Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Российский рынок дорожного строительства


В последнее время в России складывается сложная дорожная обстановка. Причиной этому является, с одной стороны, обвальный рост грузоперевозок, а с другой — недостаточно развитая дорожная сеть и проблемы, связанные с финансированием и управлением в области ее развития.


Классификация дорог


11 апреля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 209 были установлены новые принципы классификации российских автомобильных дорог. В частности, автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются: на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. Главным отличием новой классификации от ранее действовавшей является введение еще одного типа дорог общего пользования — автомобильные дороги муниципальных образований (дороги местного значения).


Кризисное состояние дорожных сетей


В настоящее время в России наблюдается кризисное состояние дорожных сетей. По оценкам Abarus Market Research, с 1992 г. автомобильный парк вырос более чем в 2,5 раза, при этом общая протяженность дорог к началу 2007 г. сократилась на 5,32%, в том числе протяженность дорог общего пользования выросла на 34%, а необщего пользования сократилась на 68%.


Данная тенденция может сохраниться, если российские дороги будут и в дальнейшем строиться из дешевого асфальта, основанного на подушке из двух слоев: нижняя — песчаная (песок речной и крупный), верхняя — щебеночная. По данным Росавтодора, эксплуатируется такой асфальт в среднем 7–8 лет без текущего ремонта, а без капитального — 14–15 лет, притом что нужда в ремонте возникает в действительности гораздо чаще. При этом диагностика и коррекция песочной и щебеночной прослоек крайне трудоемки, затратны и применяются только в исключительных случаях, как правило по факту провала. В Европе давно используют асфальт на бетонной основе, подразумевая текущий ремонт раз в 5–6 лет и плановый капитальный — раз в 30 лет.


В европейских странах (Франция, Германия, Польша, Прибалтика и т. д.) плотность автомобильных дорог на 1 000 кв. км площади территории страны составляет от 1 000 до 1 900 км, в то время как в Российской Федерации эта цифра не превосходит 67 км.


В настоящее время состояние дорожных сетей Российской Федерации можно охарактеризовать следующими негативными моментами: - протяженность участков федеральных трасс, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет более 62%, территориальных — более 76% от общей протяженности сети; - 92% федеральных трасс имеют две полосы движения, больше половины из них имеют неудовлетворительную ровность дорожных покрытий и прочность дорожных одежд; - доля протяженности федеральных автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, достигла 28,8%; - превышение нормативной загрузки дорожных сетей приводит к росту затрат на автоперевозки на 20–30% по сравнению с нормальными условиями движения; - неразвитая дорожная сеть, а также полное отсутствие дорожного покрытия в более чем 50 тыс. сельских районах; - общий инвестиционный кризис в дорожной отрасли и резкое сокращение финансовых возможностей как федерального, так и территориального дорожных фондов, нехватка средств на финансирование нормативных объемов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; - увеличение большегрузных автомобилей в составе транспортных потоков, при- чем 40% обычных и 100% международных автомобильных грузоперевозок осуществляется по федеральным трассам; - высокий рост автомобилизации в стране; - использование дешевого асфальта; - вывод из эксплуатации автомобильных дорог в два раза превышает ввод в эксплуатацию новых дорог.


Аварийность на дорогах


Негативная обстановка в дорожном хозяйстве сказывается на числе автомобильных аварий в стране. Так, по оценкам Abarus Market Research, которые основаны на статистических данных, с 2000 г. наблюдается рост аварийности в России, а именно: количество дорожно-транспортных происшествий выросло к началу 2007 г. на 45% и составило 229 тыс., число погибших в ДТП людей увеличилось на 10,5% и составило 33 человека, 229 человек получили ранения и травмы различной степени тяжести (это на 59% выше по сравнению с 2000 г.) При этом существует тенденция дальнейшего ухудшения данных показателей. Причиной этому стала низкая квалификация водителей, постоянный рост объемов пассажирских грузоперевозок, а также неудовлетворительное состояние дорожного покрытия в целом по стране.


Развитие дорожных сетей


В настоящее время развитие дорожных сетей в России осуществляется в соответствии с принятой в 2001 г. Правительством федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», включающей в частности подпрограмму «Автомобильные дороги». С 2000 по 2005 гг. было построено и реконструировано 10 918 км и отремонтировано всеми видами ремонтов 79 335 км автомобильных дорог общего пользования, что составляет соответственно 41 и 67% от заданий подпрограммы «Автомобильные дороги». Задание подпрограммы на 2006 г. по вводу в эксплуатацию законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог федерального значения выполнено на 86,7%, регионального — на 85,5%. Наиболее приоритетные работы за последние 3 года велись на таких дорогах, как: - кольцевая автомобильная дорога (КАД) вокруг г. Санкт-Петербурга; - дороги федерального значения: «Амур» Чита — Хабаровск, М4 «Дон», М7 «Волга», М5 «Урал», М8 «Холмогоры», М10 «Россия», М10 «Скандинавия», М29 «Кавказ», Адлер — Красная Поляна, 1Р-242 Пермь — Екатеринбург, М3 «Украина», М2 «Крым»; - автодорога «Колыма»; - обход г. Сочи на автомобильной дороге М-27 Джубга — Сочи; - объекты Сочинского транспортного узла.


Финансирование


Что касается финансирования развития автомобильных дорог, то очевидна существенная разница в затратах России по сравнению с зарубежными странами. По данным Росавтодора, с 2000 по 2005 г. объемы финансирования дорожной отрасли снизились с 2,9% до 1,1% ВВП. Причем улучшения по этому показателю не наблюдалось ни в прошлом, ни в нынешнем году. Из федерального бюджета дорожному хозяйству было выделено в 2007 г. 136 млрд. рублей. Это в сопоставимых ценах выше всего на 5% по сравнению с 2005 г.


Аналогичная картина, похоже, сохранится и в ближайшие годы. Между тем в большинстве развитых стран на дороги тратится 3–4% ВВП. Сравнивая затраты на дорожное строительство в развитых странах, видно, что объем затрат на дорожную отрасль должен составлять как минимум 3%. По средним расходам на финансирование содержания, ремонта и строительства дорог в расчете на один автомобиль, по заявлением Росавтодора, Россия уступает Казахстану, Беларуси, Германии, Швеции, США, Корее, Норвегии.


Финансовых средств, выделяемых Правительством РФ для поддержания дорог в нормальном состоянии, недостаточно из-за быстрого ежегодного износа дорожного полотна и увеличения последующих расходов на восстановление дорожных сетей. По наблюдениям Росавтодора, потери федеральных и региональных бюджетов за 5 лет составили более 200 млрд. руб. из-за превышения роста цен на дорожно-строительные материалы, топливо и оборудование над средним уровнем инфляции, что сопоставимо со средним годовым консолидированным дорожным бюджетом.


По среднестатистическим подсчетам, ежегодная потребность в ремонте составляет 5,4 тыс. км, потребность в капитальном ремонте — 3,5 тыс. км. Для этого требуется финансирование государства для ремонта федеральных трасс при протяженности 47 тыс. км в размере 90 млрд. руб. в год. Затраты на капитальный ремонт региональных дорог и ремонт искусственных сооружений на них составляют 7–7,5 млрд. руб. в год, федеральных — 97 млрд. руб. в год. Строительство 1 км дороги по России в среднем на 30% дешевле, чем в Европе, и составляет примерно $850–1 200 тыс. на 1 км. Затраты на косметический ремонт составляют примерно 30% от затрат на ремонт капитальный.


По уровню рентабельности общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог в 2006 г. аналитики Abarus Market Research выделяют двух лидеров: Дальневосточный и Центральный федеральные округа, где рентабельность составила 29% в 2006 г. За ними идут Уральский, Северо-Западный, Южный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, по мере убывания уровня рентабельности.


Ближайшее будущее


Прогнозы на 2010 г. нельзя назвать оптимистическими. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, по данным Abarus Market Research, с 2007 г. вырастет всего на 5%, автомобильных дорог общего пользования регионального значения сократится на 7%, автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, вырастет на 6,5%.


По оценкам Министерства транспорта, численность парка грузовых автомобилей в России к 2010 г. по сравнению с 2000 г. возрастет на 25%, автобусов — на 12%, легковых автомобилей — на 55–60%, в то время как протяженность дорожной сети — не более чем на 2%. Средняя скорость движения транспортных потоков сократится на 3,5% по федеральным трассам и составит примерно 64 км/час, по региональным дорогам — практически не изменится. Значительного снижения количества дорожно-транспортных происшествий на 1 тыс. автотранспортных средств из-за сопутствующих дорожных условий не предвидится. К 2010 г. сокращение количества ДТП сократится всего лишь на 1%.


Прогнозируемый рост числа транспортных средств (по отношению к 2025 г.) будет больше чем в 2 раза, увеличение объемов грузовых перевозок — в 3 раза, международных — в 4 раза, пассажирских перевозок автомобильным транспортом — в 1,5 раза, интенсивности движения на автодорогах — в 2–2,5 раза. Все это потребует модернизации и развития дорожной сети, поэтому сегодня трудно сказать, выдержат ли российские дороги такое увеличение перевозок.


 

Энергоэффективные технологии от Schneider Electric. За решением в «ТОПОЛ-ЭКО»®. Специализированное ПО для гибкого индивидуального LON-решения в Шотландии. Restoration of the Masterpieces of Landscape Architecture in St. Petersburg: A Background. Научные приоритеты в московском строительстве. Эволюция LINEROCK. Конференция «Образование в строительстве-2008». КНАУФ помогает решать глобальные проблемы квалификации специалистов.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved