Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Российский нефтяной бизнес братьев Нобелей


Трудно переоценить значение нефти в экономике современной России. В свою очередь, трудно переоценить роль в становлении этой отрасли в России семейства Нобелей, и Людвига Эммануиловича Нобеля (1831–1888) в особенности. Материалами об этих пионерах российской промышленной нефтедобычи и нефтепереработки мы открываем историческую рубрику «НГП».


Основатель петербургской династии Нобелей Эммануил Нобель (1801–1872), механик и частный предприниматель, потерпев крах на своей родине — в Швеции, приехал в1837 г. в Санкт-Петербург в поисках лучшей доли и привез с собою в Россию сотню морально устаревших своих и чужих изобретений: в чертежах и моделях, в том числе и образцы сухопутных и морских мин. Именно мины и заинтересовали представителей российского военного ведомства и лично Великого князя Михаила Павловича. На организацию минного производства Эммануил Нобелю было выделено 25000 руб. После успешного опытного взрыва на реке Охте в 1842-м российское правительство купило патент на мину. Это позволило Нобелю-старшему основать на Выборгской стороне «Механический колесный завод» с литейными мастерскими и перевезти из Стокгольма семью — жену Андриетту и троих сыновей: Роберта, Людвига и Альфреда (будущего изобретателя динамита и учредителя Нобелевской премии).


Благодаря военным заказам марка «Э. Нобель и сыновья» долгое время процветала и даже к 1865 г. вошла в десятку крупнейших российских производств. Людвиг Нобель, обладавший уникальными способностями в техническом деле, к 24 годам становится главным инженером в фирме отца, а в 29 лет — управляющим фирмой. Он расширяет производство: приобретает новые литейные цеха и ремонтные мастерские, переоборудовав их под производство снарядов, а в Выборге открывает производство сухопутных и морских пушек. Собственный завод у Сампсоньевского моста он назвал «Механический завод «Людвиг Нобель» (сейчас это завод «Русский дизель»).


Этот завод благодаря значительным прибылям позволил Людвигу Нобелю инвестировать средства в нефтяной бизнес.


Сверхприбыли американских нефтепромышленников не давали спать спокойно многим европейским и российским предпринимателям. Информация о них пробудила и у братьев Нобелей немалый интерес к этой перспективной, но находившейся в России того времени на зачаточной стадии развития отрасли. Для успешного развития этого нового дела у них было почти все необходимое: и деньги, и связи, и спрос, и самое главное — сырье, причем относительно доступное и в изобилии.


В 1873 г. на Кавказ приехал старший брат Роберт Эммануилович Нобель (1829–1896). Тогда как раз начался очередной кризис, и цена на пуд нефти упала с 45 до 2–3 коп. Роберт Нобель купил у Тифлисского общества маленький керосиновый заводик и несколько нефтеносных участков в Сабунчах общей площадью 8 десятин 614 кв. сажени. А в 1874-м в Баку приезжает Людвиг Нобель, который участвует в торгах по распределению малоразведанных нефтяных бакинских промыслов. Исход торгов решился в его пользу. Таким образом, было образовано «Товарищество братьев Нобелей», на посту президента которого Людвиг Нобель очень быстро стал первым российским мультимиллионером.


В апреле 1876 г. Робертом Нобелем были заложены первые две буровые скважины, работы на которых производились вручную, открытым буром и бурильным свободно падающим инструментом Фабиана с мантелем, с промывкою водой, на низкой бревенчатой вышке. При этом применялся ручной насос. Для обслуживания одной такой буровой установки требовалось 24 человека в смену: 16 — на инструменте и балансире и 8 — на насосе.


Людвиг Нобель прекрасный инженер, знаток организации промышленного производства энергично взялся за переустройство нефтяного дела. С июня 1877 г. бурение на нобелевских участках проводилось посредством паровых машин.


Нефть с промыслов до нефтеперерабатывающих заводов доставлялась на гужевых повозках — арбах в особых кожаных бурдюках. Одна арба за раз перевозила 25 пудов (чуть больше 400 кг) нефти. Десять тысяч аробщиков занимались этими перевозками. Доставка одного пуда нефти обходилась в 5 или даже 8 коп. В 1877 г. Людвиг Нобель предложил бакинским заводчикам сообща устроить нефтепровод от промыслов до заводов, но получил отказ. На следующий год «Товариществом братьев Нобелей» этот нефтепровод с паровым насосом был построен самостоятельно. Его длина была 9 км, диаметр труб — 3 дюйма, производительность 80 тыс. пудов (1300 т) в сутки.


С 1877 г. благодаря инициативе Нобелей перевозка по Волге осуществляется наливом. Но перевозить керосин в деревянных судах было опасно в пожарном отношении, кроме того, керосин легко просачивался через деревянный корпус судов, чем наносился урон водным угодьям. По проекту и чертежам Людвига Нобеля в 1877 г. в Швеции на судостроительном заводе Мотала был построен первый в мире паровой нефтеналивной танкер «Зороастр» емкостью 15 тыс. пудов керосина, длиною 184 фута, что соответствовало длине шлюзов Мариинской речной системы, шириною 27 футов, осадкой 9 футов. Машина отапливалась мазутом, т. е. фактически отходами керосинового производства. Ее мощность 290 л. с., ход 10 узлов. Керосин заливался в восемь цилиндрических емкостей. Позднее танкерную флотилию братьев Нобелей пополнили новые нефтевозы: «Будда», «Магомет», «Моисей», «Спиноза», «Дарвин», «Линней», «Норденшильд» и пр. Благодаря наливной перевозке пуд керосина для потребителей в Нижнем Новгороде сразу стал обходиться дешевле на 70–80 коп. Цена на керосин в течение пяти лет постепенно снизилась с 1 руб. 85 коп. за пуд (в 1877 г.) до 50 коп. за пуд (в 1882 г.).


Наливной способ перевозки позволил в короткое время обеспечить керосином и нефтью внутренние районы Российской Империи (всего перевозилось на 13 судах 10 млн пудов за навигацию).


Для хранения нефтепродуктов также потребовались нововведения. Хранилась прежде неф тяная продукция в деревянных постоянно текущих бочках. Инженер Людвиг Нобель по собственному проекту создает специальные резервуары из клепаного железа. Утечка керосина из них была незначительной — менее 0,5%. С 1879 по 1882 гг. резервуарные парки были устроены во всех крупнейших городах России: Царицыне, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Харькове, Варшаве, Минске, Бердичеве и т. д.


Снабжение топливом необъятной России товариществом братьев Нобелей осуществлялось с большим размахом. Товариществу принадлежало 150 предприятий по сбыту продукции из нефти. Более того, Товарищество смогло убедить некоторые железные дороги (Курскую, Рязанскую, Вяземскую) постепенно переходить на нефть с угля.


В 1885 г. «Товарищество братьев Нобелей» произвело 15 млн пудов керосина, тогда как остальные российские нефтеперерабатывающие компании произвели лишь13 млн все вместе. В Баку, в районе Черный город, фирме Нобелей принадлежало 11 самостоятельных заводов: керосиновый, масляный, вискозиновый, бензиновый, парафиновый, два серно-кислотных, ангидридный, содовый, щелочной, механический. Помимо заводов в Баку фирма Нобелей имела заводы и нефтепромыслы в Грозненском районе, в Кубанской области, в Ферганской долине, Эмбенском районе, на острове Челекен.


В 1884 г. Людвиг Нобель предложил построить керосинопровод общего пользования от Баку до Батума, но проект не был одобрен административными сферами. Тем не менее Товарищество строит свой собственный 62-верстный керосинопровод через Сурамский перевал от Михайлова до Квирил. Успешный опыт перекачки керосина на большие расстояния все же дал толчок для строительства 800-верстного керосинопровода Баку — Батум. Таким образом, в конце XIX в. «Товарищество братьев Нобель» стало крупным европейским экспортером нефти и нефтепродуктов, потеснив с рынка даже «Стандарт-Ойл» Джона Рокфеллера.


Вклад Нобелей в развитие нефтяной промышленности в России был отмечен на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве, где «Товарищество братьев Нобель» получило высшую награду, а оригинальное устройство для сжигания нефтяного топлива конструкции Людвига Нобеля было удостоено бронзовой медали.


Еще в 1866 г. Людвиг Нобель стал учредителем Российского Технического общества. На протяжении многих лет он жертвовал тысячи рублей на научные исследования.


На Всероссийской выставке предметов освещения и отопления в 1888 г. в Санкт-Петербурге было выставлено 64 экспоната «Товарищества братьев Нобель»: от оригинальных буровых инструментов, высокопроизводительных насосов и сепараторов до чертежей танкера «Петролиа», который после смерти Людвига Нобеля 31 марта (12 апреля) 1888 г. в Ницце (как раз во время проведения этой выставки) был назван его именем.


В некрологах отмечалось, что хотя Нобель и числился шведским подданным, но всю жизнь провел в России и посвятил ей всю замечательную энергию и выдающиеся умственные способности». Похоронили Людвига Эммануиловича в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище.


30 июля 1888 г. на общем собрании пайщиков и акционеров «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» было принято решение в память о выдающемся предпринимателе и изобретателе учредить на средства Товарищества стипендий имени Людвига Нобеля в Горном и Технологическом институтах, в Ремесленном училище имени Цесаревича Николая, в Санкт-Петербургском Коммерческом и Первом реальном училище, в Бакинском реальном училище. Через год была утверждена медаль и премия за исследования в области науки и техники имени Людвига Нобиля. Ныне благодаря инициативе Академии культуры, меценатства и благотворительности премия Людвига Нобеля восстановлена.


 

Раскрой рулонного и листового металла. Проблемы и пути решения. Влияние перфорации стенки на несущую способность термопрофилей. Производство сборных железобетонных изделий: технология и оборудование. «Интарсия»: возрождая великое!. Анализ процессов структурообразования и твердения в цементных материалах с минеральными добавками. Бетонные мини-заводы и строительные макси-проблемы. ООО «НВМ ПРОМ»: оборудование и технологии для производства пенобетона.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved