Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Коррозионные и коррозионно-механические разрушения магистральных газопроводов Республики Казахстан


Безопасное функционирование трубопроводных систем транспорта природного газа должно быть обеспечено, в первую очередь, изучением причин их разрушения, лабораторными исследованиями природы взаимодействия металла трубы и приэлектродных электролитов (как присутствующих в грунтах, так и модифицированных), образующихся при работе системы катодной защиты, и далее — разработкой на этой основе мероприятий по замедлению процесса коррозионного и коррозионно-механического разрушения (ККМР) линейной части магистральных газопроводов (МГ).


Газотранспортная система «Средняя Азия — Центр» (САЦ), обеспечивающая газом ближнее и дальнее зарубежье, пролегает от Туркменистана, через Узбекистан, Казахстан, Россию и Украину.


Опыт эксплуатации этого трубопровода показывает, что наиболее опасными видами разрушения являются общая, язвенная коррозия и коррозионное растрескивание под напряжением (КРН). Причем эти виды ККМР развиваются даже при наличии нормально функционирующей системы катодной защиты. Поэтому используемая в настоящее время защита от ККМР стандартными методами на ряде участков магистрального газопровода «Средняя Азия — Центр» не в состоянии предотвратить аварии и инциденты, связанные с разрушением труб. Вопросы, касающиеся защиты МГ от проявлений ККМР, вызванного взаимодействием металла трубы и грунтового электролита, являются актуальными в настоящее время во многих регионах Республики Казахстан (РК), РФ и стран ближнего зарубежья.


Кроме того, на ряде участков МГ наблюдаются язвы необычной формы (эллипс с плоским дном). В литературе отсутствуют данные о расчете напряженно-деформированного (НДС) металла для таких дефектов, необходимые, в частности, для определения давления переиспытания участка.


Впервые в начале 80-х гг. КРН было идентифицировано на газопроводах, проложенных в пустынных и полупустынных районах Средней Азии и Казахстана.


КРН имело место на прямошовных и спиралешовных трубах диаметром 1020–1420 мм с толщиной стенки 9–18 мм, российского, украинского производства и производства стран дальнего зарубежья, имеющих пленочную и резинобитумную изоляцию только в местах ее дефектов и отслоений.


Дефекты на внешней поверхности трубы проявляются в виде одиночных трещин или их системы, ориентированной в основном вдоль образующей трубы. Иногда встречаются и случаи поперечного КРН (только в условиях отклонения от проекта).


Трещины зарождаются на внешней поверхности трубопровода в пределах 5–7 часов условного циферблата. Развитие отказа происходит путем образования магистральной трещины при ее раскрытии или за счет слияния групп трещин в очаге разрушения, а также за счет образования свищей при сквозном поражении стенки трубы. Трещины развиваются хрупко от внешней поверхности трубы (под углом около 900) и, как правило, с вязким механическим доломом (под углом около 450).


Коррозионному растрескиванию подвергается как основной металл труб, так и сварные соединения. При этом трещина как бы не «замечает» наличия последнего.


КРН является довольно длительным процессом. Время до разрушения газопроводов составляло 5–16 лет.


КРН в основном развивается в 20-километровой зоне от компрессорной станции.


КРН аналогичен щелочной хрупкости стали, обнаруженной в начале XX в. Следует отметить, что механизм этого явления в полной мере не объяснен и в XXI в., хотя были предложны эффективные мероприятия для его предотвращения, полностью исключившие разрушения паровых котлов за счет щелочной хрупкости.


Обследования Макатского участка МГ САЦ показало, что противокоррозионная изоляция в очаговой зоне разрушения была нарушена. Об этом свидетельствуют катодные отложения на внешней поверхности трубы.


Внешняя поверхность трубы подвержена интенсивной коррозии, несмотря на работу системы катодной защиты. Это связано с высокой коррозионной активностью грунтов.


Анализ излома показал следующее: в очаговой области разрушения обнаружены хрупкие трещины (угол 900), раскрытые в процессе развития аварии. Глубина хрупкой составляющей трещины — около половины стенки трубы. Длина хрупкой составляющей — более 180 мм.


На основании вышеизложенного было выяснено, что газопроводы РК подвержены КРН. При этом коррозионные трещины присутствуют на участках с интенсивной общей коррозией. Это является спецификой РК и практически не встречается на газопроводах РФ (только вблизи границы РФ и РК).


Кроме общей коррозии и КРН на Индеровском участке магистрального газопровода САЦ неоднократно наблюдались язвы необычной формы эллипсоида. Соотношение осей в среднем составляло около 3:2 (вдоль и поперек образующей тела трубы). Причем язвы имеют малые углы закругления. На рис. 6 приведена одна из таких язв. Результаты изучения механизма образования таких язв и определение безопасности эксплуатации газопроводов с такими дефектами будут рассмотрены в серии дальнейших публикаций.


Расчет по эффективной скорости роста трещины по формуле, предложенной в УГНТУ, показал, что скорость развития разрушений составила около 1 мм/год, что близко к скорости развития КРН магистральных газопроводов РФ.


(Окончание в следующем номере)


 

Особенности владения, пользования и распоряжения земельными участками полосы отвода железной дороги. Мир мостов. В Петербурге склады строятся быстрее, чем дороги к ним. «СТТ-2008» — главное событие отрасли. Противофильтрационные экраны на основе глин для различных геотехнологий. Ramirent — уникальная техника к новому строительному сезону. «СМУ-53»: путь к совершенству.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved