Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Не пускать воду туда, куда ей не нужно


Проблема гидроизоляции зданий для Петербурга актуальна вот уже более 300 лет. Город, рожденный на болоте, борется с влагой, а влага борется с городом. На протяжении столетий ученые и практики ищут методы и средства эффективной защиты фундаментов от разрушения. И не последнее место среди таких ученых занимает Валерий Васильевич Чельцов, академик Международной академии наук и безопасности природы и человека (МАНЭБ), директор ООО «ОРТ».


Вся трудовая деятельность В. В. Чельцова так или иначе связана с изучением подземного пространства. Горный инженер по образованию, он активно занимается сегодня вопросами гидроизоляции исторических зданий и сооружений. На его счету внушительный послужной список — более 50 историко-культурных объектов в Петербурге и пригородах: это и внутренний дворик Русского музея, здание заводоуправления предприятия «Северные верфи», здание Адмиралтейства, особняк Бобринских, Дом-музей А. С. Пушкина (Мойка, 12), Эрмитаж, дворцы Павловска и Ораниенбаума и др.


О проблеме гидроизоляции и возможных ее решениях рассказывает Валерий Васильевич Чельцов.


Нет знаний, нет специалистов…


— Зачастую специалисты, сталкиваясь при реставрации зданий с проблемой отвода воды, не обладают необходимыми для этого знаниями. Либо знания эти бывают устаревшими, не отвечающими требованиям к современным материалам и технологиям. Отсюда извечная проблема. В современных зданиях при неправильно устроенном фундаменте тут же скапливается вода. Происходит это прежде всего оттого, что не учитывается уровень грунтовых вод, то есть не исследуется гидрогеологическая ситуация, а далее неправильно подбирается тип фундамента — делают ростверные фундаменты там, где нужно было бы делать ленточные, и наоборот.


Все это происходит еще из-за отсутствия грамотных проектировщиков, а также от извечного желания заказчика сэкономить на проекте. Приведу такой пример: домик привратника в поселке Стрельна. Он много лет простоял затопленный. Для его обследования пригласили две солидные компании, которые сделали свои заключения и дали рекомендации. На основании этих данных я сделал проект, его утвердили и согласовали. Но когда приступили к работам (вскрыли фундамент), то оказалось полное несоответствие данных обследования и фактической ситуации. Фундамент оказался из другого материала, дренажная система, которая по документам отсутствовала, оказалась в прекрасном состоянии — ее просто нужно было прочистить, что мы и сделали. В результате — здание стоит, сухое...


Хорошо забытое старое


— С какими проблемами сталкиваются специалисты в центре города? Это низко проложенная канализация, сложные подвалы и фундаменты… Но их реставрация вполне возможна. Посидев в архивах за чертежами, можно решить любую проблему. В исторической части города большинство зданий стоит на деревянных сваях, и любое понижение воды при работах приведет к тому, что дерево начнет гнить и здание будет оседать. Примеров этому масса.


Раньше существовало два основных подхода к устройству фундаментов. Так, на месте Михайловского замка было огромное болото. Что сделали: вырыли огромной котлован, поставили по котловану в определенном порядке кирпичные галереи, всё засыпали, и началось строительство. Когда я первый раз опустился в галерею, то был приятно удивлен — там до сих пор все работает. Второй вариант — котлован закидывался бутом (бутовая подушка толщиной 1,5 м), и строилось здание. А деревянные лежни выполняли роль дренажных труб, их укладывали всегда. Так построен дворец в Ораниенбауме.


Мы боремся с водой, не защищаемся от нее мощными стенами, химическими укреплениями и бетонными перемычками. Мы делаем то же, что делали наши предки, начиная строить Петербург на болоте. Старый дедовский метод — глиняный замок — в сочетании с новыми технологиями отвода воды под землю дает великолепные результаты. Этим обеспечивается 100%-ная влагозащита не только историко-культурным объектам, но и подвальным частям гражданских зданий.


Наш принцип в работе — не пускать воду туда, куда ей не нужно, оградить доступ воды к зданию и пустить ее в строну. Первое, что мы делаем, кладем глиняный замок с внешней стороны здания. Внизу глиняного замка вводим современные добавки, вследствие чего вода будет просто скатываться вниз, в дренажные трубы, и собираться в специальные колодцы.


В эти колодцы вода стекает самотеком (так происходит в зданиях Лицея, Эрмитажа, Русского музея), а если такой возможности нет, то вода сбрасывается в колодец при помощи насоса. Этот способ достаточно эффективен и работает уже в течение многих лет.


В любом случае многие проблемы возникают оттого, что мы не знаем современной гидрологической ситуации. Когда мы составляем план работ в исторических зданиях, материалы по ближайшим геологическим скважинам получаем в КГИОП, в ГРИИ. Но этим скважинам уже более 40 лет, и гидрогеологические данные примерно такой же давности. В результате такие данные вводятся в проект, а вода уже фактически может находиться совсем на другом уровне…


Помимо грунтовых вод проблему для фундаментов создает и вода дождевая. Восстанавливая и одновременно изучая старинные ливневые системы, удивляешься, насколько грамотно наши предки подходили к этому вопросу. Дождевая вода собиралась в водосточные трубы, которые опускались под землю, а под каждой трубой находился люк. Помимо сбора дождевой воды, необходимо вдоль фундамента устраивать отмостку. Мы разработали специальную песчано-цементную смесь (1:4), которую укладываем в сухом виде, затем на нее кладем камни мощения и замазываем все промежутки между камнями этим же составом, покрываем пленкой и даем постоять дня четыре. Этот состав сам набирает влажность из воздуха и твердеет настолько, что у него появляется несущая способность. Правда, при мощении нашу смесь стали использовать совсем в другом соотношении (1:10), а такой состав воду держать уже не будет. Потом мы удивляемся, что вылетают камешки и часто ведутся ремонтные работы…


Вообще, работа с историческими зданиями — процесс кропотливый и творческий. Необходимо исследовать архивные материалы, а потом, используя опыт прошлых лет, переносить его в современность.


 

На выставке MIPIM Россия представила масштабные проекты. Техника для механизации строительных работ КНАУФ ПФТ — выбор за вами!. Мониторинг состояния в реальном времени — высокоэффективная технология ресурсосберегающей эксплуатации оборудования нефтегазовых комплексов. Послезавтра начинается сегодня. В Ленинградской области появится завод по производству кубовидного габброидного щебня. «Бизнес будет контролировать бизнес». Росстрой тоже хочет выработать адекватную модель.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved