Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


У семи нянек дитя без глазу


Топливо — это не полезное ископаемое, а ресурс цивилизованной жизни на Земле.


По своей важности оно занимает третье место после воздуха и воды. А значит отношение к нему должно быть иным, чем к другим ценностям. Это кровеносные сосуды общества. Оно дает энергию, обогревает, освещает. До тех пор, пока не освоен другой промышленный способ решения перечисленных задач, органическое топливо должно использоваться, как НЗ, с максимальным его сохранением для потомков.


Использование топлива в разумных количествах минимизирует его влияние на экологию, что также определяет будущее на Земле. За предыдущие годы цивилизации человечество собрало топливные «сливки». С каждым годом оно добывается дальше и глубже. Это будет ускорять рост его стоимости над всеми другими материалами, участвующими в процессе выработки энергии, не зависимо от инфляции. Это давно поняли за рубежом, поэтому покупают энергоносители, сколько бы они сегодня не стоили. А свои порой консервируют.


Практически все энергетические технологии, имеющие превосходящие удельные энергетические показатели, экономически обоснованы. Если бывает наоборот, то, как правило, это за счет неучтенных затрат: на экологию, топливоснабжение, опережающего роста стоимости топлива, неоптимального выбора оборудования и т. д.


Вопреки этому в разных регионах нашей страны происходят, на первый взгляд, необъяснимые вещи.


1. Рядом с незагруженными существующими ТЭЦ строятся новые, с превышающими в несколько раз удельными капвложениями. Инвестору просто не хочется вкладывать деньги в старое производство, а прав сегодня тот, у кого больше денег. 2. Строятся новые блоки для работы в конденсационном режиме под флагом грядущего дефицита электроэнергии. Растет потребление электроэнергии на отопление, что является следствием невыдерживания расчетных графиков температур сетевой воды. В итоге КПД сжигания топлива для получения тепла электроэнергией составляет 25–30% вместо 85% комбинированным способом. Это-то в тот момент, когда идет максимальный расход топлива. 3. Строятся большие и малые котелные под флагом быстрой окупаемости и т. д.


Все это происходит от того, что в нашем государстве, как в пословице «У семи нянек дитя без глазу», производство и развитие энергетики осуществляется под воздействием разных позиций участвующих в этом структур общества, не объединенных государственным интересом.


Первая — это позиция государства. Государству необходимо сохранить топливные ресурсы на более продолжительный период. Поэтому все сравнения вариантов обеспечения регионов теплоэлектроэнергией должны определяться одним показателем, наименьшим расходом топлива на выработку тепла и электроэнергии, требуемых региону в целом, а не отдельно по каждому виду энергии.


Вторая— это позиция региона. Основная задача региона — обеспечить инфраструктурой, жильем, работой проживающих в нем людей. В отношении энергии стоит задача одна, чтобы ее было достаточно. Никакого показателя эфективности получения энергии для региона не существует. Поэтому инвесторы могут строить все и что угодно, лишь бы было относительно дешево и вовремя.


Третья — позиция разработчиков схем энергоснабжения. Заказчиками разработки схем должны быть региональные администрации. Соответственно, техническое задание формируется с уже вышеописанной позиции. Решающим фактором являются уже принятые администрацией региона и территориальными генерирующими компаниями решения по модернизации существующего оборудования и строительства новых источников. К тому же оценку качества выполненной схемы сделать невозможно, так как критерия оценки для конкретного региона не существует. Разработка схем с государственной позиции требует более углубленной проработки и соответствующего финансирования, на что из федерального бюджета в бюджет регионов целевых средств не выделяется. Поэтому, кто платит деньги, тот заказывает музыку.


Четвертая — позиция госэкспертизы проектов. По проекту, поступившему к ним на экспертизу, уже приняты решения на региональном уровне о его необходимости и получены необходимые согласования. В функции экспертизы не входит анализ схемных вопросов размещения источников. Их функция — экспертировать принятые решения внутри проекта.


Пятая — позиция районной энергетической комиссии. Работники региональной комиссии знают, что комбинированный способ лучше, но при утверждении тарифов это не решается. Нет долгосрочной целевой программы перевода выработки энергии комбинированным способом.


Шестая — позиция владельца источника энергии. Существующий источник имеет проектные показатели, региональная комиссия другого не требует, необходимые тарифы будут защищены. Если объявится инвестор, можно провести модернизацию. Если нет, никто не заставит, ведь в тарифы инвестиционная составляющая не закладывается.


Седьмая — это позиция инвестора. Ему не важно, в какой объект вложить деньги, важно, что бы продукция была востребована, проект был согласован госэкспертизой и инвестиции возвращены в приемлемые сроки.


О всех этих позициях потребитель не знает. Реклам о дешевой энергии нет. Все платят одинаково. Известно одно: не будешь платить — отключим. Откуда потребителю знать, что если бы он платил за электроэнергию, полученную от ТЭЦ на его тепловом потреблении, тариф был бы в 1,5 раза меньше. Он также не знает, что на оплаченном им тепловом потреблении вырабатывается электроэнергии в два раза больше, чем ему требуется. Вторая половина дешевой электроэнергии на рынке разбавляет ту, которая получена на ГРЭС с КПД 38%. Потребитель тепла от ТЭЦ знает, что его сосед получает теплоэнергию от котельной, а за электроэнергию платит по тому же тарифу. Поэтому он пока равнодушен к способам выработки энергии и является пассивным заложником перечисленных 2, 3, 4, 5, 6, 7 позиций. Получается, что расход самого важного ресурса у нас не контролируем. Рынок регулирует прибыли, а не расход жизненно важного природного достояния.


Как всегда стоит вопрос «что делать», как все перечисленные интересы увязать с позицией государства. Ответ находится в хорошо забытом старом.


1. До перестройки разработка всех схем энергетического развития регионов велась из средств федерального бюджета с последующей экспертизой Госстроя СССР и утверждением Госпланом СССР. Это необходимо возобновить.


2. Постановлением правительства головным разработчиком методологий и нормативов для тепловых схем был назначен ВНИПИ энергпром в составе Минэнерго, который имел свои филиалы по регионам. Тоже необходимо восстановить.


3. Схему теплоснабжения и электроснабжения надо разрабатывать одновременно и выпускать под общим названием «Схема энергоснабжения региона».


4. Схема должна быть в электронном виде с последующим постоянным сопровождением со стороны разработчика.


5. Заказчиком схем должно быть Минэнерго с делегированием организационных функций администрации региональных образований.


6. Следует запретить строительство новых источников, не отраженных в схеме, без обоснования инвестиций изменения схемных решений.


7. В связи с тем, что определение баланса нагрузок по источникам, возможности поддержания параметров теплоносителя, ресурс оборудования и т. д. входят в обязанность разработчиков схем, а проведение энергоаудита для утверждения удельных расходов топлива и нормативных потерь является составляющей общего энергоаудита, определить ВНИПИэнергопром головной организацией по проведению полного энергоаудита на всех источниках, которые входят в разрабатываемую схему теплоснабжения.


8. Необходимо разработать методику для расчета нормативного коэффициента эффективности энергообеспечения региона в зависимости от климатологических данных, территориального расположения, структуры электропотребления, соотношения потребления электроэнергии и тепла, расположения топливных ресурсов, современных достижений технологии производства электроэнергии на уровни мировых стандартов.


Создание такой системы позволит совместить возможности инвесторов с обязанностью государства перед потомками и ныне живущими в оптимальном развитии энергетики.


 

От столицы до столицы — «со свистом»…. Систему речных перевозок России ждет возрождение. «Невские краски» для невских фасадов. Аренда строительной техники: взгляд из Петербурга. БУРЕЙСКАЯ ГЭС, ПЕРВЫЙ ГИДРОАГРЕГАТ: ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА КАПИТАЛИЗМА. Пожарная сигнализация и управление пожарной автоматикой. «Связь времен»: народная попытка архитектурного диалога.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved