Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Новая экономическая модель реформирования ЖКХ


Двухдневное рабочее совещание по вопросам реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» было организовано по инициативе полномочных представителей Президента России в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах Виктора Черкесова и Сергея Кириенко. Также в работе совещания приняли участие министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров, руководители федеральных органов власти, руководители законодательных структур и мэры столичных городов субъектов РФ.


Открыл пленарное заседание полпред Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) Виктор Черкесов.


Приветствовав всех участников совещания, Виктор Черкесов отметил особую значимость реформирования жилищно-коммунального комплекса для всех отраслей экономики России. Он напомнил, что Президент России Владимир Путин обязал представителей всех уровней власти принять участие в работе по выработке решения по созданию конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе.


Несмотря на определенное изменение ситуации к лучшему, реформы ЖКХ идут медленнее, чем хотелось бы. Показатели обязательных государственных стандартов, при которых 80% себестоимости жилищно-коммунальных услуг должно оплачивать население, не достигнуты пока ни в одном из регионов, и, в результате, финансовая нагрузка ложится на бюджеты всех уровней. Наряду с этим рост тарифов на услуги ЖКХ далеко не всегда сопровождается улучшением качества услуг, оказываемых предприятиями отрасли. Подобная ситуация может перечеркнуть социальный смысл реформирования жилищно-коммунального комплекса.


– Реформа ЖКХ – больше чем реформа, – подчеркнул Виктор Черкесов. – Это проверка способности российской власти в целом успешно решить одну из самых важных на сегодня социальных и экономических проблем. Мы должны делать все, чтобы результаты реформирования привели к улучшению положения в жилищно-коммунальном комплексе, а значит – и к улучшению жизни людей.


Вслед за ним выступил полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко.


Реформирование жилищно-коммунального комплекса – это вопрос национальной безопасности страны, поскольку от нормальной работы ЖКХ напрямую зависит безопасность жизнеобеспечения граждан. По словам Сергея Кириенко, положение в данной отрасли «является интегральным показателем, который позволяет в комплексе оценить состояние российской экономики». Важную роль при проведении реформ играют действия не только федеральных и региональных, но и муниципальных властей.


Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф ознакомил участников совещания с докладом: «Государственная политика в жилищной и коммунальной сферах. Новая экономическая модель реформирования ЖКХ: основные принципы, направления и задачи ее реализации».


Подводя краткие итоги, Герман Греф сообщил, что по данным за 2001 г. суммарная стоимость предоставленных населению России жилищно-коммунальных услуг составила 360 млрд. руб. Из них платежами населения было покрыто 170 млрд. руб. и средствами консолидированного бюджета – 129 млрд. руб. За счет перекрестного субсидирования были оплачены услуги, предоставленные населению, в размере 28 млрд. руб. Дефицит оплаты услуг ЖКХ составил порядка 60 млрд. руб.


В целом уровень оплаты населением услуг ЖКХ составил 71% от их полной стоимости (при федеральном стандарте 80%), а реальный уровень, с учетом предоставленных льгот и субсидий, составил порядка 48% и повысился, по сравнению с 2000 г., на 9%.


Благодаря тому что на местах, при поддержке федерального центра, был реализован комплекс мероприятий по своевременной подготовке ЖКХ к работе в осенне-зимний период, количество аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения снизилось на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого отопительного сезона.


Вместе с тем продолжает нарастать комплекс нерешенных проблем, в том числе высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций и значительный объем недофинансирования отрасли. Износ основных фондов предприятий ЖКХ составляет около 60%. Примерно одна четвертая часть всего оборудования полностью отслужила свой срок. За предыдущие годы многократно увеличилось количество аварий в сетях тепло- и водоснабжения. Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений может привести к масштабным авариям, ущерб от которых значительно превысит затраты на их предотвращение. Возрастают непроизводительные потери энергоресурсов. Так, в теплосетях энергопотери превышают 30%.


Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Минфином России и Госстроем России разработана экономическая модель функционирования жилищно-коммунального комплекса РФ. Модель была рассмотрена и одобрена на заседании Правительства РФ 5 июля прошлого года, а затем вошла в состав подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг., утвержденной постановлением российского правительства от 17 ноября 2001 г. Модель предполагает последовательный и поэтапный переход к новой системе экономических взаимоотношений в отрасли.


Главным направлением реформы жилищно-коммунальной отрасли в 2002 г. должно стать внедрение конкурентной среды. При этом норматив по оплате услуг ЖКХ повышаться не будет. Герман Греф подчеркнул ошибочность тезиса о переходе на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг населением без помощи из бюджетов.


Были выявлены объективные причины, не позволяющие реализовать эту идею. С одной стороны, этот показатель недостижим при сегодняшнем уровне доходов населения. С другой – «тормозом» развития жилищно-коммунальной отрасли является монополизм.


Основой экономических отношений до сих пор является система бюджетного дотирования. Существующий процесс образования тарифов на услуги предприятий отрасли фактически сводится к повышению себестоимости услуг при низкой рентабельности. Ключевая проблема – искусственный монополизм, сложившийся в этой отрасли, и другие существенные недостатки системы.


По словам министра, предприятия отрасли не заинтересованы показывать реальную стоимость своих услуг, поскольку это дает им возможность получать дополнительные средства из бюджетов всех уровней.


Дотационность сектора и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество следует считать основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства. Существующие бюджетные ограничения обуславливают отсутствие в достаточных объемах средств для финансирования модернизации и развития ЖКХ. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что ведет к удорожанию себестоимости их продукции и снижает ее конкурентоспособность.


Финансовая и ценовая политика также неэффективна. Потребители вынуждены оплачивать неполученные литры воды, гигакалории тепла, кубометры газа. Попыткам перехода на приборный учет материальных носителей услуг препятствует незаинтересованность коммунальных предприятий-монополистов. Также затруднено развитие конкурентной среды и создание управляющих компаний как в обслуживании жилья, так и в коммунальном хозяйстве.


Монополизм большинства коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Монополистические тенденции еще более усиливаются в результате финансовой неустойчивости предприятий сектора, его непривлекательности для инвестиций и, как следствие, отсутствия интереса к деятельности в секторе у потенциальных альтернативных участников.


Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков. Основной идеей экономической модели реформы ЖКХ является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, которые выделяются в настоящее время на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам – субъектам, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективном расходовании этих средств.


Системы дотирования предприятий, предоставления льгот социальным категориям граждан, выплаты адресных субсидий малообеспеченным семьям будут объединены в рамках единой жилищно-коммунальной субсидии (ЕЖКС), унифицирующей все виды финансовой помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг и перечисляемой на персонифицированные социальные счета граждан. В результате конечные получатели услуг обретут возможность самостоятельно определять направления расходования совокупных средств (собственных и бюджетных), предназначенных для оплаты услуг ЖКХ. Повыситься «прозрачность» и адресная направленность использования средств.


Единая жилищно-коммунальная субсидия будет:


• адресной;


• иметь строго целевое назначение (ее нельзя будет использовать на иные цели, кроме оплаты жилья и коммунальных услуг);


• носить срочный характер, то есть субсидия на социальном счету будет находиться определенное время и, кроме того, начисляться на счета граждан только после очередного платежа, что станет стимулом своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг;


• обеспечивать «прозрачность» направления и расходования используемых средств.


Система социальных счетов наряду с упрощением процедуры создания товариществ собственников жилья и другими мерами будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере. Возрастет контроль за качеством коммунальных услуг. Будет ликвидирована система их перекрестного субсидирования за счет промышленных предприятий.


Изменится и сама система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального комплекса. Инвестиционное финансирование ЖКХ будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь – средств частных инвесторов). Важным элементом участия государства в финансировании модернизации отрасли станет поддержание в течение ряда лет стабильного уровня выплат в рамках ЕЖКС при фиксированном уровне стоимости услуг. Это обеспечит сектору гарантированное финансирование, а инвесторам – гарантированный возврат капитала, вложенного в реконструкцию, развитие и техническое переоснащение объектов ЖКХ. У предприятий появится мощный стимул внедрять и использовать современные технологии сбережения энергоресурсов, используя сэкономленные средства на развитие своей инфраструктуры и оборудования. Далее, в результате развития конкурентных отношений в жилищном хозяйстве возрастет эффективность его работы, что обеспечит снижение эксплуатационных затрат на его содержание.


Таким образом, реализация экономической модели подразумевает перевод на договорную основу отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг, отделение функций собственника жилищного фонда от хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципа регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальной отрасли.


Итак, формирование конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ позволит достичь заинтересованности предприятий в повышении качества и надежности своей работы, создаст условия для привлечения инвестиций. Можно рассчитывать, что новая система экономических отношений будет популярна, поскольку изменит бесправное положение населения и даст людям возможность выбора.


Председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров в своем выступлении затронул вопросы предоставления льгот населению и адресного субсидирования.


В частности, он сообщил, что к празднованию 300-летия Санкт-Петербургу выделен кредит Мирового банка в размере $150 млн. на реформирование экономики города. Российское правительство считает необходимым проследить, как идет реформа и как расходуются финансовые средства.


Несмотря на негативный опыт в реализации реформы, именно Петербург стал местом проведения данного форума, поскольку обладает серьезной научной базой и перспективными наработками в плане технической подготовки новой модели ЖКХ.


О положении дел в региональных жилищно-коммунальных комплексах, о позитивном опыте и проблемах, связанных с ходом проведения реформ в отрасли, участникам рабочего совещания рассказали первый заместитель мэра Москвы Петр Аксенов, губернатор Вологодской области Вячеслав Мосгалев, президент Республики Чувашия Николай Федоров, вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Смирнов, председатель Комитета по ЖКХ Мурманской области Юрий Дунин и губернатор Самарской области Юрий Труднев.


Вслед за тем с докладами выступили руководители министерств. Так, первый заместитель министра финансов РФ Алексей Улюкаев озвучил доклад на тему «О совершенствовании межбюджетных отношений в вопросах финансирования жилищно-коммунального сектора».


Заместитель министра по налогам и сборам РФ Виктор Мишин в своем докладе подчеркнул, что решение проблемы инвентаризации кредиторской задолженности предприятий ЖКХ входит в число первоочередных мер по реализации программы реформирования и модернизации ЖКХ на первом ее этапе в 2002—2003 гг.


Вопросам создания новой системы предоставления льгот и социальной защиты граждан при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг было посвящено выступление министра труда и социального развития РФ Александра Починка. Он отметил несправедливость действующей системы льгот, которая относит человека к той или иной категории граждан, но не учитывает реальную необходимость в социальной защите. Реформа ЖКХ является в данном аспекте важнейшей в реформе всех видов льгот. Необходимо компенсировать затраты тех, кто в этом реально нуждается, и концентрировать финансовые ресурсы на их поддержке.


В рамках совещания был проведен цикл «круглых столов». Основными темами стали: «Стабилизация финансового положения предприятий ЖКХ. Вопросы бюджетного финансирования и налогообложения», «Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальной сфере: проблемы, практика, перспективы», «Социальная защита населения: состояние, проблемы, направления совершенствования».


 

Сооружение северных трубопроводов: действующие и проектируемые. ООО «Анод — ТЦ»: высокая эффективность и надежность продукции. Завод ЗАО «ЗиОСаб» открыл представительство в Санкт-Петербурге. Будущее промышленной экологии за СЭМ. Когда наступит «водородная экономика»?. Сокровища межуречья Аукетай — Шагыл. Комитеты отчитались, можно приступать к новым достижениям.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved