Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Строительные отходы: необходим системный подход


Мы можем сколь угодно завидовать неуклонному росту экологической сознательности в индустриально развитых странах, однако никто не отменял непреложного правила: чем выше уровень цивилизации, тем больше общество производит отходов. Мы покупаем бытовую технику в объемных коробках, продукты в пластиковых упаковках, строим здания и другие объекты, сносим старые постройки... С образованием отходов так или иначе сопряжена любая практическая деятельность. В последнее время в мире получил широкое распространение термин «управление отходами» — waste management. Этот термин шире понятий «переработка», «утилизация» и даже «обращение с отходами», каждое из которых является его составляющей. Россия, как повелось, стремясь быть членом семьи цивилизованных народов, производить отходы научилась неплохо. Осталось научиться этими отходами «управлять».


Проблема твердых бытовых отходов (ТБО) у всех на слуху. Однако помимо бытовых существует еще и проблема строительных отходов, требующая отдельного решения. Быть может, кому-то это покажется странным, однако, по оценкам специалистов, объемы строительных отходов значительно выше, чем бытовых. Так, в 2005 г. в Санкт-Петербурге образовалось 5 млн. т отходов от строительства новых и сноса старых зданий, что более чем в 3,5 раз превысило объем накопления городских ТБО. Ежегодный прирост объема образования строительных отходов в 2004–2005 гг. составил 25%, а в 2006–2007 гг. превысил этот уровень.


Здесь мы действительно идем в ногу с мировой цивилизацией, не отставая от стран Западной Европы, где сегодня, по оценкам экспертов, ежегодный объем таких отходов превышает 180 млн. т. Добавив к этой цифре еще строительный грунт и отходы, образующиеся в результате земляных и дорожных работ, получим общую массу порядка 470 млн. т!


Если же говорить о мировых масштабах, то, по данным Европейской ассоциации рециклинга, объемы строительного мусора достигают ежегодно 2,5 млрд. т. Это одна из основных причин ухудшения экологической ситуации на планете.


К наиболее передовым методам утилизации строительных отходов относится их переработка, или рециклинг. В европейских странах рециклинг вступил в свои права, позволяя успешно решать связанные со строительными отходами экологические проблемы.


Вторичные материалы используются для различных строительных нужд — ремонта дорог, засыпки мелких водоемов. Кроме того, щебень, образовавшийся после переработки бетона, может быть использован при производстве тяжелых бетонов. Щепа из древесины, армированная сталь, старый асфальт (после нагрева) — все эти материалы также пользуются спросом, применяются для различных работ.


При этом среди материалов, подлежащих вторичной переработке, наибольшим спросом пользуется бетон. Демонтаж зданий и сооружений из этого материала, а также его переработка развиваются интенсивно. К «выходящим» продуктам переработки бетона относятся песок, наполовину состоящий из отходной пыли, и вторичный щебень. А ведь совсем недавно бетон в Европе не являлся распространенным материалом, так как считалось, что он не пригоден для использования после переработки.


К сожалению, наша страна здесь далеко «не впереди планеты всей»; основным способом обращения со строительными отходами по-прежнему является захоронение их на свалках и полигонах. Себестоимость вывоза отходов на свалки низка. При таком раскладе неудивительно, что свалки — вне конкуренции. Но это еще полбеды: многие подрядные организации, или так называемые перевозчики мусора, избавляются от строительных отходов в первом попавшемся месте, не доезжая и до санкционированных свалок.


По оценкам петербургских специалистов, такая «система» приводит к тому, что 90–95% образующихся отходов без какой-либо переработки оказываются на полигонах и несанкционированных свалках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. О необходимости кардинального исправления сложившейся ситуации в последнее время говорилось немало и во властных структурах, и в средствах массовой информации. Так, два года тому назад в Законодательном Собрании Северной столицы прошло первое чтение «Закона об обращении с отходами» и создана экспертная группа, которая, в частности, приступила к работе над «Рекомендациями по классификации отходов строительства и сноса, подлежащих использованию, на соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям». В экспертную группу вошли представители Ассоциации рециклинга, Ассоциации по сносу зданий, специалисты компаний «Ольвекс», «Механобр», других профильных организаций.


Следует отметить, что в Москве и в Московской области принята и работает нормативная база в обращении со строительными отходами. По мнению экспертов, московский опыт может быть полезен и для Санкт-Петербурга.


Один из примеров — постановление правительства Москвы от 17 июня 2004 г. № 1210-РП «О координации действий участников процесса обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве», во исполнение которого введена разрешительная система перемещения указанных отходов. При этом разрешение на перемещение отходов строительства и сноса для размещения на полигонах и санкционированных свалках выдается только при обосновании невозможности их переработки (отсутствие технологии, оборудования, производственных мощностей, опасные отходы и др.). В разрешении указывается наименование организации, транспортная организация, адрес объекта, объект размещения отходов, получатель, общий объем строительных отходов и их класс опасности. Кроме того, указывается организация, выдавшая и погасившая разрешение, объем фактически отправленных и полученных строительных отходов.


В целях оптимизации управления отходами производства и потребления в столице были намечены первоочередные мероприятия по реализации разработанной «Концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы», среди которых можно выделить следующие: создание городских целевых программ развития производственной базы и повышения эффективности управления санитарной очисткой города Москвы от отходов производства и потребления (городские целевые программы, в том числе по управлению отходами строительства и сноса); развитие производственной инфраструктуры отрасли по сбору, переработке, транспортировке, рециклингу и обезвреживанию указанных отходов; создание автоматизированной системы учета и контроля процессов сбора и утилизации данных отходов; создание условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами; разработка отраслевой схемы размещения специализированных комплексов по переработке и утилизации отходов строительства и сноса и др.


Для стимулирования деятельности строительных организаций и переработчиков московскими специалистами предложены мероприятия, охватывающие разработку специальных городских программ по утилизации отходов строительства и сноса, связанных с конкретным объектом, финансовую поддержку из бюджета города и субсидирование затрат на создание производств по переработке, введение поощрительных налоговых и кредитных стимулов, льготных тарифов на транспортировку отходов, мер ценовой поддержки на вторичное сырье, произведенное из отходов.


Предложены и рекомендации по формированию рынка отходов строительства и сноса, которые включают создание специализированных центров сбора и первичной переработки отходов, информационных банков данных об образовании отходов и потребности во вторичных ресурсах, внедрение системы государственного заказа на использование изделий из отходов и вторичных материалов в городском хозяйстве.


Недавно решение проблемы строительных отходов в городе на Неве предложил главный эксперт компании «Акрос-Экология» В. К. Круглов, разработавший централизованную систему управления строительными отходами Санкт-Петербурга. В ней среди прочих мер предусматривается: создание замкнутого цикла обращения со строительными отходами, начинающегося с момента их образования на стройплощадке и заканчивающегося на объектах использования, переработки, обезвреживания и захоронения отходов; детальная проработка всех возможных путей использования, переработки, обезвреживания и захоронения отходов; использование строительных отходов, а также продуктов, полученных в процессе их переработки, в строительстве и для благоустройства и рекультивации отдельных территорий Санкт-Петербурга в рамках городского заказа.


Предполагается, что одновременно с решением основной экологической проблемы создание централизованной системы управления строительными отходами Санкт-Петербурга даст большой экономический результат. Это и эффективный контроль над перемещением, использованием, переработкой и размещением строительных отходов, и усовершенствование нормативно-правовой базы и системы управления отходами в целом, и научно-обоснованные тарифы на прием отходов. И, главное, появится возможность вовлечения вторичной строительной продукции в хозяйственный оборот. При этом строительные организации смогут существенно экономить на размещении отходов и использовании материалов, полученных из строительных отходов.


Итак, вывод ясен — решение проблемы лежит в плоскости системных институциональных решений. Москва и Санкт-Петербург как «законодатели мод» не только в этой, но и во многих других областях должны стать примером для других городов и регионов России.


 

Самоуплотняющийся бетон: производство, применение, результат. Современные строительные технологии: полный комплекс механизации от компании КНАУФ. «Сканмикс»: продвижение в Россию продолжается. Сэндвич-панели MAPRO — лего для профессионалов. Volvo CE запускает революционную серию Е сочлененных самосвалов. Вентилируемые фасады. Облицовочные изделия из композитных материалов. Ограничители грузоподъемности для мостовых, козловых и портальных кранов.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved