1 146


1 234


1 100


1 700


1 900


2 200


Источник: органы статистики, оценки отраслевых экспертов, данные INFOLine


По оценкам НП «Союз производителей бетона», в 2005 г. до 50% потребления товарного бетона в Москве приходилось на жилищное строительство. По мнению экспертов INFOLine, в 2006 г. структура потребления товарного бетона по видам строительства практически не изменилась, лишь несколько снизилось потребление в панельном домостроении.


Объем выпуска высокопрочных бетонов определен на основании данных С. С. Каприелова, д. т. н., зам. зав. лабораторией ГУП «НИИЖБ», директора ООО «Предприятие Мастер Бетон», по бетонам с модификаторами серии МБ и оценок участниками рынка объемов производства бетонов прочностью выше М550–М600. Прогноз динамики выпуска высокопрочных бетонов является консервативным (использование на объектах ММДЦ «Москва-Сити», в том числе башня «Россия», и строительстве специальных сооружений, в том числе стадионов и подземных объектов различного назначения) и не предполагает до 2009 г. значительного увеличения потребления в жилищном строительстве. При этом уже с 2009 г. значительное увеличение объемов строительства высотных и подземных объектов, предусмотренное стратегическими программами развития строительного комплекса Москвы, неизбежно приведет к значительному росту потребления высокопрочных бетонов как в абсолютном, так и в относительном выражении.


Емкость рынка товарного бетона (без учета раствора5) Московского региона в 2003–2006 гг. и прогноз на 2007–2010 гг. (тыс. куб. м)


Показатель


2003 г.


2004 г.


2005 г.


2006 г.


2007 г.


2008 г.


2009 г.


2010 г.


Москва и ближнее Подмосковье6, без учета дорожного стр-ва


3 827


5 152


5 289


6 053


6 395


7 338


8 387


9 071


Москва, без учета дорожного стр-ва


2 517


2 866


3 598


3 870


4 197


4 802


5 573


6 190


жилье


1 829


1 945


2 407


2 640


2 712


3 127


3 800


4 300


монолит и каркасы


1 317


1 435


2 068


2 352


2 453


2 894


3 640


4 200


панель


512


510


339


288


259


233


160


100


нежилые здания


688


921


1 191


1 230


1 485


1 675


1 773


1 890


торговые здания


108


160


240


240


320


400


400


440


бизнес-центры


172


240


320


360


360


400


480


680


прочие нежилые здания


408


521


631


630


805


875


893


770


Московская область, без учета дорожного стр-ва


1 871


3 267


2 415


3 119


3 140


3 623


4 020


4 115


жилье


1 267


2 129


1 506


2 002


1 975


2 203


2 425


2 325


многоэтажное жилье


950


1 763


1 101


1 636


1 600


1 828


2 050


1 950


монолит и каркасы


770


1 563


821


1 173


1 120


1 355


1 610


1 470


панель


180


200


280


463


480


473


440


480


индивидуальное жилье


317


366


405


366


375


375


375


375


прочие здания


302


556


453


580


630


720


810


900


складские помещения


38


51


55


105


150


105


120


120


прочие нежилые здания


265


530


401


432


385


595


665


770


Дорожное и инфраструктурное строительство в Московском регионе


1 600


1 800


2 000


2 500


2 750


3 000


3 200


3 400


 

«СПЕЦГЕОСТРОЙ» справится с любой работой. Паромная переправа успешно функционирует. Выбор места примыкания — отправная точка проблем проектирования и строительства железнодорожных путей необщего пользования. Петербургским строителям под силу качественно воплощать в жизнь сложнейшие проекты. Градостроительные условия и ограничения развития городских территорий в Морской промышленно-портовой зоне Санкт-Петербурга. Цель — только успех. Воды Балтики станут немного чище….


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved