Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Игорь Левитин: «Без современных аэропортов нет современной авиации»


6 марта 2008 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации, на котором поднимались вопросы развития транспортной отрасли страны. С программным докладом «Об основных направлениях развития аэродромной сети России» выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Представляем основные положения этого доклада.


Гражданская авиация играет важную роль в развитии экономики России, решении социально-экономических задач и имеет особое значение для РФ. Однако на сегодняшний день состояние ключевого элемента наземной инфраструктуры отрасли, а именно гражданских аэродромов, нельзя признать в полной мере отвечающим современным потребностям.


За последние 15 лет сеть гражданских аэродромов сократилась почти в 4 раза и насчитывает в настоящее время 351 аэродром. Около 70% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием было построено более 20 лет назад, что обусловливает высокий уровень их износа. Из них только на 24% за последние 10 лет проводилась реконструкция.


Уровень начисленного износа большинства эксплуатируемых взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов к настоящему времени достиг 70–80%, в том числе объектов аэродромов в крупнейших аэропортах России: «Домодедово», «Внуково», «Шереметьево» (Москва), «Толмачево» (Новосибирск), «Кольцово» (Екатеринбург), «Емельяново» (Красноярск). Только 48% аэродромов оборудованы системами светосигнального оборудования, при этом 14% таких систем требуют замены. Их отсутствие не позволяет обеспечивать требования к безопасности и регулярности полетов, а также круглосуточную и всепогодную эксплуатацию аэродромов и возможность их использования в качестве запасных.


Также в связи с развитием авиационной техники, появлением новых современных типов воздушных судов (узко- и широкофюзеляжных, с низко расположенными двигателями, с оборудованием для посадки в условиях ограниченной видимости), в том числе региональных воздушных судов российского производства, основная часть аэродромов с искусственными покрытиями в целях обеспечения безопасности и регулярности полетов требует проведения реконструкции (удлинения взлетно-посадочных полос, увеличения ширины рулежных дорожек, установки оборудования для повышения категорийности аэродрома и т. д.).


В результате, несмотря на наблюдающийся в последние годы рост объемов перевозок гражданской авиации России темпами, более чем в 2 раза превышающим среднемировой, степень развития наземной авиационной инфраструктуры не соответствует масштабам территории страны, потребностям населения в авиационных перевозках.


Этим обусловлена необходимость разработки Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети РФ на период до 2020 г., определяющей основные направления ее развития и направленной на реализацию стратегических задач отрасли, определенных Президентом РФ 19 декабря 2006 г. в поручении ПР-248. В Концепции предусматривается система мер для решения задач технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры и создания благоприятных условий для максимального использования возможностей современных воздушных судов, включая всепогодные полеты.


При подготовке Концепции учтены государственные приоритеты в административной, экономической и авиационной областях, изложенные в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Федеральном законе № 230-ФЗ, Основах политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2010 г., Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г. Концепция также увязана с основными параметрами проектов федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.


В рамках Концепции разработана классификация аэродромов (аэропортов) и подготовлены предложения по формированию перечня объектов национальной опорной аэродромной сети РФ, включая предложения по определению перечня аэродромов федерального значения. С ее учетом подготовлены предложения по совершенствованию управления активами наземной инфраструктуры гражданской авиации.


Предлагаемый перечень аэродромов национальной опорной аэродромной сети состоит из 117 аэродромов, обеспечивающих: стратегическую связность аэродромной сети РФ — единство и неразрывность авиационных связей на всей территории страны; обслуживание основных пассажиро- и грузопотоков РФ (более 90%); обслуживание городов с населением более 1 млн. жителей и крупнейших курортов.


Перечень аэродромов национальной опорной аэродромной сети подлежит утверждению после внесения соответствующих изменений в законодательство РФ.


С учетом разработанной классификации, в целях оптимизации системы управления активами наземной инфраструктуры гражданской авиации России, привлечения инвестиций субъектов Федерации и частных инвестиций в аэродромную инфраструктуру, в Концепции предусматриваются механизмы реструктуризации федерального имущества воздушного транспорта.


В отношении аэродромов, не включенных в национальную опорную аэродромную сеть, предусматривается их передача в собственность субъектов РФ (в случае их заинтересованности) с последующим сохранением в региональной собственности, а также создание казенных предприятий или передача частному инвестору в соответствии с законодательством РФ.


В отношении гражданских аэродромов опорной аэродромной сети предусматривается их сохранение в государственной собственности и передача на баланс единому балансодержателю — ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», либо субъекту РФ в собственность или управление с учетом законодательства РФ.


Представленный в Правительство РФ перечень аэродромов, необходимых для осуществления полномочий РФ, сформирован с учетом функциональной классификации и включает в себя в том числе 9 аэродромов совместного базирования, находящихся в ведении Минобороны РФ, но задействованных в основном в сфере гражданской авиации.


Задача утверждения такого перечня имеет особую актуальность для активизации процесса реструктуризации федеральной собственности — передачи иных аэродромов в собственность субъектов РФ. В настоящее время в Минтранс поступило более 30 соответствующих обращений субъектов РФ.


Сегодня значительное количество аэропортов, планируемых к передаче единому балансодержателю, реконструкция которых планируется в рамках существующей и разрабатываемой ФЦП, находится в казне РФ. При этом для передачи аэродрома из казны в хозяйственное ведение требуется проведение инвентаризации и оценки передаваемого имущества, кадастрирование земельного участка и т. д.


В Концепции предлагается передать Росавиации аэродромы совместного базирования, находящиеся в ведении Минобороны России и интенсивно используемые гражданской авиацией или не используемые государственной авиацией. На данный момент к числу городов, в которых расположены аэродромы совместного базирования, находящиеся в ведении Минобороны и требующие скорейшей реконструкции, относятся Анапа («Витязево»), Архангельск («Талаги»), Владивосток («Кневичи»), Новосибирск («Толмачево»), Пермь («Большое Савино»), Петрозаводск («Бесовец»), Петропавловск-Камчатский («Елизово»). При этом Минтранс обладает необходимыми для реконструкции средствами, однако не имеет возможности направить их на развитие этих аэродромов.


В Концепции рассмотрено несколько сценариев развития аэродромной сети РФ с учетом различных объемов и источников финансирования капитальных вложений. При текущем уровне финансирования количество аэродромов, соответствующих требованиям безопасности полетов, продолжит сокращаться, и уже к 2017 г. могут начать выбывать аэродромы из числа 117 аэродромов национальной опорной аэродромной сети.


При базовом уровне финансирования, который позволит приостановить выбытие аэродромов и обеспечит развитие сети, необходимо около 543 млрд. руб. до 2020 г. в ценах соответствующих лет. Указанные средства планируется направить в основном на реконструкцию и развитие национальной опорной аэродромной сети. При этом планируется, что доля средств федерального бюджета должна составить порядка 80%, бюджетов субъектов РФ — около 11%, внебюджетных источников — около 9%.


Положения сценариев развития аэродромной сети Российской Федерации, представленные в проекте Концепции, нашли отражение в разрабатываемом проекте федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.». Общее финансирование проектов строительства и реконструкции аэродромов в рамках проекта ФЦП в период 2010–2015 гг. составляет около 345 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета на развитие аэродромной инфраструктуры — около 275 млрд. руб.


В Концепции подготовлены предложения по формированию эффективных механизмов сохранения и развития всего сегмента социально значимых авиационных перевозок, включая региональные и местные перевозки, перевозки в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. По мнению Минтранса России, необходимым условием для развития таких авиационных перевозок является формирование эффективных механизмов государственной поддержки деятельности авиаперевозчиков и операторов аэропортов.


Одновременно с работой по подготовке Концепции проводилась работа по приоритетным направлениям развития аэродромной сети РФ, определенным Президентом РФ в поручении № Пр-248, в части гражданской авиации, которые также нашли отражение в Концепции.


Составной частью аэродромной сети РФ также являются аэродромы экспериментальной авиации, главным предназначением которых является обеспечение испытаний авиационной и другой техники. В настоящее время в Государственный реестр таких объектов включен 21 аэродром, в том числе 3 вертодрома. Кроме сухопутных аэродромов в авиационной промышленности эксплуатируются 3 гидроаэродрома: в Геленджике, Таганроге и Дубне, статус которых определяется Водным кодексом РФ.


В настоящее время перед авиационной промышленностью стоит задача увеличения выпуска авиационной техники. Выполнение этой задачи требует усилий по восстановлению и модернизации аэродромов экспериментальной авиации, так как при нынешнем состоянии аэродромной базы поставленные Правительством РФ задачи не могут быть в полном объеме реализованы — износ основных фондов этой аэродромной сети сегодня превышает 80%. Предлагается учесть предложенные в Концепции меры по развитию аэродромной сети экспериментальной авиации.


Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с поручением Президента разработаны и представлены в Правительство государственные программы обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности. Они гармонично дополняют Концепцию.


Реализацию Концепции предполагается разделить на 2 этапа.


На I этапе (2008–2015 гг.) планируется формирование эффективной национальной опорной аэродромной сети РФ, также разработка и принятие основных нормативно-правовых документов, регулирующих аэропортовую деятельность; На II этапе (2016–2020 гг.) на базе сформированной и эффективно функционирующей национальной опорной аэродромной сети планируются мероприятия по ее развитию. Основными ожидаемыми результатами реализации Концепции должны стать: Эффективная национальная аэродромная сеть, построенная на принципах стратегического единства и неразрывности авиасвязей страны. Обеспечение круглогодичной транспортной доступности отдаленных регионов РФ. Создание условий для продолжения стабильного роста авиаперевозок и повышения авиационной подвижности населения в РФ.


Положения проекта Концепции были рассмотрены 13 ноября 2007 г. на заседании президиума Государственного совета РФ по вопросам развития транспортной инфраструктуры страны и легли в основу соответствующих поручений Президента. По нашему мнению, представленный проект Концепции может быть в целом одобрен.


Дополнительной доработки проекта Концепции не требуется, поскольку положения данного документа перешли в стадию их практической реализации.


Вопросы финансового обеспечения мероприятий по реализации концепции, их этапность, а также показатели и критерии оценки эффективности развития аэродромной сети РФ должны быть рассмотрены в рамках работы над соответствующими программными документами, в том числе проектом ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.», проектом Стратегии развития транспорта РФ до 2030 г.


 

Минтранс представил программу перехода от модернизации к развитию. Строительство метро — задача федерального масштаба. Дмитрий Гаев: «…Только строя новые линии, станции, пересадки». SCANIA: новые машины для строительства. Управление строительными отходами: пробные камни. Элитные окна - великому городу. Самоуплотняющийся бетон: производство, применение, результат.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved