Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


ОБ ИТОГАХ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИЛИ О МЕТОДАХ УБЕЖДЕНИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ


О «КРАСНЫХ» ДИРЕКТОРАХ


Общеизвестная история с компанией «Юкос» породила дискуссию о пересмотре итогов приватизации. Присоединяемся к ней не ради моды, но и потому, что эту проблему периодически поднимают наши собеседники — причем те, кто не пострадал от приватизации и рынка: руководители компаний среднего и крупного бизнеса... Поднимают с радикальных позиций, в риторике «левых» партий. Переживают, вычеркивают из интервью резкие формулировки, а потом просят вернуть обратно. Ошибками считают приватизацию нефтегазового комплекса, электроэнергетики, крупного машиностроения, объектов транспортной инфраструктуры, иногда даже строительного комплекса и реставрационной отрасли. На вопрос, кто должен платить за инфраструктурные проекты, инженерную подготовку пятен, оцифровку кадастра, подготовку кадров и т. п., отвечают не сговариваясь: бюджет. Наверное, неспроста: самим не сдюжить. Например, не может директор строительной компании строить за свои деньги канализационные коллектора и электростанции, автомобилист — дороги, пассажир — вокзалы, а журналист — целлюлозные комбинаты.


ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ...


Осмелюсь предложить для обсуждения следующее. Из-под тотального контроля государства не должна уйти атомная энергетика, как инструмент для перекраивания карты мира политическими авантюристами. Боевая химия, бактериологическое оружие и ракетные технологии — по той же причине. Но могут ли государственные атомники, ракетчики, биологи (разумеется те, кто занимается «мирным» атомом) скопировать методы бизнес-культуры? Да ведь они уже это сделали...


Что касается таких областей экономики, как электроэнергетика, оборонная промышленность, транспортный комплекс, ТЭК, то мы вполне можем рассчитывать на ее успех и эффективность для государства под управлением бизнесменов. О том, что бизнес способен эффективно управлять практически любой отраслью экономики, свидетельствует успех этих отраслей за рубежом (целый ряд корпораций США принимал участие в атомных и космических программах — беспрецедентных по сложности технических задачах). В то же время периодические провалы отдельных направлений за рубежом (Enron, энергетический кризис в Калифорнии, проблемы коммунального хозяйства в Великобритании) свидетельствует и о том, что бизнесу иногда свойственно делать ошибки. Но, если бизнес управляет неэффективно, то собственность может быть изъята через процедуру банкротства, для передачи другому, эффективному, собственнику. Это - пересмотр итогов приватизации? Несомненно, да. Но не принципа приватизации — ведь собственность изымается лишь для поиска более эффективного собственника. Но является ли наиболее эффективным собственником государство? Комментарии излишни...


ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?


Пренеприятный вопрос — в другом. Бизнес может быть эффективным для себя, но неэффективным для государства, территорией и ресурсами которого пользуется. Он отдает налоги. Прибыль — дело добровольное. А как быть со сверх-прибылью, которая уходит за пределы страны?


Откуда стране взять деньги на заведомо дотационные направления — коммунальное хозяйство, транспорт, электроэнергетику, оборону, социальные расходы, если налогов не хватает катастрофически, а увеличение налогов приведет к вымиранию двух третей бизнеса? Ведь советская экономика дотировались преимущественно за счет ТЭК, то сейчас значительная часть их доходов уходит за границу. Форсировать налогообложение, исходя из универсальных принципов для «челночника» и «олигарха»? Несправедливо. Отделить «челночника» от «олигарха»? Но таким образом будет поощряться сокрытие доходов...


Как разрешить эту неразрешимую проблему? Осмелимся предположить, что в стране необходим не пересмотр итогов приватизации, а отработка методов убеждения (а если они не действуют, то и методов корректного принуждения) капитала к инвестированию в страну, а не в заграничные футбольные клубы и PR-компании.


Основой такого подхода должно стать выведение финансовых потоков из тени (разумеется, методами принуждения), поощрение инвестиций в системообразующие участки хозяйственного механизма страны (методами убеждения, а если не действуют, то методами принуждения).


Определять актуальные направления инвестиций, вероятно, должно Минэкономразвития. Вылавливать потенциальных инвесторов, сидя на берегу прозрачного финансового потока — Министерство финансов. Методы принуждения должны быть делегированы авторитетным силовикам, но только если они пообещают прогнать всех «оборотней».


И все это должно происходить в обстановке полной информационной прозрачности. Наверное, все-таки, под контролем государства...

 

Бутовская линия: метро легкое, светлое, прочное. «Пеноплэкс»: ассортимент расширяется, возможности строителей увеличиваются. Компания "Метро-Стиль": В Москве, в России, за границей. "Радиус-М": разговор с маркшейдером, или Земля должна работать. Институт "Проекттрансстрой": в одном кулаке.... Новости Петербургского строительного центра. Возрождение России: Ваш опыт и наша техника.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved