Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Мировая энергетическая безопасность и экспорт российских углеводородов на Восток в экспертных оценках


Российская Федерация занимает лидирующие позиции в сфере добычи основных видов полезных ископаемых, являясь крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса, и стремится максимально использовать сложившуюся конъюнктуру на мировом энергетическом рынке. Для оценки ситуации на Дальнем Востоке и в АТР автором были проведены международные экспертные опросы в 2005–2007 гг.


В качестве экспертов выступали специалисты высшей квалификации из США, России, Индии, КНР, Тайваня, Японии, Кореи и Монголии.


Кроме того, был проведен контент-анализ аналитических экспертиз по данной проблеме. В качестве экспертов выступали специалисты высшей квалификации из США, России, Индии, Китая, Кореи, Монголии и Японии (ученые, бизнесмены, журналисты, сотрудники МИДа, члены правительственных органов, военные). Эксперты давали характеристику ситуации на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, исходя из развития стран и их потребностей в энергоресурсах, определяли оптимальные маршруты транспортировки углеводородов, уровень безопасности в регионе, возможные конфликты, риски и угрозы.


Итак, почему выбрано направление экспорта российских углеводородов в Азиатско-Тихоокеанский регион? Почему оно является оптимальным и выгодным для России?


Как образно сказал Брэд Глоссерман, директор по исследованиям Тихоокеанского форума: «Энергия — это сердце интеграции Северо-Восточной Азии. Здесь и будущая, и уже существующая экономическая интеграция, поставки энергоносителeй и распределение будут большей частью этого пакета».


Мы приведем данные контент-анализа экспертиз и аналитических материалов, сделанных по этому вопросу. Эксперты отмечали, что: АТР — наиболее быстро развивающийся регион мира. Потребление нефти в АТР начиная 1965 г. увеличилось в 6 раз, тогда как по миру в целом — менее чем в 2 раза, причем потребность в нефти значительно превышает ее добычу. За последние 12 лет добыча увеличилась на 17%, a потребность возросла на 50%, составив в 2002 г., соответственно, 381 и 992 млн т. Значительный рост потребления и импорта нефти при сравнительно стабилизации ее добычи ожидается и в будущем.


На страны АТР приходится значительная доля мирового потребления энергоресурсов. Прогнозируется, что в 2020 г. более 50% мирового ВВП будет производиться в странах Восточной Азии и ЮВА.


По прогнозам, в ближайшие 20 лет потребность в природном газе Японии, Республики Кореи и Китая увеличится в четыре раза: со 120 млрд куб. м в 2000 г. до 500 млрд куб. м в 2020 г. Некоторые полагают, что потребность в природном газе будет расти даже быстрее, чем в нефти.


В настоящее время на страны АТР приходится 38% мировой добычи нефти и почти 56% мирового спроса на нефть. Страны АТР являются импортерами энергоресурсов, и зависимость их от импорта к 2020 г., по прогнозам APERC (Азиатско-Тихоокеанского исследовательского центра), составит около 18,6% в год.


Согласно данным Азиатско-Тихоокеанского исследовательского центра, емкость рынка сырой нефти возрастет к 1000 млн т к 2010 г., включая 550–600 млн т (55–60%) в Китае, Японии и Южной Корее. В этих трех странах ожидаемый импорт сырой нефти достигнет около 950 млн т сырой нефти в 2020 г.


В настоящее время крупнейшими производителями нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются только Китай, Индонезия и Малайзия.


Доля ресурсов природного газа в структуре ресурсов углеводородов АТР мала (4%) по сравнению с общемировой (24%). С учетом экологических и экономических преимуществ газа перед другими энергоносителями это дает основание для прогноза устойчивого и значительного спроса на него как в ближайшей, так и отдаленной перспективе.


Эти тенденции особенно характерны для Китая, Японии и Южной Кореи, где к 2020 г. ожидается увеличение спроса на газ в три раза — с 134 млрд куб. м (2002 г.) до 350–390 млрд куб. м.


В настоящее время основными производителями газа в ATP являются Индонезия, Малайзия и Таиланд.


Эксперты выделили пять основных причин, почему АТР нуждается в нефтегазовых ресурсах?


Рост народонаселения в АТР — внутренняя потребность для нужд населения. Развитие экономики и рост ВВП.


Развитие и использование новых технологий. Для новых энергетических технологий нужны нефть и газ. Развитие военного сектора. Защита окружающей среды.


Итак, «Откуда и куда будут идти нефть и газ?» рассуждают Ферадун Фешараки и Томоко Хосое, исследователи из Центра «Восток — Запад» (Гонолулу).


Доктор Фешараки анализирует очень трудную дилемму современности: «Высокие цены на энергоносители и высокий уровень потребности в них». Могут ли потребители платить по $8 за 1 млн брит. тепловых единиц (1 тыс. куб. футов природного газа) или более высокую цену? Он считает: «Сегодня все и каждый говорят «нет», но потребители в Японии, Корее, Тайване и США не имеют выбора. Они платят высокую цену за нефть, и они в состоянии позволить себе высокую цену за газ, но делают это так неохотно и с большим сопротивлением, особенно в энергетическом секторе.


Могут ли потребители в Китае и Индии платить такие высокие цены? Могут ли производители минеральных удобрений платить такие высокие цены? Ответ в высшей степени сомнительный. Китай и Индия все еще не склонны перейти на газ. Они будут продолжать использовать уголь как более дешевое и выгодное топливо. Некоторые секторы экономики могут платить высокие цены, но большинство не могут, особенно в энергетическом секторе» .


Угля в Китае и Индии действительно много, но его применение сопряжено с экологическими рисками и катастрофами. Нужны новые технологии и новое оборудование, т. е. переоснащение имеющихся предприятий, что требует огромных средств, а денег как раз-то и не хватает.


А вот мнение, представителей Минпромэнерго РФ: «Анализ развития мировой экономики за последнюю четверть XX в. и прогнозы на первую половину XXI в. показывают, что в ближайшие десятилетия рост глобальных потребностей в энергетических ресурсах будет происходить за счет увеличения потребления энергии в Китае и других странах АТР (под воздействием экономических, технологических, демографических и экологических факторов), а также в восточных регионах России».


Завершая обоснование специалистами выбора восточного вектора экспортного направления для российских углеводородов, процитируем фрагмент из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на деловом саммите АТЭС в 2003 г., в котором он отметил: «Россия готова вносить свой вклад и в создание новой энергетической конфигурации в АТР. Это позволит потребителям энергоресурсов, широко представленным в АТЭС, …диверсифицировать поставки энергоносителей и, что крайне важно, обеспечить их безопасность».


Имеет ли Россия достаточное количество углеводородов для экспорта в АТР? Россия обладает почти 10% мировых запасов нефти и почти 30% мировых запасов природного газа. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточены 21% нефтяных ресурсов и 27% природного газа России.


К промышленному освоению в Восточной Сибири подготовлены 15 газовых и 7 нефтяных месторождений с запасами нефти 396,2 млн т и газа 1,8 трлн куб. м. Разведанные и предварительно оцененные запасы шести крупных месторождений сахалинского шельфа составляют по нефти — около 292 млн т, по свободному газу — 0,9 трлн куб. м.


Исходя из величины и динамики добычи нефти и газа в Восточной Сибири, предусмотренных «Энергетической стратегией России на период до 2020 года», объемы прироста запасов при коэффициенте воспроизводства 1,2 (нефть) и 1,6–2,0 (газ) должны составить к 2020 г. около 500 млн т по нефти и 1,3 трлн куб. м по газу, что позволит не только удовлетворить внутренние потребности, но и обеспечить экспорт в необходимых объемах.


Oдна из важнейших проблем транспортировки нефти — это проблема коммуникаций. Транспортировка нефти включает два основных момента: затраты на реализацию проекта и гарантии безопасности.


Главными характеристиками маршрута являются пропускная способность, стоимость строительства и модернизации, но в первую очередь безопасность транспортировки. В процессе экспертного опроса характеристика безопасности в АТР включала ответы на следующие вопросы: «Возможен ли военный конфликт в АТР или ситуация относительно стабильна?»


Мнение экспертов РФ по выбору маршрутов


Процитируем высказывания экспертов по маршрутам. Игорь Солярский, вице-президент «Транснефти»: «Проекты Анганск — Дацин и Тайшет — Находка не являются альтернативными. Строительство второго варианта позволит поставлять нефть и на закрытый китайский рынок, и на открытый рынок АТР, его ждут с огромным нетерпением, в первую очередь Япония и Китай. С точки зрения экономической, лучшим вариантом является выход на побережье Тихого океана. При осуществлении ВСТО только в неявной форме можно сказать, что проект ориентирован на Японию, т. к. из Находки нефть может получать и Китай. Поэтому предпочтительней строительство трубопровода на побережье, хотя он и более дорогой».


Брэд Глоссерман, директор по исследовательской работе Тихоокеанского форума, пишет: «Энергия — это сердце интеграции СВA. Здесь и будущая, и уже существующая экономическая интеграция, но поставки энергоносителeй и их распределение будут большей частью этого пакета. Энергия будет также в сердце северокорейской проблемы и частью любого ее разрешения. Тут и обеспечение ресурсами, и распределение. Масштабы экономики региона требуют от решения здравого смысла».


 

Теория и практика строительства от А до Я. Самый мощный завод по производству теплоизоляции. Дорожная отрасль страны не готова к резкому увеличению объемов строительства. Дорогам Ленинградской области нужен масштабный ремонт, пока они не превратились в «направления»…. Порт «Усть-Луга»: еще один терминал!. ОАО «РЖД» создает инфраструктуру нового поколения. ДИАЛЕКТИКА ДАМБЫ.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved