|
|
|
|
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru
Главная Публикации
Саморегулирование — стандарты, правила, допуски Саморегулирование в рыночных отношениях не может появиться стихийно, само по себе. Тезис о том, что строительный рынок давно созрел до саморегулирования, не выдерживает критики. Обязательно должен быть инициатор — государство, профессиональные объединения или общественные организации, предлагающие вполне конкретный проект института саморегулирования и процедур реализации предложенного проекта. Говорить надо не о готовности рынка, а о приемлемости или неприемлемости тех или иных моделей саморегулирования.
В создании системы саморегулирования отрасли видятся следующие основные этапы: создание концепции и проекта институционального устройства саморегулирования, фиксации «правил игры» саморегулирования; наполнение институтов саморегулирования путем создания новых или реорганизации существующих профессиональных объединений, которые затем будут уполномочены выполнять обязанности по регулированию сообщества; собственно функционирование институтов саморегулирования. Это общая схема построения системы СРО. Однако применительно к строительству возникает ряд существенных причин, по которым к процессу перехода к саморегулированию необходимо проявить максимум осторожности и компетентности.
Главным образом, необходимо помнить, что строительство — это вид деятельности, связанный с опасностью для здоровья и жизни людей: как непосредственно занятых в производственном процессе, так и всех с ним соприкасающихся и способных пострадать от этого процесса напрямую или от плохого качества его результатов.
Именно поэтому необходим серьезный анализ моделей саморегулирования, подходов к созданию стандартов, правил и допусков на рынок.
Для этого требуется: 1. Четкая постановка задачи со стороны инициаторов процесса. 2. Привлечение специалистов в предметной области для создания (синтеза) стандартов, правил и допусков на рынок. 3. Разработка моделей и их сравнительный анализ. 4. При необходимости частичная или полная практическая «модельная реализация» наиболее перспективных из них. Поскольку фаза тщательного проектирования с привлечением специалистов и оргуправленцев практически не была выполнена, строительное сообщество оказалось лицом к лицу с кругом проблем, которые юридически, методически и, естественно, практически не решены. Главная из них — как заменить лицензирование с минимальными потерями для отрасли.
Осложняется это еще и тем, что ФЗ № 315 четко не определил и не разделил для профессиональных сообществ две основополагающие функции саморегулирования: разработку стандартов и правил, обмен опытом, рейтинг участников рынка, защиту от внешнего регулирования и т. д.; допуск на рынок. Допуск на рынок — это соответствие ряда экономических, технологических показателей и деловой репутации строительной компании требованиям саморегулируемой организации при вступлении в нее. Допуск позволяет компании выйти на рынок.
Стандарты и правила — это соответствие компании требованиям технических стандартов СРО при последующем осуществлении практической деятельности. Невыполнение стандартов саморегулируемой организации повлечет за собой выход из ее состава и рынка соответственно.
Таким образом, основными требованиями СРО являются необходимость выполнения условий допуска, чтобы стать членом СРО и работать на рынке; необходимость соответствия стандартам и правилам после приема организации в члены СРО, чтобы оставаться в ее рядах и продолжать работать на рынке.
Как будет построена система саморегулирования отрасли, какие будут выработаны стандарты и допуски и, главное, станет ли СРО действенным инструментом влияния на принятие госорганами решений, создающих для строительной отрасли благоприятный инвестиционный климат?
Сейчас разработка стандартов происходит в основном в форме «обсуждений» и «на общественных началах». Обычно один или несколько участников обсуждения добровольно «обещают» проработать тот или иной пункт к такому-то сроку. Иногда коллегиальный орган, объединяющий ассоциации и союзы строителей, ставит задачу сдать предложения в определенный срок. Ответственность за результаты при этом никто не несет, ведь работа бесплатна.
В создавшейся обстановке, когда ресурсы на разработки и исследования не выделяются, результаты получаются крайне низкого качества. В том числе по причине не только нехватки ресурсов, но и отсутствия процедуры получения приемлемых результатов.
Традиционно разработка правил и стандартов проходит в форме «комитетов» и «рабочих групп», в которых принимают участие самые разные по квалификации, но обычно крайне занятые люди. Эта технология (вернее, отсутствие всякой технологии) сейчас наличествует и в государственных структурах, и в общественных (саморегулируемых) организациях. Единственный элемент такой «технологии» обеспечения качества — ряд виз, которые ставят зачастую не самые компетентные в обсуждаемых вопросах специалисты.
С другой стороны, любой стандарт — это не столько политический, сколько технический документ, и он требует проектирования и разработки (спецификации, фиксации формулировок, исследований, поиска в литературе, иногда даже проведения экспериментов, пробных реализаций). Технические вопросы не должны решаться коллективно или, тем более, голосованием.
Предлагаемое решение
Для нормализации разработки стандартов и правил строительного рынка в рамках саморегулирования предлагается: 1. Определить порядок и сроки создания технического задания на разработку и проектирование стандартов и правил, правил допуска на рынок саморегулируемых организаций федерального, окружного и регионального уровней. 2. Назначить ответственных, определить порядок и сроки финансирования разработки технического задания, привлечения к этой работе специалистов в предметной области и в области права, а также управленцев, имеющих практический опыт работы в системе саморегулирования. 3. На основе подготовленного задания разработать технические стандарты и правила, порядок допуска на рынок и модель саморегулирования строительной отрасли.
Виталий Парижер: «Решение сложнейших задач — залог успехов «Темпобура». Новое предложение на рынке вентилируемых фасадов. Энергосбережение — новое слово в нашем лексиконе?. «Интерстройэкспо-2008». Оборудование и технологии изготовления металлического профиля от корпорации Tapco international™. НПФ «ЭКОС» ведет в будущее. Trimble LM80 — универсальные технологии, эффективная работа.
Главная Публикации
|
|