Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Выбор места примыкания — отправная точка проблем проектирования и строительства железнодорожных путей необщего пользования


Процесс перехода к рыночным отношениям поставил вопрос о необходимости отказа от принципа полного государственного регулирования, в том числе и в сфере железнодорожного транспорта. Реформирование в данной области фактически началось с Указа Президента РФ от 28 апреля 1997 г. №426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Уже в этом Указе обращалось внимание на необходимость развития конкуренции, соответственно, и равного доступа к инфраструктуре.


Можно сказать, что логичным аккордом в следовании данной концепции было создание ОАО «РЖД» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. №585. Появление единого хозяйствующего субъекта, представляющего собой коммерческую организацию, было направлено на уменьшение государственного сектора в экономике, стимулирование развития конкурентной среды и становление развитого рынка железнодорожных перевозок.


Однако в результате проведенной законодательной реформы возникло достаточно много проблемных ситуаций, в том числе связанных с тем, что конкурентная среда сложилась только в сфере услуг по перевозке железнодорожным транспортом, в то время как в сфере предоставления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО «РЖД» по-прежнему осталось монополистом.


Стоит отметить, что данная проблема все же находится в поле зрения законодателя. Так, еще в Постановлении Правительства от 15 мая 1998 г. №448 «О концепции структурной реформы железнодорожного транспорта» было отмечено, что часть видов деятельности, осуществляемой в системе железнодорожного транспорта, является монопольной. Установление монопольного положения в таких секторах связано с причинами технологического характера, и такого рода монополизм не может быть преодолен традиционными методами. К такому монопольному сектору Постановление относит и инфраструктуру железнодорожного транспорта, в которую включены и железнодорожные пути.


В то же время нормативными актами не исключается, а напротив устанавливается, возможность нахождения как железнодорожных путей общего пользования, так и инфраструктуры общего пользования у разных собственников. Более того, все субъекты рынка — и юридические лица, и индивидуальные предприниматели — могут приобретать инфраструктуру общего пользования в частную собственность. Можно даже сказать о том, что законодатель отражает принцип равенства частной, государственной и муниципальной собственности, проистекающий из ст. 8 Конституции РФ. Тем не менее стоит заметить, что перспективы развития частного сектора в данной сфере сегодня представляются туманными, в связи с чем любой субъект, желающий пользоваться такой инфраструктурой, сталкивается с необходимостью работать именно с ОАО «РЖД», подстраиваясь под те технические условия, которые ОАО «РЖД» заявляет, несмотря на то что нормативной базы, предусматривающей их обязательность, нет.


Наиболее ярким примером проявления данной проблемы, да еще и в свете практически полного отсутствия нормативного регулирования, является вопрос по выбору места примыкания. Так, в законодательстве отсутствует даже четкое определение понятия «место примыкания». К примеру, в Приказе МПС РФ от 18 июня 2003г. №26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» термин «место примыкания» определяется как граница пути необщего пользования с железнодорожными путями общего пользования. Относительно того факта, что «место примыкания» по конструкции должно представлять стрелочный перевод, можно найти информацию только в соответствующих технических документах. С правовой точки зрения, надо понимать, что такое «место примыкания» существенно важно, поскольку технически это именно та конструкция, которая обременяет железнодорожные пути другого владельца для реализации права доступа к инфраструктуре.


Относительно существующих вариантов примыкания можно выделить следующие три, а именно: примыкание железнодорожного пути общего пользования к железнодорожному пути общего пользования, примыкание железнодорожного пути необщего пользования к железнодорожному пути необщего пользования и, наконец, примыкание железнодорожного пути необщего пользования к железнодородному пути общего пользования. Последовательно рассмотрим существующие проблемы, связанные со всеми вышеобозначенными вариантами.


Выбор места примыкания железнодорожного пути общего пользования к железнодорожному пути общего пользования. Основное, что бросается в глаза, — это полное отсутствие норм по выбору места примыкания железнодорожного пути общего пользования к железнодорожному пути общего пользования как в ст.15 ФЗ «О железнодорожном транспорте», так и в каких-либо других нормативных актах. Вероятно, логика законодателя заключается в том, что нет необходимости согласовывать место примыкания одного субъекта у самого себя. Действительно, эта позиция представляется оправданной, но только до тех пор, пока есть только один владелец путей общего пользования — ОАО «РЖД». Но, как было показано выше, и иные лица могут стать собственниками путей общего пользования. И тогда может возникнуть конфликт, механизм решения которого законодательством не предусмотрен.


Необходимость наличия порядка по выбору места примыкания железнодорожного пути общего пользования к железнодорожному пути общего пользования продиктована в первую очередь требованиями безопасности. Как следует из текста п. 4 раздела II Постановления Правительства РФ от 18.04.05 №233, установление «Порядка выбора мест примыкания» возложено на Министерство транспорта РФ. Однако в Положении о Минтрансе РФ отсутствует полномочие по определению порядка выбора места примыкания путей общего пользования к путям общего пользования. Таким образом, не понятно, кто именно такой порядок должен утверждать.


Что касается примыкания одного железнодорожного пути необщего пользования к другому железнодорожному пути необщего пользования, то здесь тоже отсутствует норма относительно выбора места примыкания. Можно предположить, что законодатель пошел по принципу невмешательства в частные дела. Но в то же время и ОАО «РЖД» — частный субъект, имеющий такой же статус, как и другие участники гражданского оборота в части процедуры по выбору места примыкания необщего к общему. В чем же тогда причина столь разного подхода? Вероятно, в этой части отражена правовая позиция, высказанная в Определении Конституционного суда РФ от 2 декабря 2001 г. №255-О и Определении Конституционного суда РФ от 2 февраля 2005 г. №17-О. Из их содержания можно сделать вывод, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же условия не являются равными, то законодатель вправе установить для них разный правовой режим. Такое различие имеет объективное и разумное обоснование, но не учитывает законодательства о безопасности.


В отношении процедуры по выбору места примыкания железнодорожного пути необщего пользования к железнодорожному пути общего пользования. Субъект, желающий примкнуть и для этого выбрать место примыкания, попадает фактически в кабальную зависимость от требований и желаний ОАО «РЖД», выступающего монопольным собственником в данной сфере, да еще и с особыми правовыми преференциями, вытекающими из вышеуказанных Определений Конституционного суда. В этом свете приобретает особое значение толкование того нормативного регулирования, которое призвано прояснить ситуацию.


Крайняя конфликтность данной проблемы проистекает из некорректной формулировки п. 2 ст.16 ФЗ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в котором прописана следующая норма: «Определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта».


Прежде всего в статье упоминается федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. На данный момент таким органом, в соответствии с Указом Президента №1274 от 24 сентября 2007г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», является Федеральное агентство железнодорожного транспорта1. Именно Федеральное агентство железнодорожного транспорта должно издать соответствующий документ и согласовать его с федеральным органом исполнительной власти, которым является Министерство транспорта. К сожалению, такого нормативного акта на сегодня нет.


Но исходя из содержания нормы получается, что место примыкания выбирается в порядке, установленном «по согласованию с владельцем инфраструктуры». Отметим, что под порядком подразумевается соответствующий нормативный акт федерального органа исполнительной власти. Получается, что ОАО «РЖД» участвует непосредственно в процедуре нормотворчества, в результате чего федеральный орган исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта вынужден «подстраивать» нормативный акт под нужды и интересы частного субъекта. Таким образом, законодатель априори ставит интересы одного собственника над интересами другого, причем безосновательно, так как только у одной стороны есть возможность повлиять на формирование нормы, в то время как у остальных она отсутствует. Указывая на данную проблему, мы никоим образом не умаляем права частного лица участвовать в законодательной инициативе, мы лишь настаиваем на том, что такой субъект не может иметь права оказывать непосредственное влияние на процесс нормотворчества, а тем более согласовывать нормативный акт. Важно также отметить, что если ОАО «РЖД» участвует в согласовании соответствующего порядка, то его участие в выборе самого места примыкания, по логике законодателя, не требуется.


В связи со всем вышеизложенным формулировка данного пункта должна выглядеть следующим образом: определение места примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляется при участии собственника инфраструктуры общего пользования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта и утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере транспорта.


В настоящее время в определении места примыкания, по сложившейся практике, принимает участие сформированная по инициативе владельца пути необщего пользования комиссия, в составе котрой: представители Территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, представители собственника железнодорожного пути необщего пользования и представители владельца инфраструктуры общего пользования (ОАО «РЖД»). Выбор места примыкания всегда оформляется актом как документом, содержащим описание, оценку фактов и выводы.


В связи с тем, что нормативный акт, устанавливающий правила выбора места примыкания, отсутствует, то нет и перечня позиций, по которым собственник инфраструктуры при условии мотивированного обоснования мог бы отказаться от участия в выборе места примыкания, а также от составления соответствующего акта. Этот правовой тупик приводит к тому, что ОАО «РЖД» как единственный собственник инфраструктуры общего пользования успешно манипулирует теми субъектами, которые хотят осуществить примыкание. Если бы в законе было прямо прописано, что собственник инфраструктуры принимает участие в выборе места примыкания, то в такой ситуации ОАО «РЖД» можно было бы понудить через суд принять участие в выборе места примыкания и составлении акта, так как в случае немотивированного или необоснованного отказа имело бы место быть очевидное, а не завуалированное злоупотребление правом в контексте п.1 ст.10 ГК РФ. Кроме того, можно говорить об ограничении доступа к услугам по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, так как выбор места примыкания, а в последующем и само примыкание, осуществляется именно для этих целей. Соответственно применим ФЗ от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», а именно п. 2 ст. 4, а также все, что связано с антимонопольным регулированием.


На наш взгляд, решением, хотя и не самым простым, данной проблемы может быть применение юридической конструкции сервитута. Сервитут — это установленное законом или договором право пользования чужим имуществом в определенных разумных пределах. Иными словами, это основанная на законе возможность эксплуатации имущества и извлечения из него полезных свойств. Сервитут — это особое право на чужие вещи, необходимость которого обусловлена тем, что собственник пути необщего пользования не может иным способом реализовать свое право, кроме как осуществив примыкание к путям общего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД». В этой ситуации особо важно, что ОАО «РЖД» является монопольным владельцем железнодорожной инфраструктуры общего пользования, включающей в себя и железнодорожные пути общего пользования.


В свете этой конструкции акт о выборе места примыкания принимает особое значение, так как в нем в мотивированной форме должна быть изложена необходимость примыкания, а также должно быть установлено, что осуществление примыкания не повлечет для владельца каких-либо препятствий в пользовании имуществом. Акт принимает своего рода форму предварительной договоренности, выражающей согласие, или несогласие, собственника на установление сервитута.


Юридическая конструкция сервитута основана на том факте, что по-другому реализовать право доступа не представляется возможным. Именно по этой причине такая правовая модель исходит из принципа, что право собственности, установленное ст. 209 ГК РФ, относится к тем правам, которые могут быть ограничены в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц2. При этом ограничение права должно отвечать принципам адекватности, справедливости, пропорциональности и соразмерности3, что полностью соотносится с причинами необходимости установления сервитута.


Говоря о возможности применения сервитута, надо понимать, что речь будет идти не об обременении земельного участка, а об обременении сервитутом железнодорожного пути общего пользования как конструкции в соответствии с правилами, установленными ст. 277 ГК РФ, так как собственник пути необщего пользования будет осуществлять технические манипуляции именно с железнодорожными путями.


При использовании данной конструкции собственник пути необщего пользования, в случае отказа ОАО «РЖД» принимать участие в выборе места примыкания и подписания акта, путем предъявления иска в арбитражный суд может понудить ОАО «РЖД» к установлению сервитута.


Заключение договора частного сервитута экономически и юридически обосновано и представляет определенный интерес и для ОАО «РЖД», так как сервитут помогает решить проблему с так называемыми техническими условиями, требующими чаще всего дальнейшего заключения инвестиционного договора. Договор на установление частного сервитута предполагает возмездность отношений вместо псевдоинвестиционного договора, который в настоящее время не предполагает возврата инвестиционных средств, чем порождает массу проблем. Таким образом, мы получаем иной возмездный договор, не противоречащий нормативно-правовым актам.


Важен также и тот момент, что таким образом решается проблема с балансодержателем имущества, полученного по итогам строительства, так как такое имущество переходит на баланс ОАО «РЖД» без каких-либо юридических проблем и не остается «мертвым грузом» на балансе собственника пути необщего пользования.


Сервитут устанавливается путем заключения договора между сторонами на ограниченное пользование соответствующими путями на согласованных в договоре условиях. Такой договор подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».


Безусловно, вышеприведенная схема оформления взаимоотношений не очень проста, но она позволяет ввести в законные рамки вопросы согласования места примыкания и легализовать технические условия и разумные требования по развитию инфраструктуры общего пользования за счет средств владельца железнодорожного пути необщего пользования, осуществляющего примыкание.


На наш взгляд, конструкция сервитута может быть также применена и в отношении примыкания железнодорожного пути необщего пользования к железнодорожному пути необщего пользования.


 

Семинар компании ДКС. Возможности оборудования центральных систем вентиляции и кондиционирования воздуха A-CLIMA. Для надежного электроснабжения. Konstantinovsky Palace: a Renaissance Relic. ОАО «МПНУ Энерготехмонтаж»: от производства современного оборудования до сдачи объектов «под ключ». Уникальная гидроизоляция фирмы KIILTO. «Дизайн-Оптимум Проф»: творческий потенциал и практический опыт.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved