Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Женщина в бизнесе и во власти


Мужчины правят миром, а женщины правят мужчинами


Говорят, что если женщина достигла успеха в бизнесе и ей хочется идти дальше, она идет во власть. Но много ли таких женщин в нашей стране? В Госдуме первого созыва было 13,5% женщин, третьего — уже 7,5%, четвертого — чуть менее 10%, в пятом созыве женщин на 2% больше, так что тенденция эмансипации по-российски налицо. Вместе с тем сегодня Россия на 120 месте в мире по числу женщин, занятых в управлении.


По данным мировых исследований, в частности по выводам Всемирного банка, назначение женщин на руководящие посты напрямую влияет на стратегию экономического развития страны. Появление женщин во власти позволяет максимально эффективно и быстро решать все вопросы, связанные с образованием, культурой и социальной поддержкой граждан. Социальным вице-премьером в новом правительстве Виктора Зубкова стала женщина — Татьяна Голикова, сменив на этом посту «великого и ужасного» Михаила Зурабова. Можно, наверное, теперь, надеяться, что и с «социалкой» дела выправятся.


Красота — страшная сила


Мифы о женской силе и связанных с ней опасностях отражены в искусстве и религии большинства культур с древних времен. Одним из первых историко-культурных свидетельств терроризма с участием женщины можно вполне считать поступок древней еврейки Юдифи, которая, согласно легенде, хладнокровно отрезала голову ассирийскому полководцу Олоферну. При этом наблюдались некоторые характерные и для современной эпохи причины и признаки, побудившие ее встать на этот путь: Юдифь решилась на убийство, потому что хотела вдохновить собратьев на борьбу с врагами и устрашить последних, — то есть мотивом жуткого преступления была прежде всего идея.


В сознании многих мужчин образ женщины видится лишь на кухне, в постели и у колыбели. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Современная женщина уже не может представить себя только лишь в роли домохозяйки. Начало 21 века — это во многом универсальная одежда, универсальные прически, универсальное поведение, объединяющее и смешивающее оба пола. Мужчины отстаивают свое право воспитывать детей и заниматься домашним хозяйством, женщина — зарабатывать деньги и обеспечивать семью. Вот так.


Битва за место под солнцем, чувство конкуренции — в крови у представителей мужского пола. Борьба за власть, деньги, женщин, в конце концов, не терпит сантиментов. Выбитые зубы, сломанные носы и благородные шрамы — тому подтверждение. Но женщине подобная линия поведения ни к чему. Толкаться, «отбирая мяч», для нее более чем неестественно.


Ни один мужчина не может по-настоящему понять женскую психику и женскую логику. Ему этого просто не дано, у него, если углубляться в анатомию, по другому работают полушария головного мозга. Вместе с тем женщинам лучше удается проникнуть в психику мужчин. Так, женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности. Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со своими представлениями о карьере, т. е. рассматривают ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется «здесь и сейчас», а карьера является исключительно личной целью.


Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личного характера, то мужчины ищут возможности «передергивать» личную и профессиональную «карты». Женщины же настаивают на четком разграничении личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.


К числу женских преимуществ относится в первую очередь «калейдоскопное мышление» — умение отойти от устоявшихся стереотипов и взглянуть на проблему под новым углом, используя всю собранную предварительно информацию. Адекватность самооценки — это очень важное психологическое качество менеджера, и в большей степени, заявляют специалисты, этим качеством обладают именно женщины. Кроме того, историческая склонность женщин к воспитательному поведению позволяет активизировать потенциал тех работников в фирме, которые, на первый взгляд, не могут быть эффективными.


Портрет идеальной бизнес-леди


Психологический портрет идеальной деловой женщины, в представлении известных психологов, может выглядеть примерно так. Это яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна. Отличается высокой интеллектуальной и физической активностью. Решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других. Ей несвойственна мелочная опека подчиненных. Она готова рисковать, целеустремлена, уверенна в себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли («руководитель, деловая женщина») на другую («дочь, мать, жена»).


Однако, как утверждают современные ученые, наиболее полно реализовать свои способности и достичь своих целей женщина может только совместными усилиями с мужчинами. Женщина-лидер зачастую выбирает ошибочную линию поведения и демонстративно игнорирует и даже противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно оберегая свою территорию от соперника противоположного пола. Это заведомо бесперспективный ход.


Тихая революция


В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины — нами». Сегодня, в начале третьего тысячелетия, это высказывание приобретает новый смысл, ибо в последнее время отмечается значительное усиление позиций женщин в системе общественных отношений. Американцы называют этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе».


Сейчас уже ни для кого не секрет, что роль женщины в экономике возрастает. Об этом свидетельствуют, в частности, такие данные: в США в настоящее время женщинам принадлежит более 50% денежных средств, обращающихся в стране, на них выписывается более 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, свыше 74% домов и квартир, американские женщины концентрируют у себя более 88% общей покупательной способности.


Существуют объективные причины такой ситуации. Появление сложной и эффективной домашней техники уменьшает время женщины на ведение домашнего хозяйства, а быстрое развитие сферы услуг (специфически женского бизнеса) в период перехода к постиндустриальному обществу увеличивает востребованность женского труда на общее благо. Так, в Америке уже более 40% предприятий малого бизнеса находится в руках у женщин, а в сфере услуг эта цифра возрастает до 87%. При этом уровень банкротства таких предприятий в четыре раза ниже, чем в среднем по американскому бизнесу.


В странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% всех обучающихся. Доля женщин на министерских постах и в парламентах за последнее десятилетие удвоилась.


В Швеции — стране наиболее прогрессивной в этом отношении — доля женщин в парламенте составляет ныне 42, 7%, в Финляндии — 33, 5%, в Дании, Норвегии, Нидерландах — 36–37%. В этой связи встает вопрос, не является ли эффективная социальная направленность скандинавской модели экономики на «всеобщее благоденствие» прямым следствием именно женского участия в управлении?


Матриархат и патриархат


В России высокая роль женщин в экономике обусловливается прежде всего демографическими факторами. Вот уже на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения в структуре российского общества. В настоящее время доля женщин составляет 57%, и она будет, видимо, увеличиваться в дальнейшем по ряду причин (в частности, продолжительность жизни женщин уже почти на 10 лет опережает продолжительность жизни мужчин). Кроме того, женщины в России лидируют с точки зрения образовательного потенциала. По данным Госкомстата, высшее и среднее профессиональное образование имеют 46% работающих женщин и только 34% работающих мужчин.


Однако по остальным позициям гендерная революция в России значительно отстает от развитых стран. Так, в составе директорского корпуса предприятий доля женщин составляет всего 6%. В высшем органе законодательной власти — Государственной думе — женщины, напомним, составляют в среднем лишь около 10%.


В малом бизнесе присутствие женщин в качестве лидеров и менеджеров оценивается примерно на уровне 17%.


Кроме того, существует и даже увеличивается дискриминация «слабого пола» с точки зрения оплаты и предоставления труда. В России в начале 90-х гг. заработная плата женщин в среднем составляла 60–70% заработной платы мужчин, а к концу 90-х гг., по данным ВЦИОМ, — только 56%. В чем причина такой ситуации? Специалисты утверждают, что проживание в России несет неизмеримо большие проблемы бытового характера, чем где бы то ни было. Затраты на ведение домашнего хозяйства значительно выше, а патриархальные взгляды на роль женщины, утвердившиеся в российском обществе, жестко привязали все обязанности по дому и семье именно к женщине. Домашний труд женщины исторически рассматривается как форма неоплаченной и малозначимой работы. В то время как он поглощает огромное количество энергии, сужая возможности проявления и самореализации женщины в других сферах общественного бытия.


Гендерная экономика


Как мы уже отмечали, женщины в социальной роли управленцев имеют определенные естественные преимущества, которыми наградила их природа. Гибкость мышления, аккуратность, ответственность, повышенная чувствительность к социально-психологическим аспектам бизнеса, умение адаптироваться к сложным ситуациям — вот далеко не полный перечень их позитивных качеств, чрезвычайно важных для современного менеджера.


Гендерные отличия в управленческой деятельности настолько очевидны, что их исследование породило новое направление экономической науки, которое так и называется: гендерная экономика. Исследования показывают, что по некоторым параметрам женщины обладают не просто «благоприятными возможностями», а явными конкурентными преимуществами для успешного осуществления функций управления. Так, женщины менее амбициозны и больше внимания уделяют построению благоприятного морально-психологического климата в коллективе, утверждению сбалансированной системы мотивации и стимулирования, детальному и взвешенному подходу к персоналу, терпению и дипломатии. Стратегия «малых шагов», вытекающая из текущей ориентации на проблемы, весьма оправдывается в периоды неопределенности и высокой изменчивости внешней среды. Выигрышными являются также такие качества, как повышенные наблюдательность и точность, ответственность и целеустремленность, коммуникабельность и ориентация на сотрудничество.


«Железная леди», «хозяйка» и «старшая сестра»


Основные архетипы женщин-руководителей, сформировавшиеся в результате гендерной революции, можно представить следующими портретами.


«Железная леди» — холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. В совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективное средство. Строга и требовательна к подчиненным, в системе мотивации опирается в основном на наказания. От подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них, главным образом, профессиональные способности.


«Старшая сестра» — опирается на коллективные формы принятия решений, поощряет дискуссии и полемику. Будучи сама неординарной личностью, предпочитает, чтобы рядом работали такие же сильные коллеги. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для «старшей сестры» важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. Поощряет новаторство и творческий подход к делу.


«Хозяйка» — рассматривает свою фирму примерно так же, как свое домохозяйство. Подсознательно выделяет среди сотрудников аналоги «мужа» и «детей», «дальних» и «близких родственников». Перемешивает различные социальные роли (матери-хозяйки-деловой женщины) — иногда удачно, иногда не очень. Стремится к созданию на фирме «уютного очага», где всем было бы тепло. Поощряет неформальные отношения. Не приемлет «предательства» (может быть суровое наказание — до увольнения).


«Воин» — целиком работает по мужскому типу управления. Не приемлет разделения в бизнесе на женщин и мужчин. Не учитывает специфики женской природы.


«Приз». Такая деловая женщина обожествляет себя, держит дистанцию с коллективом, который должен ей беззаветно служить, добиваясь ее расположения. Приоритет отдается моральным, а не материальным мотивам и стимулам деятельности. Происходит эстетизация фирмы.


В числе основных целей — удивить, поразить своих партнеров и конкурентов по бизнесу уровнем интеллекта, проработанной миссией, оригинальными товарами или услугами, нестандартными подходами и т. д. Среди работников предпочтение отдается мужчинам.


«Муза». Такой тип бизнес-леди распространен в творческих сферах деятельности: в дизайн-фирмах, художественных и музыкальных салонах, в клубных системах, предприятиях, специализирующихся на оказании лечебных, консультационных, косметических и т. п. услуг. Бизнес-леди считает, что она должна вдохновлять коллектив на великие дела. И в этом смысле «приз» и «муза» близки. Но если «приз» ориентирован на конечный результат и имеет явно выраженную субъективную составляющую (сама фирма иногда имеет черты хозяйки фирмы), то «муза» ориентирована на процесс.


Специалисты прогнозируют дальнейшее возрастание роли женщины в обществе, в экономике, в жизни государства. Правда, по сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего. Есть надежда, что именно Россия с ее национальной спецификой будет искать и находить новые и неординарные гендерные модели управления ради процветания будущих поколений.


 

В Петербурге создают Красную книгу памятных мест. Новые направления деятельности группы компаний «Ажио». Площадь Восстания: пешеходов — под землю. Углеводородный ресурсный потенциал Северо-Западного региона России и проблемы его освоения. Изменения на рынке жилищного строительства в 2001 г.. Международный форум металлургов и трубников. Нетканые геотекстильные материалы.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved