Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Техносферная и экологическая безопасность


С 21 по 23 ноября 2007 г. в Петербургском государственном университете путей сообщения состоялась I Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте». Однако вопросы, поднятые на ней, были достаточно актуальны для российской промышленности в целом и строительства в частности.


Решение проблемы охраны труда и промышленной безопасности сегодня является обязательным и одним из приоритетных в разных отраслях современной российской промышленности. При этом основные направления деятельности для управленческих структур очерчены давно: охрана труда, промышленная безопасность, пожарная безопасность, охрана окружающей среды.


Вокруг этих основных направлений и шел разговор на конференции. Выступавших было много, они представляли различные вузы путей сообщения и транспортные организации страны. Прибыло 126 человек из Хабаровска, Иркутска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Омска, Волгограда, Екатеринбурга, Москвы, Самары и др. городов. Были гости и из не очень дальнего зарубежья — Бургаса (Болгария) и Каунаса (Литва). Темы выступлений — самые не-ожиданные. Говорили о необходимости экологического мониторинга воды и почвы, о тщетной борьбе с загрязнителями Байкала и Ангары (Е. Руш, Иркутск), о необходимости создания санитарных защитных зон не только вдоль транспортных трасс, но и вокруг любых возведенных сооружений. А гость из Каунаса (А. Поцюс) поделился даже результатом научного исследования последствий от разброса размельченных частиц с дисков машины, посыпающей улицу песком, смешанным с солью…


Но с особым вниманием участники слушали члена Общественной палаты Российской Федерации В. Белозерова. Его выступление, как и полагается человеку государственному, привлекло широтой охвата проблемы и касалось не только железнодорожного транспорта. Как каждый россиянин, он прекрасно понимает, что Россия — благословенная страна по природным и климатическим показателям. У нас богатые почвы, много воды, огромное количество ископаемых. Нас, по большому счету, обходят стороной тайфуны и торнадо, наводнения и цунами. Но мы можем сами погубить себя.


— Основные причины и источники угроз населению и экологии России нынче сосредоточились в области техногенных катастроф, —сказал В. Белозеров. — Техногенная безопасность становится доминантой обеспечения экономической, а в целом национальной безопасности Российской Федерации.


Даже неспециалисту сегодня понятно, что только развитие высоких производственных и интеллектуальных технологий на основе научно-технического прогресса способно смягчить и даже не допустить многих негативных последствий ошибочных решений, грозящих национальной безопасности в экономической, техногенной, политической, демографической, оборонной и информационной сферах.


Понятно также, что прогресс, ускорение социально-экономического развития, рост внутреннего валового продукта определяют общественный заказ на сохранение производительных сил, центральной фигурой которых является человек и качество его жизни.


Каковы же причины многочисленных нарушений в области охраны труда на предприятиях?


По словам В. Белозерова, анализ, проводимый в последние годы, выявил несколько основных: ненадлежащее исполнение работодателями своих функций в части организации работы по охране труда, обеспечению здоровых и безопасных условий труда, обеспечению работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также неудовлетворительное исполнение должностных обязанностей по охране труда руководителями структурных подразделений; отсутствие надлежащего обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов, допуск работников к выполнению работ без обучения и проверки знаний по охране труда, инструктажа и стажировки; отсутствие локальных нормативных актов по охране труда, должностных инструкций, определяющих обязанности руководителей и специалистов по охране труда; неисполнение технологических регламентов проектов производства работ, необеспечение мер безопасности при эксплуатации оборудования. Практически все выступавшие, говоря о причинах многочисленных нарушений, ос-новной называли слабое исполнение работодателями своих профессиональных функций. А это, как известно, резко снижает уровень безопасности на любом производстве.


Но только в выступлении В. Белозерова, как я уже отмечал, четко было сказано, что центральной фигурой социально-экономического развития является человек и качество его жизни.


Качество… О качестве управленческих решений на транспорте вообще говорилось мало. Чаще употреблялся термин «безопасность». Практически никто при этом не напомнил, что современное понятие «качество жизни» является синонимом «безопасности жизни». Закон о техническом регулировании как раз так и трактует термин качество.


Именно «опасность» является доминирующим понятием в процессе функционирования промышленного предприятия.


В. Белозеров основные опасности разделил на следующие группы: опасности, связанные со снижением и потерей государственного управления в области безопасности на промышленных объектах, в том числе и транспортных комплексах; опасности, связанные с выдвижением в качестве преобладающих над приоритетами сохранения безопасности жизни работающих экономических результатов производства; опасности, обусловленные общим снижением научно-технического потенциала России в потенциально опасных сферах деятельности; опасности, являющиеся следствием катастрофического старения основных фондов без их модернизации и замещения по новым критериям природно-техногенной безопасности; опасности, вызванные замедлением развития систем мониторинга опасных природных процессов (землетрясения, оползни, затопления и т. п.) и диагностики состояния техносферных комплексов; опасности, являющиеся следствием доминирования на государственном и региональном уровнях мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера над мероприятиями по их предупреждению.


И тут на первом месте оказывается «снижение и потеря государственного управления в области безопасности…». Получается, что все проблемы безопасности, то бишь качества на промышленных предприятиях, на транспорте, в строительстве, идут в основном от низкого качества управленческих работ..?


Может быть, поэтому в выступлениях только один раз прозвучало словосочетание «менеджмент качества». Если перевести дословно, то это звучит как «управление качества». Слово «менеджмент» (от английского management) означает управление, организация, а в упрощенном понимании — это искусство управлять. Управление бизнесом начинается с административного управления, включая управление различными материалами, ресурсами (в том числе человеческими и информационными) и маркетинг, и заканчивается управлением инновациями, инвестициями, проектами. Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.


А у нас, выходит, управляют… качеством! Захотят — сделают его высоким, захотят — немного понизят… Один из участников конференции во время кофе-брейка глубоко задумался (ученый все-таки…), когда я задал ему этот вопрос.


А ведь проблемы безопасности (читай — качества) достаточно недвусмысленно ставятся в важнейших государственных документах. Например, в действующей «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» прямо сказано, что «ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности».


Дополнительными угрозами экономической безопасности России в связи с рисками природно-техногенных катастроф могут стать такие, как техногенный терроризм, несоблюдение и нарушение производственной, технологической, регламентной, охранной дисциплины на предприятиях.


Конечно, мониторинг безопасного состояния производственных объектов, государственное регулирование, техническое и технологическое перевооружение в свете концепции безопасности, воспитание культуры безопасного труда у населения России позволят обеспечить некоторые условия качественной и бестравматической среды обитания. Но важнее, безусловно, помнить, что паровоз создавался не для машиниста…


 

А из нашего окна… (круглый стол). Оборудование центральных систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Современные строительные технологии. Нужен ли Технический регламент по теплозащите и энергоэффективности отапливаемых зданий. Ленинградская область: три года на газификацию. ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» совершил революцию. Новости Союза Реставраторов.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved