Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Саморегулирование — добровольно-обязательный подход


Весной этого года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс…», который фактически является прообразом отраслевого закона о саморегулировании в строительстве. С принятием этого законопроекта будет регламентирован процесс построения системы саморегулирования в отечественной строительной отрасли. В настоящее время продолжается дискуссия о том, каким быть новому механизму самоуправления отраслевого рынка. О целях и сути перехода на саморегулирование мы беседуем с Сергеем Тимофеевичем ФРОЛОВЫМ, руководителем управления по саморегулированию Союза строительных объединений и организаций, кандидатом технических наук, академиком ВАНКБ.


— Вместе с Олегом Алексеевичем Бритовым, исполнительным директором ССОО, вы являетесь представителем строительного сообщества Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рабочей группе комитета Государственной Думы по подготовке законопроекта о саморегулировании. Расскажите, пожалуйста, о сути происходящего процесса.


— По существу, происходит процесс разделения полномочий между государством и гражданским обществом. Интересы последнего представляют общественные организации — профильные строительные объединения, союзы и ассоциации, на базе которых будут созданы саморегулируемые организации. СРО, в свою очередь, объединятся в Союз саморегулируемых организаций (ССО).


Делегирование государством части функций общественным структурам должно коснуться в первую очередь разделения ответственности между государством и бизнесом. Можно сказать, что сейчас наша экономика проходит этап приватизации способов ведения бизнеса. Мы сейчас устанавливаем правила и стандарты, по которым профессиональным сообществам строителей предстоит работать долгие годы.


— Государство планирует полностью отказаться от регулирования такой большой отрасли, как строительство? Кто же в таком случае будет отвечать за возможные ошибки, несчастные случаи?


— Государству остается контроль за соблюдением требований безопасности: охрана жизни и здоровья, охрана окружающей среды, действия против мошенничества (по меткому выражению китайских специалистов, а у нас это называется действиями против введения в заблуждение потребителя).


Все остальное государство передает бизнесу, строительному сообществу. Оно как бы сказало нам: делайте свои законы, берите на себя имущественную ответственность перед третьими лицами за качество своей продукции. Суть процесса разделения полномочий можно коротко сформулировать таким образом: государству — безопасность, бизнесу — качество.


Имущественная ответственность будет обеспечиваться за счет упорядочения института страхования, в первую очередь страхования строительных рисков, ответственности и создания компенсационных фондов.


При этом компенсационный фонд не может быть меньше принятых законом норм, но как этим фондом управлять и как его расходовать — это должны будут решить саморегулируемые организации. Каждая СРО будет выбирать для себя или формировать под своим контролем управляющую компанию, которой члены СРО доверят управление компенсационным фондом.


— Что произойдет в том случае, если кто-то из членов СРО нарушит свои обязательства перед заказчиком?


— Заказчик свое получит. Средствами компенсационного фонда ответит за ситуацию вся саморегулируемая организация, а потом пойдет процесс выяснения деталей и выявления виновных, наконец, будет решаться вопрос о возможности дальнейшего присутствия этой строительной организации в составе СРО, а следовательно, и на рынке строительства.


— Надо ли понимать, что после перехода отрасли на саморегулирование обманутых дольщиков больше не будет?


— Так должно стать. Отсюда следует необходимость тщательной проверки всех строительных организаций — будущих членов СРО. Поэтому в настоящее время разрабатываются критерии приема строительных организаций в СРО. По нашей версии, это три группы критериев: так называемые организационно-управленческие, технологические и критерии деловой репутации.


По первой группе мы предлагаем рассматривать легитимность организации и оценку ее финансового состояния. Более конкретные требования будет устанавливать сама СРО.


По второй группе необходимыми требованиями станут материально-техническое оснащение компании и наличие у организации системы управления качеством выпускаемой продукции. В лучшем случае — это система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Материальное оснащение компании предполагает наличие у предприятия в любой форме собственности или аренды зданий, сооружений, оборудования, а также интеллектуальной собственности. В эту группу критериев мы предлагаем ввести и требования по профильной подготовленности инженерно-технического персонала, возможность обучения и повышения квалификации персонала.


При оценке критериев деловой репутации будут учитываться стаж работы организации на строительном рынке, портфолио значимых законченных объектов, а также отзывы заказчиков о работе данной организации.


— На чем сосредоточена деятельность управления в настоящее время?


— Разрабатываются стандарты и правила СРО, процедурные вопросы по проверке названных выше критериев и контролю за соблюдением правил и стандартов предпринимательской деятельности, единых для всех членов профильной саморегулируемой организации.


Для этого новыми структурами будут избраны органы управления, а также контролирующие и дисциплинарные комитеты, которые станут осуществлять надзор за соблюдением правил и стандартов и определять степень вины за нарушение этих правил.


Разрешение споров между членами СРО, между членами СРО и потребителями, а также между самими саморегулируемыми структурами, выполняющими взаимозависимые работы, должно рассматриваться в Третейском суде, который будет создан при Союзе СРО — в соответствии с меморандумом, уже подписанным строительными объединениями Санкт-Петербурга и Ленобласти.


Итак, у строителей осталось совсем немного времени для того, чтобы окончательно отформировать систему самоуправления в отрасли.


Борьба между сторонниками различных вариантов создания этой системы практически закончилась. Начинается конструктивная работа. На сегодняшний день структура саморегулирования выглядит как добровольно-обязательная общественная вертикаль.


Для строительных, изыскательских, проектных компаний членство в одной из саморегулируемых организаций — региональных или межрегиональных — станет обязательным. Профильные СРО на основе добровольного решения создадут Союз саморегулируемых организаций. Следующей ступенью может стать создание на добровольной основе общероссийского объединения СРО.


 

БУРЕЙСКАЯ ГЭС, ПЕРВЫЙ ГИДРОАГРЕГАТ: ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА КАПИТАЛИЗМА. Пожарная сигнализация и управление пожарной автоматикой. «Связь времен»: народная попытка архитектурного диалога. СТТ-2008: магия техники. ООО «Флор Сервис Раша»: больше, чем просто полы!. Генподряд: стратегия и тактика («Стройимпера»). Как город будет жить завтра? Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2011 года.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved