Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Большой порт получит границы


Итоги совместного заседания Федерального агентства морского и речного транспорта РФ и Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, а также Морской коллегии при Правительстве РФ, прошедшего в начале июля в Смольном и приуроченного ко Дню работников морского и речного флота, коротко можно охарактеризовать так: процесс идет, меры по увеличению конкурентоспособности российских портов принимаются. Пожалуй, основным итогом совещаний стало определение границ Большого порта Санкт-Петербург, о необходимости чего так долго говорили отраслевики.


Растите порты, большие и малые


Приоритетным направлением развития морского транспорта является увеличение мощностей отечественной портовой инфраструктуры до параметров, удовлетворяющих потребности в перевалке существующих и перспективных грузопотоков. Достаточно сказать, что ФЦП «Развитие транспортной системы России» предусматривает увеличение объема перевалки грузов к 2015 г. до 774 млн. т, т. е. более чем в 1,7 раза по сравнению с прошедшим 2007 г.


Достижение этой цели предполагается за счет повышения качеств портовых услуг, что в свою очередь включает комплекс разноплановых мер, как в части модернизации и развития инфраструктуры, так и нормативно-правового характера.


По словам заместителя руководителя Росморречфлота Игоря Русу, российские портовики немало сделали в последние годы для приближения к уровню международных стандартов. Построены современные перегрузочные комплексы, реконструированы существующие мощности, во многих портах модернизирована и обновлена перегрузочная техника, выполнены работы по дноуглублению у причалов и на подходных каналах.


Железнодорожниками проведена большая работа по расширению припортовых станций и железнодорожных подходов к портам.


Одновременно в морских портах вводятся и объекты производственной инфраструктуры, внедряются новые модели управления с использованием современных информационных технологий, передового мирового опыта и последних научных разработок. Все это, безусловно, способствует повышению интенсивности обработки судов и вагонов, улучшению качества их обслуживания в портах.


Как результат — рост грузооборота российских портов на фоне снижения доли портов сопредельных государств (Балтия и Украина) в переработке внешнеторговых грузов показывает, что они конкурентоспособны по уровню сервиса, предоставляемого судовладельцам и грузовладельцам, считает И. Русу.


В настоящее время в региональной структуре лидирует Северо-Западный бассейн, на который приходится более 45% общего объема перевалки грузов в России, при этом в последние годы установилась положительная динамика роста грузоперевалки в регионе. Так, стивидорные компании российских портов Финского залива за пять месяцев текущего года увеличили объем переработки грузов до 65 млн. т (+4% к показателю за аналогичный период 2007-го). Грузооборот через порты региона составляет свыше 50% оборота всех российских портов. В прошлом году через порты Северо-Запада было переправлено 200 млн. т грузов, объем инвестиций в их развитие составил 61 млрд. руб.


Вопрос конкуренции с прибалтийскими соседями остается актуальным, однако за последние годы наметились положительные тенденции в направлении грузопотоков для России. Если в 2002 г. почти четверть российских экспортных грузов переваливалась через прибалтийские порты, сегодня это не более 18%, что стало возможным благодаря развитию новых портов — в первую очередь речь идет о Приморске и Усть-Луге.


Порт Приморск, являющийся специализированным морским нефтеналивным терминалом, за последние пять лет увеличил свой грузооборот более чем в пять раз. В соответствии с генеральной схемой здесь планируется размещение четырех нефтеналивных комплексов, что позволит обеспечить к 2015 г. перевалку 85 млн. т нефти в год.


Большие надежды возлагаются на Усть-Лугу, особенно с учетом повышенного внимания к этому порту со стороны высоких государственных чиновников. В 2007 г. грузооборот Усть-Луги составил 7,1 млн. т, за 5 месяцев 2008-го — 2,8 млн. т. Согласно утвержденной генеральной схеме развития порта, в обозримой перспективе этот показатель должен вырасти до 120 млн. т в год.


Еще один пример активного развития — порт Высоцк. Напомним, в 2005 г. здесь введена в эксплуатацию вторая очередь распределительно-перегрузочного комплекса (РПК) нефтепродуктов «Лукойл-II», что увеличило мощность комплекса до 10,7 млн. т в год. В настоящее время прорабатываются возможные варианты строительства четвертой очереди с целью дальнейшего увеличения мощности РПК и расширения номенклатуры обрабатываемых нефтепродуктов.


За период с 1999 по 2007 гг. более чем в 2,5 раза выросли объемы переработки грузов в Большом порту Санкт-Петербург. За шесть месяцев 2008-го перевалка рефрижераторных и контейнерных грузов в Большом порту увеличилась на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го. Генеральная схема крупнейшего порта региона предусматривает как развитие портовых перегрузочных мощностей в Санкт-Петербургском морском порту, так и создание новых перегрузочных комплексов в Ломоносове, на базе Литке, в Бронке, на Васильевском острове.


Минтранс увидел границы


Одним из основных вопросов совета и коллегии, вызвавших наибольший интерес присутствующих, стал вопрос установления границ Большого порта Санкт-Петербург — отсутствие таковых является одним из наиболее значимых факторов, тормозящих развитие Большого порта.


Есть смысл напомнить в общих чертах историю этого вопроса.


В 2006 г., после того, как комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территориях и акваториях в Невской губе Финского залива и дельте Невы, получил официальное название «Большой порт Санкт-Петербург», предполагалось, что вопрос с его границами будет решен за несколько месяцев. Однако, по факту, для этого потребовался не один год. В декабре 2007 г. по поручению правительства Санкт-Петербурга комитет по транспортно-транзитной политике совместно с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству подготовил проект постановления Правительства РФ «О границах Большого порта Санкт-Петербург». В основу данного документа легли данные, определенные по поручению Росморречфлота в декабре 2005-го администрацией морского порта Санкт-Петербург с участием комитета по транспортно-транзитной политике. Однако согласование границ акватории и земельных участков значительно затрудняется тем, что постоянно появляются дополнительные предложения или изменения.


В результате заседания комиссии Росморречфлота по перспективному развитию морских портов и совещания у заместителя министра транспорта Александра Мишарина в апреле этого года были сформулированы и согласованы окончательные требования к границам акватории и территории Большого порта Санкт-Петербург.


На июльском совместном заседании совета Росморречфлота и морского совета Санкт-Петербурга было принято решение о внесении в двухмесячный срок в Правительство России соответствующего проекта границ акватории и территории порта. «В этом вопросе надо ставить точку, и до конца года границы порта должны быть утверждены окончательно», — заявил председатель Правительства РФ, председатель Морской коллегии Сергей Иванов.


По итогам заседания, ситуация с границами была уточнена, правительство Санкт-Петербурга и Минтранс РФ согласовали границы «Большого порта Санкт-Петербург», и уже грядущей осенью Правительство РФ может принять постановление, устанавливающее границы Большого морского порта Санкт-Петербурга. «Важно, что определены границы, осталось оформить документ», — заявил министр транспорта И. Левитин, отвечая на вопросы журналистов.


Согласно принятому решению, в состав порта войдут грузовой район Бронка (не вошедший в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)») и участки на острове Котлине. При этом грузовых терминалов не будет в районе Горской, где согласно генплану Петербурга планируется организовать деловую зону. Кроме того, решено в течение года прекратить перевалку на Васильевском острове, где сейчас обрабатывается около 1 млн. т грузов в год.


Постановление правительства РФ, регламентирующее границы порта, должно, по словам И. Левитина, выйти в течение трех месяцев, а за это время властям города предстоит согласовать все спорные вопросы с компаниями, работающими в порту. Со своей стороны, глава Росморречфлота Александр Давыденко отметил, что в третьем квартале этого года агентство должно завершить работы по подготовке к утверждению границ следующих морских портов: Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг.


Время — деньги


Отдельно был затронут вопрос оформления судна в порту. В настоящее время сложилось явное несоответствие между продолжительностью технологических процессов переработки грузов и временем осуществления своих функций органами госконтроля.


Согласно расчетам экспертов Федеральной таможенной службы, один час простоя на границе приносит убытки в размере 0,04% от стоимости товара, а один день задержки товаров снижает объем экспорта страны на 1%.


По оценкам Минтранса, общие потери российской экономики от простоя на границе оцениваются в 15 млрд. руб. в год — при этом потери своих доходов перевозчики компенсируют за счет российских импортеров и экспортеров.


В целях сокращения указанных непроизводительных простоев транспортного флота в портах, а также задержек пропуска груза через морские и речные пункты пропуска, необходимо совершенствовать систему функционирования морских пунктов пропуска, внедрять в отечественных портах и расположенных в них пунктах пропуска через государственную границу РФ новые технологии, заявил И. Русу, уточнив, что в настоящее время такие технологические схемы прорабатываются специалистами Росморречфлота.


Добавим, что агентство предложило внести в ФЦП «Государственная граница РФ» изменения, предполагающие строительство и обустройство пунктов пропуска в портах Санкт-Петербург и Усть-Луга, а также строительство инспекционно-досмотровых комплексов контроля крупногабаритных грузов.


 

Юбилей: цифры и факты. СТЕНОВЫЕ И КРОВЕЛЬНЫЕ ПАНЕЛИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НАДЕЖНУЮ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЮ И ОГНЕСТОЙКОСТЬ. 100-летие со дня рождения С. Л. Князева. «Техноспецсталь Эко»: настало время чистой воды!. Кадры для отрасли. ООО «Тоннельдорстрой»: новые технологии — отличное качество в сжатые сроки. Сочи: два яруса дороги.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved