Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Финансовые рычаги экономического развития


Правительство Ленинградской области и администрации муниципальных районов Ленобласти заключат соглашения о создании промышленных зон — инженерно-подготовленных территорий для размещения объектов капитального строительства регионального значения. Это решение было принято на очередном заседании областного правительства, которое состоялось 24 июля.


Как следует из текста соглашения, площадки для реализации инвестиционных проектов по созданию новых предприятий и производств перейдут под прямой контроль областного правительства. Конечно, перспективе потерять право единолично распоряжаться «лакомыми» участками муниципальные власти не обрадовались! Однако губернатор Ленобласти Валерий Сердюков пообещал, что муниципалитеты, отказавшиеся заключить такие соглашения с исполнительным органом власти региона, будут лишены дотаций из областного бюджета. С учетом того, что многие муниципальные образования Ленобласти остаются дотационными, это довольно жесткая мера.


Что же побудило губернатора обратиться к «финансовым рычагам»? Как не парадоксально, именно нежелание муниципальных администраций работать над созданием новых промышленных зон! Даже несмотря на то, что они могли бы внести весомый вклад в развитие муниципальных образований и наполнение местных бюджетов.


Данный вопрос подробнейшим образом проанализировал в своем выступлении на заседании правительства вице-губернатор Ленинградской области, председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Григорий Двас. По его словам, прогноз дальнейшего инвестиционного развития для региона более чем благоприятен.


Ожидается, что за период до 2015 г. на территории Ленинградской области будут реализованы инвестиционные проекты на сумму 2,2 трлн. руб. При этом только на крупных и средних предприятиях будет создано более 66 тыс. рабочих мест.


Однако эти грандиозные перспективы могут так и остаться «на бумаге», если в области не будут созданы новые инженерно подготовленные площадки: с резервами мощностей на подключение к источникам электрической и тепловой энергии, сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, транспортной инфраструктурой.


И сегодня проблема заключается в том, что область почти исчерпала резервы таких территорий.


Есть и еще одна проблема, трудно решаемая без участия органов местного само- управления. Она связана с неравномерностью инвестиционной активности, объемов привлеченных средств и, соответственно, количества создаваемых предприятий по отдельным муниципалитетам. По итогам пяти месяцев текущего года разница в объеме привлеченных инвестиций между наиболее эффективными и наименее эффективными районами составила 45-кратную величину.


В Ленинградской области активно реализуются инвестиционные проекты по созданию новых предприятий, под размещение которых ежегодно требуются участки общей площадью порядка 400–450 га. Только за первое полугодие 2008 г. было введено 8 крупных объектов, занявших территорию около 222 га. До конца года на площади 147 га должно быть введено еще 15 предприятий.


«При этом, — подчеркнул Григорий Двас, — нет оснований предполагать, что в будущем активность инвесторов снизится. Достаточно просмотреть на динамику обращений потенциальных инвесторов, заинтересованных в создании на территории области новых предприятий». Если в 2005 г. в органы исполнительной власти региона инвесторы направили 130 заявок, то в 2006 г. — 142, в 2007 г. — 221, за 5 месяцев 2008 г. — 89 заявок.


Как отметил Григорий Двас, каждому инвестору предлагается несколько вариантов размещения предприятия. К сожалению, в 2006 г. только 61% всех заинтересованных инвесторов смогли выбрать себе подходящую площадку, в 2007 г. — лишь 40%.


В этом году ситуация повторяется, 42% из тех предприятий, которые обратились к нам и которым мы предложили варианты размещения, смогли выбрать хоть какую-нибудь площадку. Проблема, как отмечалось выше, в нехватке территорий с инженерной и транспортной инфраструктурой.


Григорий Двас напомнил, что в 2005 г. областным правительством была создана рабочая группа, которая по согласованию с муниципалитетами определила до полутора сотен участков, пригодных для создания промышленных зон, и выделила из них 19 наиболее перспективных площадок.


Предполагалось, что по данным территориям правительством области будет принято постановление об установлении особого порядка их использования — для нужд капитального строительства новых промышленных объектов. Очередные изменения в федеральной законодательной базе воспрепятствовали этому. Сегодня такое решение могут принять органы местного самоуправления, но они пока не спешат… В результате по всем площадкам, представляющим наибольший интерес для инвесторов (а это территории, примыкающие к трассе «Москва – Петербург – Хельсинки», Мурманское, Киевское и Таллиннское шоссе, Кольцевая автодорога), не подготовлено ни одного гектара.


Большинство глав муниципальных образований, по словам Григория Дваса, предпочитают распродавать земельные участки, не особо заботясь о том, какова их дальнейшая судьба: будет ли на них что-нибудь строиться, и что именно, или же покупатель просто вложил средства в землю, застраховав их тем самым от инфляции. Равно как и о том, сохраняется ли при этом инвестиционный потенциал территорий, возможность размещения новых предприятий, жилищного строительства… По сути, вместо того, чтобы формировать экономическую базу на перспективу, муниципалитеты предпочитают зарабатывать «быстрые деньги», аккумулируемые в различные фонды. Конечно, когда речь идет о привлечении крупного инвестора, планирующего построить предприятие, заняв площади порядка 50–100 га, у областных властей есть возможность и без участия муниципалов обосновать вложение средств в создание необходимой инфраструктуры. Однако для создания сравнительно небольших предприятий, занимающих площадь 5 – 7 – 10 га, необходимы промышленные зоны. Чтобы решить эту проблему и от деклараций перейти к делу, Григорий Двас предложил муниципальным образованиям заключить соглашения с правительством Ленинградской области по созданию промышленных зон и их инфраструктуры. Данный документ предусматривает четкое исполнение обязательств обеими сторонами.


Соглашение предусматривает, что территория создаваемой промышленной зоны будет территорией для размещения объектов капитального строительства регионального значения. В отношении этих промышленных зон сохранится режим наибольшего благоприятствования, предусмотренный областным законодательством о государственной поддержке инвестиционной деятельности.


Затраты по схеме планировки промышленной зоны, включая получение технических условий на подключение объектов промышленной зоны к объектам внешней инженерно-транспортной инфраструктуры, будут осуществляться областным правительством. Строительство объектов инфраструктуры, финансируемое из средств платы за подключение и инвестиционной составляющей тарифов, предполагается включать в адресные программы субъектов естественных монополий.


Муниципалы встретили проект соглашения весьма настороженно и даже упрекнули председателя Комитета экономического развития в том, что он оказывает на них давление. «Когда я узнаю, какие компании не смогли подобрать себе площадку в Ленинградской области, у меня просто слезы на глазах…», — несколько эмоционально, но искренне ответил Григорий Двас.


Губернатор Валерий Сердюков полностью поддержал предложения Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности. В итоге, руководители органов местного самоуправления получили месяц «на размышление». К сентябрю, когда начнутся согласования и корректировки бюджета Ленобласти на 2009 г., соглашения должны быть подписаны. Губернатор пригрозил руководителям муниципальных образований, что в случае отказа участвовать в инвестиционном развитии Ленинградской области по отношению к ним будут задействованы финансовые рычаги. (Напомним, что по закону 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные органы власти не подчиняются властям региона напрямую.)


При этом жители узн ют: заинтересованы руководители их муниципалитетов в социально-экономическом развитии территории или нет. «Можно не сомневаться, что население сделает соответствующие выводы и едва ли поддержит ныне действующих руководителей на выборах в органы местного самоуправления в декабре 2009 г.», — подчеркнул глава региона.


Впрочем, будем надеяться, что до таких мер дело не дойдет, и главы муниципалитетов примут участие в создании новых промышленных зон, столь необходимых для дальнейшего экономического развития Ленинградской области.


 

«Анкер»: специалист по специальным работам. Андрей Синицын: «По бестраншейным технологиям мы могли бы выйти в лидеры». «Холдинг УИМП»: развитие на базе современного производства. Петербург и Финляндия: страницы истории. Рекультивация: возродить земли для потомков. РПИО «Энергоснаб» о развитии малой энергетики в Черноземье и модуль. Изоляционные пленки — защита дома и бюджета.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved