Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Искажение понятий ведет к непониманию сути и наносит вред


В конце прошлого века и начале этого в деловых разговорах и многих публикациях стали встречаться такие понятия, как «менеджмент», «менеджмент качества» и многие др. Часто — и к месту, и не к месту. В 2004 г. бывший тогда президентом Всемирного банка Джеймс Вулфенсон в одном из интервью заявил: «Качественное управление корпорациями не менее важно, чем управление страной». Тогда-то у меня и появился интерес к вопросу повсеместного применения и использования подобных терминов у нас в России.


И я понял, что они часто не только применяются ошибочно, но и грубо искажаются.


Однажды, на одном серьезном мероприятии, прозвучала фраза, смысл которой сводился к тому, что надо бы больше говорить не о менеджменте качества (буквально — «управление качеством»; разве можно сегодня качество повысить, а завтра понизить, потому что у конкурента, скажем, цех сгорел?..), а о качестве управления, т. е. качестве менеджмента. Мне кажется, что именно об этом сегодня надо говорить таким деловым сообществам, как «Союзпетрострой» и «Союз строительных объединений и организаций». А «менеджмент качества» или «сертификация» — это естественный результат усилий по повышению качественного менеджмента и подтверждение именно того, что г-н Вулфенсон именует качественным управлением.


Беседа с вице-президентом, директором «Союзпетростроя», д. э. н., профессором Л. Капланом вышла из узких рамок проблемы качества и менеджмента.


— Лев Моисеевич, вы знакомы с интервью Вулфенсона. Почему он больше говорит о качественном менеджменте, чем о менеджменте качества?


— В большинстве западных стран с развитой рыночной экономикой приняты стандарты и системы качества менеджмента, то есть системы управления компанией в целом, куда как составная часть входит, естественно, и качество продукции и услуг. Это нашло отражение в европейских стандартах, которые разрабатывает FIDIC (Международная федерация инженеров-консультантов). Такое управление качеством менеджмента предполагает оптимизацию структуры управления, ее изменение в связи с изменением внешней среды, а также качество работы буквально во всех звеньях компании, начиная от секретарей топ-менеджеров и кончая поведением самого руководства компании. Это достигается тем, что для каждого подразделения компании разрабатываются положения о подразделении с описанием функций (прав, обязанностей) каждого сотрудника, взаимоотношений между подразделениями с ориентацией на выполнение задач компании.


Если говорить о строительных компаниях, то в них можно выделить, как правило, 4 блока в структуре управления.


Первый блок — так называемое контрактное управление или служба развития бизнеса. В задачу этого подразделения входит весь маркетинг, то есть не только и не столько реклама, сколько поиски своей ниши на рынке, переговоры с потенциальными заказчиками, подготовка тендерной документации, чтобы завершить это контрактом. Опыт показывает, что в среднем рассматривается до 20 проектов, принимается решение участвовать в 10 из них, а выигрывается 1–2, что считается большим достижением службы.


Второй блок — техническое, или производственное, подразделение, которое осуществляет заключенные контракты (строит объекты). При этом организуется управление проектами, то есть каждый из проектов поручается менеджеру проекта, который, в отличие от российской практики, отвечает не только и не столько за технологию ведения работ, сколько за всю экономику и организацию проекта, что предполагает наделение такого менеджера широкими правами (вплоть до найма контрагентов, работников, закупки материалов и т. п.).


Третий блок — финансово-экономическая служба, которая обеспечивает ведение учета, отчетности, кредитования и других финансовых вопросов компании.


И, наконец, четвертый блок включает в себя общеэкономический анализ работы, все информационное обеспечение, пресс-службу, связи с общественностью и подготовку кругооборота, т. е. материалов для первого подразделения.


В начале 90-х гг. я был руководителем программы TASIS «Современный менеджмент в строительстве». Там прошли обучение 60 топ-менеджеров Санкт-Петербурга, которые и основали потом «Союзпетрострой». Так вот в те годы повсюду висели плакаты с изображением рабочего в каске с указующим перстом и единственной надписью: «Что ты сделал для качества?». На то, чтобы получить соответствующие сертификаты качества управления добровольно, обычно уходит 2–3 года напряженной работы (обучение персонала, работа консультантов и т. п.), затрачиваются немалые средства, но результаты существенно сказываются на повышении конкурентоспособности компании и ее имиджа на рынке. Расходы окупаются буквально в течение года. Так, например, в Манчестере компания «Бардсли», проведя такую работу, увеличила строительство жилых домов коттеджного типа в течение трех лет с 10 до 300 в год и стала доминирующей в регионе.


В связи с этим я бы хотел особенно подчеркнуть, что до 50% времени и затрат любой компании приходится не на собственно строительство, а на контрактную работу.


И наиболее ценными и высокооплачиваемыми работниками, за которыми гоняются, являются менеджеры проектов. Такие единичные примеры имеются и в Санкт-Петербурге, в частности в компании «Компакт» и некоторых других, но это, к сожалению, лишь исключение из правил. Так как по-прежнему на стройках работают старшие прорабы, прорабы, мастера, которые только руководят самим производством работ, не отвечая за конечный результат.


— Тогда к чему нужны, скажем, саморегулируемые организации (СРО)?


— В условиях предстоящего саморегулирования, когда бизнес-сообщество будет отвечать за своих членов СРО, проблема менеджмента качества, качественного управления, встанет особенно остро и будет решена быстрее, так как потребители строительной продукции будут оценивать компанию и всю СРО значительно строже, чем это было при системе государственного лицензирования, при которой лицензионный орган, выдав лицензию на 5 лет, впоследствии ни за что не отвечает: ни за качество, ни за сроки, ни за безопасность и т. п.


— Сегодня сертификат качества серии ISO является желательным спутником любого товара или услуги. Нельзя не согласиться также с мнением, что международные стандарты ISO относятся даже не к самой продукции или услуге, а к управлению процессом повышения качества. Но такой сертификат доступен только лишь крупным компаниям. Иногда — только монополистам. Что первично: искусство управления или гарантийный спрос на продукт любого качества?


— Сертификат качества серии ISO является спутником не какого-либо товара или услуги, а компании. Это все взаимосвязано. Искусство управления и ведет к повышению качества продукта и, как следствие, спроса на него.


Да, еще совсем недавно получить сертификат серии ISO, в том числе ISO 9000, имели возможность только лишь крупные предприятия. Но теперь сертификат качества является обязательным спутником любого товара или услуги. Международные стандарты ISO 9000 относятся в большей степени не к самой продукции или услуге, а к управлению ее качеством — системе менеджмента качества. Но сертификация качества обеспечивает уверенность заказчиков и потребителей в качестве получаемой продукции.


— Качественное корпоративное управление требует четкого законодательства, соответствующего лучшим правовым нормам других стран, а также систематического и сбалансированного усиления отечественных законов. Но что делать, когда у нас именно законотворчество является самым слабым звеном? Закон о техническом регулировании — самый яркий пока пример…


— Конечно, менеджмент качества предполагает соответствующее законодательство, но эти процессы связаны между собой не линейно. И даже в условиях слабых законов никто не мешает бороться за качество продукции. Что касается закона «О техническом регулировании», он скорректирован Законом № 65-ФЗ от 01.05.2007, принятым, кстати, благодаря усилиям общественности, и в этом виде вполне приемлем.


— Почему большинство российских предпринимателей до сих пор предпочитают не только быть владельцами, но и оставаться основными действующими лицами в управлении компаниями, которыми они владеют?


— В процессе приватизации, прошедшей в начале 1990-х годов, руководители акционерных обществ в большинстве случаев остались прежними, и эти компании превратились в ЗАО — закрытые акционерные общества (в отличие от западной практики, где преобладают открытые). При этом мало что изменилось в стиле управления, и многие из предпринимателей управляют своими компаниями по-старинке.


— В России часто встречаются непрозрачные структуры собственности (что, кстати, является основной причиной слабого участия их в реализации иностранных инвестиций), а для привлечения капитала требуется большая открытость. Международные стандарты отчетности тоже недостаточно широко распространены, что усложняет привлечение средств на финансовых рынках. Советы директоров многих компаний слишком слабы и не всегда адекватно представляют права акционеров. Не способны они также направлять деятельность менеджмента в необходимое для компании русло. Не подтверждает ли это то, что многие руководители боятся непредсказуемости нашего государства?


— В строительстве бывшие, так называемые «арендные», предприятия получили право превратиться в закрытые акционерные общества и дешево (по балансовой стоимости) приватизировать собственность. Таким образом поступило 80% строительных компаний в Санкт-Петербурге. И лишь некоторые, кто не обладал таким правом, вынуждены были объявить себя открытыми акционерными обществами, но вскоре «закрылись», выкупив все акции своих предприятий. Поэтому и образовались огромные ЗАО в сотни и тысячи сотрудников, даже не понявших, что они акционеры.


Когда мы были на учебе в Манчестере, самым распространенным вопросом, который вызывал недоумение, был следующий: являются ли все работники западных компаний акционерами? На что англичане, изумившись, отвечали, что ЗАО у них редкость: это либо семейные фирмы, либо небольшие компании близко знакомых друг с другом людей. А в основном там действуют так называемые «публичные» компании, то есть открытые акционерные общества (ОАО), где многие владельцы акций даже не представляют себе, где находятся эти компании. Именно поэтому российская приватизация так и не решила двух главных задач: первая — появление эффективного собственника, поскольку собственник в лице коллектива малоэффективен; вторая — привлечение инвестиций для развития компаний, так как это возможно только в ОАО с широкой эмиссией и оборотом акций на рынке.


— Лев Моисеевич! Мы обошли стороной важную тему, звучащую сегодня в выступлениях многих государственных деятелей, а именно — о роли государства в формировании гражданского общества. Я понимаю, что когда разрешили акционирование, большинство дезориентированных россиян подумало: вот станем хозяевами (акционерами), и предприятие заработает! Но акции могли купить не 700–800 работяг, а самые приближенные к руководству предприятиями, те, кто имел деньги и информацию. Наверное, потому и родились в основном ЗАО. Открытые акционерные общества как раз и способствуют созданию гражданского общества…


— Я считаю, что в нашем городе (так же, как и во всей России) «работает» системный кризис, заключающийся в том, что в Петербурге 98% компаний — акционерные или частные, а инвесторы — граждане или частные компании, частные коммерческие банки. И в то же время основные ресурсы остались в руках государства, особенно земля, а также все естественные монополии. При этом государственные органы не только не умеют квалифицированно использовать эти ресурсы, в частности, организовать торги на земельные участки, но и всячески пытаются управлять строительным бизнесом. К сожалению, и компании, и бизнес-сообщества далеко не равноудалены от власти, что создает совершенно ненормальную ситуацию. Это относится и к закрытым, и к открытым акционерным обществам, и целым бизнес-сообществам. Сложившаяся система взаимоотношений, конечно же, тормозит процесс создания в стране гражданского общества.


— Превращение российских ЗАО в ОАО, видимо, неизбежно. Но именно ОАО потребуют качественного менеджмента. Ибо только высокое его качество является залогом успеха…


— В принципе, качественный менеджмент и предполагает менеджмент качества в западном его понимании. Кстати, на март 2008 г. намечена городская конференция «Управление качеством и профессиональная сертификация в строительном комплексе», организуемая «Союзпетростроем». Предлагаем читателям вашего журнала принять активное участие в работе этой конференции, а журналу выступить информационным спонсором.


 

Управленческий учет в практике ПСК «Пулково». Концепция целевой программы Санкт-Петербурга «Расселение и реконструкция коммунальных квартир в Санкт-Петербурге». Воздух в вашем доме. Не пускать воду туда, куда ей не нужно. 10 лет успеха: новые высоты системы «Стройэксперт». Колпино — теперь не окраина. Геотекстиль в дорожном строительстве.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved