Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Высшая школа готова участвовать в нормотворчестве


Кафедра реконструкции и реставрации архитектурного наследия Государственного архитектурно-строительного университета сравнительно молодая. Но специалисты, которых здесь сегодня готовят, очень востребованы на строительном рынке нашего города. О проблемах подготовки архитекторов-реставраторов, об участии вузовской науки в нормотворчестве, а также о строительстве в историческом центре Петербурга мы беседуем с заведующим кафедрой, кандидатом архитектурных наук Гришиным Сергеем Федоровичем.


— Сергей Федорович, в какие проблемы упирается сегодня образовательный процесс в высшей школе?


— Мы сейчас активно участвуем в разработке ГОСТов третьего поколения. Это образовательные стандарты, которые базируются на новой основе (в рамках вступления России в Болонскую конвенцию) и должны изменить характер образования. Смысл в том, что значительно расширяются полномочия вузов в организации и направленности архитектурного и реставрационного образования. Много будет и прав, и обязанностей у вузов и очень много работы, но это требует соответствующей оплаты. И это первая проблема вузов — в нищенское существование высшего образования. Общество до сих пор не поняло, что высшее образование — это достаточно дорогой процесс, и если его не может финансировать государство, то в таком случае оно должно стоить очень дорого. Так, за рубежом активно участвуют в оплате образования и государство, и сами учащиеся. И еще, в Германии университетский профессор имеет стандартную зарплату порядка 120 тыс. евро в год. Эта сумма несовместима с доходом наших профессоров. Это тоже большая проблема.


— Расскажите о специальности, по которой готовят студентов на кафедре?


— Другая проблема — мы готовим специалистов для чрезвычайно уникального и специфичного города, который никогда не удастся превратить в огромный музей, потому что он все время должен развиваться. И здесь возникает противоречие между принятыми в профессиональных кругах реставраторов методами и приемами реконструктивно-реставрационных работ и потребностью в развитии исторического города, где в центральной части до революции проживало порядка 2,5 млн. человек. Она сейчас нуждается в приспособлении к современным условиям жизни. Поэтому вся методология реставрации и отношения к памятникам входит в противоречие с теми задачами, которые выдвигает этот уникальный объект. Наша задача заключается в том, что мы ведем научные разработки, направленные на совершенствование методологии реставрации и реконструкции Петербурга.


Не случайно наша специальность называется «Реконструкция и реставрация культурного наследия». Мы учим студентов и реконструкции, и реставрации. Задача очень сложная, поскольку в нашем городе присутствуют и уникальные памятники, нуждающиеся в реставрации, и огромный пласт жилой застройки, который нуждается в реконструкции. И вот между этих противоречий, между Сциллой и Харибдой, мы и пытаемся провести свое судно, как Одиссей. К тому же мы единственный вуз в городе, который готовит таких специалистов с высшим образованием. Они сегодня чрезвычайно востребованы. Тому свидетельство, что к пятому курсу все студенты работают, и это также усложняет процесс обучения.


Долгое время таких специалистов в городе не готовили. Фактически мы стали готовить инженеров-реставраторов с 1996 г., и первый выпуск состоялся в только 2001 г. А специалистов архитекторов-реставраторов будет в этом году только четвертый выпуск.


Инженер-реставратор — специальность универсальная, поскольку студенты не только обучаются общестроительным знаниям, но и нюансам, связанным с реконструктивно-реставрационной деятельностью. Не случайно. Наш вуз до революции так и назывался — «Институт гражданских инженеров». Затем наша специальность вошла в объединение архитектурных вузов, и, соответственно, изменился профиль обучения. Мы стали готовить специалистов с квалификацией архитектор-реставратор. Тем не менее любовь наша к конструкциям сохранилась, мы стараемся, чтобы наши студенты знали исторические конструкции и были не только рисовальщиками или работали сугубо в реставрационной области, но и свободно владели знаниями конструкций.


— Привлекаются ли студенты и преподавательский состав кафедры к работам на исторических объектах?


— Мы достаточно часто участвуем в разработке историко-культурных и строительных экспертиз. Тематика дипломного проектирования практически вся формируется по потребностям реконструкции исторической застройки. В нашем коллективе три доктора наук, в том числе специалисты по реставрации историко-культурного наследия. У нас работают Маргарита Сергеевна Штиглиц и Татьяна Андреевна Славина, в защите дипломов участвует директор института «Спецпроектреставрация» Владимир Владимирович Фомин и другие ведущие специалисты. Мы участвуем в работе Союза реставраторов, Российского союза реставраторов (бывшего СЕЗАР).


Стоит особо сказать, что мы очень хотели, чтобы нас активно посвящали в ход разработки нормативно-правовой базы и чтобы это было не просто на уровне наших инициатив. Это участие для нас важно именно с преподавательской точки зрения. Мы часто оказываемся в ситуации, когда преподавать приходится несколько устаревший материал или свой собственный взгляд на ту или иную проблему, связанную с нормативной базой. Учебное обеспечение по этой тематике у нас очень слабое. Поэтому участие в градостроительных советах, которые решают проблемы реставрации, нам было бы очень желательно. Нам нужна эта информация, ведь мы готовим специалистов 6 лет, а за это время меняется вся нормативная база для реконструкции и реставрации, которую студенты изучают. Они могли бы узнать об этом раньше, допустим, на два года, если бы мы участвовали в ее разработке.


— Как найти разумный компромисс между реставрацией и реконструкцией, воссозданием и новым строительством в историческом центре?


— Симбиоз архитектур разных эпох — это вполне объективный процесс. В Петербурге всегда нормально «уживались» самые различные стили. А то, что происходит, зависит именно от нормативно-правовой базы, с которой далеко не все в порядке. Большой прорыв — принятие закона об объектах культурного наследия и введения понятия «предмет охраны» вместо «объект охраны». Это создало предпосылки сохранения и преобразования исторической застройки, поскольку теперь можно охранять не весь объект, а какие-то его наиболее существенные свойства, характеристики, параметры, которые и формируют собственно его историко-культурную ценность. Но это все требует методической доработки. Кто определяет предмет охраны? Эксперт. А любой экспертный метод имеет свои положительные и отрицательные стороны. Необходимо, чтобы эксперт решал только узкую часть вопроса, где требуется творческий подход, а все остальное должно быть нормировано. На сегодня нет ни правил застройки, ни правил межевания территорий. Они разрабатываются уже несколько лет в недрах КГА и КГИОП, поэтому здесь опять хочется вернуться к тому, о чем я уже говорил: мы хотим быть в курсе этих разработок, учить студентов по новым правилам. А иначе происходит разрыв теории и практики.


В принципе, сам факт реконструкции для Петербурга — это нормально. В центре города дома реконструировались многократно — по три, по четыре раза. Для этого были соответствующие объективные условия, которые приводили к тому, что все, что реконструируется, принимало вполне цивилизованный вид. Почему мы боимся нового строительства в старом в Петербурге? Новое было всегда. Просто были определенные механизмы, которые регулировали этот процесс. Так, Елисеевский магазин или дом Зингера — новейшие здания своего времени. Но они там «вросли» и стоят, потому что для них найдено нужное место.


Никогда жилое здание не ставилось там, где должно стоять общественное, и наоборот. И когда строится жилой дом там, где должно стоять общественное здание, он разрушает своим обликом окружающую застройку. Результат зависит от местоположения. Многое лежит в сердцевине самого строительства. Петербург 200 лет строился на основе очень консервативной, стабильной строительной системы. И доходный дом начала XX века построен почти из тех же материалов, что и особняк середины XVIII-го. Отсюда у архитекторов были очень ограниченные возможности «испакостить» застройку. Строились достаточно близкие здания и по масштабам, и по пропорциям, и по пластике. Все это создавало ощущение единства. Дай современному архитектору только кирпич, дерево и стекло, и пусть он работает в самом современном стиле, он не сможет сделать так, чтобы выделиться из окружающей среды. А задачей архитектора всегда было выделиться. В принципе, градостроительная культура пропала уже лет 150 назад. Но система строительства не давала возможности это ощутить. Да и деньги имели не последнее значение, и кирпичный доходный дом всегда был самый эффектный и самый дешевый. Все другие системы не выдерживали конкуренции. Хотя еще до революции были известны и облегченные стены, и вентилируемые фасады, но они были дороги, не окупались. Поэтому архитекторы работали в определенном ключе, не имея возможности создавать что-либо из ряда вон выходящее. Сейчас современные конструкции позволяют многое. И, конечно, значительно больше, чем позволялось Барановскому, когда он строил Елисеевский магазин…


Мы все время возвращаемся в разговоре к необходимости совершенствования всей методологии реставрационно-реконструкционных работ. Во всем мире этим занимаются вузы как центры научной мысли. Оптимальным было бы создание научно-методологического центра при кафедре, где могли бы решаться вопросы методологии и нормотворчества. Но инициатива должна все-таки исходить не только от нас, власть тоже должна это понять и выказать заинтересованность.


 

Соло для водосточных труб. Покрытия из металлического профилированного листа. Проблемы с нормированием. В Петербурге чествовали реставраторов. Дополнительные сервисные возможности системы EIB. Информационные технологии в строительстве: состояние и тенденции развития. ООО СП «ЕТС»: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ВАШИХ ПРОБЛЕМ.ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ. Алексей Сафиоллин: «Главное — понимание задач участниками строительного процесса».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved