Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Саморегулирование — стандарты, правила, допуски


Саморегулирование в рыночных отношениях не может появиться стихийно, само по себе. Тезис о том, что строительный рынок давно созрел до саморегулирования, не выдерживает критики. Обязательно должен быть инициатор — государство, профессиональные объединения или общественные организации, предлагающие вполне конкретный проект института саморегулирования и процедур реализации предложенного проекта. Говорить надо не о готовности рынка, а о приемлемости или неприемлемости тех или иных моделей саморегулирования.


В создании системы саморегулирования отрасли видятся следующие основные этапы: создание концепции и проекта институционального устройства саморегулирования, фиксации «правил игры» саморегулирования; наполнение институтов саморегулирования путем создания новых или реорганизации существующих профессиональных объединений, которые затем будут уполномочены выполнять обязанности по регулированию сообщества; собственно функционирование институтов саморегулирования. Это общая схема построения системы СРО. Однако применительно к строительству возникает ряд существенных причин, по которым к процессу перехода к саморегулированию необходимо проявить максимум осторожности и компетентности.


Главным образом, необходимо помнить, что строительство — это вид деятельности, связанный с опасностью для здоровья и жизни людей: как непосредственно занятых в производственном процессе, так и всех с ним соприкасающихся и способных пострадать от этого процесса напрямую или от плохого качества его результатов.


Именно поэтому необходим серьезный анализ моделей саморегулирования, подходов к созданию стандартов, правил и допусков на рынок.


Для этого требуется: 1. Четкая постановка задачи со стороны инициаторов процесса. 2. Привлечение специалистов в предметной области для создания (синтеза) стандартов, правил и допусков на рынок. 3. Разработка моделей и их сравнительный анализ. 4. При необходимости частичная или полная практическая «модельная реализация» наиболее перспективных из них. Поскольку фаза тщательного проектирования с привлечением специалистов и оргуправленцев практически не была выполнена, строительное сообщество оказалось лицом к лицу с кругом проблем, которые юридически, методически и, естественно, практически не решены. Главная из них — как заменить лицензирование с минимальными потерями для отрасли.


Осложняется это еще и тем, что ФЗ № 315 четко не определил и не разделил для профессиональных сообществ две основополагающие функции саморегулирования: разработку стандартов и правил, обмен опытом, рейтинг участников рынка, защиту от внешнего регулирования и т. д.; допуск на рынок. Допуск на рынок — это соответствие ряда экономических, технологических показателей и деловой репутации строительной компании требованиям саморегулируемой организации при вступлении в нее. Допуск позволяет компании выйти на рынок.


Стандарты и правила — это соответствие компании требованиям технических стандартов СРО при последующем осуществлении практической деятельности. Невыполнение стандартов саморегулируемой организации повлечет за собой выход из ее состава и рынка соответственно.


Таким образом, основными требованиями СРО являются необходимость выполнения условий допуска, чтобы стать членом СРО и работать на рынке; необходимость соответствия стандартам и правилам после приема организации в члены СРО, чтобы оставаться в ее рядах и продолжать работать на рынке.


Как будет построена система саморегулирования отрасли, какие будут выработаны стандарты и допуски и, главное, станет ли СРО действенным инструментом влияния на принятие госорганами решений, создающих для строительной отрасли благоприятный инвестиционный климат?


Сейчас разработка стандартов происходит в основном в форме «обсуждений» и «на общественных началах». Обычно один или несколько участников обсуждения добровольно «обещают» проработать тот или иной пункт к такому-то сроку. Иногда коллегиальный орган, объединяющий ассоциации и союзы строителей, ставит задачу сдать предложения в определенный срок. Ответственность за результаты при этом никто не несет, ведь работа бесплатна.


В создавшейся обстановке, когда ресурсы на разработки и исследования не выделяются, результаты получаются крайне низкого качества. В том числе по причине не только нехватки ресурсов, но и отсутствия процедуры получения приемлемых результатов.


Традиционно разработка правил и стандартов проходит в форме «комитетов» и «рабочих групп», в которых принимают участие самые разные по квалификации, но обычно крайне занятые люди. Эта технология (вернее, отсутствие всякой технологии) сейчас наличествует и в государственных структурах, и в общественных (саморегулируемых) организациях. Единственный элемент такой «технологии» обеспечения качества — ряд виз, которые ставят зачастую не самые компетентные в обсуждаемых вопросах специалисты.


С другой стороны, любой стандарт — это не столько политический, сколько технический документ, и он требует проектирования и разработки (спецификации, фиксации формулировок, исследований, поиска в литературе, иногда даже проведения экспериментов, пробных реализаций). Технические вопросы не должны решаться коллективно или, тем более, голосованием.


Предлагаемое решение


Для нормализации разработки стандартов и правил строительного рынка в рамках саморегулирования предлагается: 1. Определить порядок и сроки создания технического задания на разработку и проектирование стандартов и правил, правил допуска на рынок саморегулируемых организаций федерального, окружного и регионального уровней. 2. Назначить ответственных, определить порядок и сроки финансирования разработки технического задания, привлечения к этой работе специалистов в предметной области и в области права, а также управленцев, имеющих практический опыт работы в системе саморегулирования. 3. На основе подготовленного задания разработать технические стандарты и правила, порядок допуска на рынок и модель саморегулирования строительной отрасли.


 

Виталий Парижер: «Решение сложнейших задач — залог успехов «Темпобура». Новое предложение на рынке вентилируемых фасадов. Энергосбережение — новое слово в нашем лексиконе?. «Интерстройэкспо-2008». Оборудование и технологии изготовления металлического профиля от корпорации Tapco international™. НПФ «ЭКОС» ведет в будущее. Trimble LM80 — универсальные технологии, эффективная работа.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved