Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Ликвидация разливов нефти на юге России — острая проблема


Накануне заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Южного федерального округа в Анапе прошел Южный нефтегазовый форум, на котором был рассмотрен ряд весьма актуальных вопросов, связанных с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов на территории субъектов Южного федерального округа РФ. О ходе реализации этих мероприятий рассказывает начальник управления предупреждения чрезвычайных ситуаций Южного регионального центра В. Г. Синьков.


В 1990-х гг. юг России превратился в один из крупнейших центров добычи и поставки нефти, обеспечив тем самым мощный приток инвестиций и рост экспортных поступлений, что, в свою очередь, обусловило стремительное экономическое развитие Южного региона.


Однако, с ростом объемов добычи и транспортировки увеличивается и риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов. Ожидается, что к 2010 г. объемы нефтедобычи в Казахстане увеличатся более чем в два раза, в Азербайджане — в пять раз, в России — на 50%. Существенный рост добычи нефти на шельфах Каспийского моря, а также объемов перевалки и транспортировки нефтепродуктов по территории Южного федерального округа и сопредельных государств влечет за собой повышение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличение тяжести их последствий. Эта тенденция представляет возрастающую угрозу жизнедеятельности, национальной безопасности и устойчивому социально-экономическому развитию Южного федерального округа.


Необходимо также отметить высокую террористическую уязвимость опасных производственных объектов, имеющих в обороте нефть и нефтепродукты, особенно магистральных трубопроводов юга России.


Основные факторы, определяющие государственную политику в области защищенности опасных объектов (ОО) и населения от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений на юге России: Большое количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами.


Нарастающее количество ОО с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами.


Физическое старение систем, комплексов и средств физической и противопожарной защиты и охраны ОО.


Наличие на территории страны большого числа особо важных для национальной безопасности объектов, многие из которых являются потенциально опасными. Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала, нарушение правил и порядка обеспечения физической защиты опасных объектов.


Недостаточная эффективность государственного управления и регулирования в области обеспечения безопасности населения и территорий в условиях нарастания угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений.


Активизация террористических проявлений в отношении опасных объектов и населения. Недостаточность финансовых средств, выделяемых на решение проблем в области защищенности ОО и населения от угроз природного и техногенного характера и террористических проявлений.


Опасные объекты — это объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации(ГОСТ Р.22.0.02-94).


Руководящие документы


Порядок организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС на территории Южного федерального округа РФ определен в соответствии с руководящими документами: — От 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». — От 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». — От 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». — От 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». — От 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».


Постановлениями Правительства РФ: — От 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». — От 15 апреля 2002 г. №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ». — От 14 августа 2002 г. № 595 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов». — От 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных сиуаций». — От 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты населения от черезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». — От 26 октября № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».


Документами МЧС России: — Приказом от 28 февраля 2003 г. №105 «Об утверждении требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения». — Приказом от 28 декабря 2004 г. №621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ»


Документами Ростехнадзора: — Постановлением от 3 июня 1999 г. № 39 «Об утверждении положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра». — Приказом от 19 июня 2003 г. № 138 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению индификации опасных производственных объектов». — Приказом от 4 октября 2004 г. № 112 «Об организации регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору».


Документом МПР России: — Приказом от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».


Анализ мониторинга ЧС: В границах Южного федерального округа осуществляет свою деятельность 4819 объектов, имеющих в обороте нефть и нефтепродукты. Ниже представлена классификация объектов по их значениям.


4159 объектов классифицируются как объекты, на которых возможно возникновение ЧС локального уровня; 338 объектов классифицируются как объекты с муниципальным уровнем ЧС; аварии на 134 объектах могут стать источником ЧС территориального уровня; 135 объектов классифицированы как объекты с региональным уровнем; на 53 объектах аварии могут стать источником ЧС федерального уровня.


Анализ мониторинга чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями в Южном федеральном округе, возникших в результате разлива нефти и нефтепродуктов показал, что в период: — с 2000 по 2002 гг. наблюдался рост числа аварий техногенного характера, приводящих к ущербу окружающей природной среде; — с 2002 по 2004 гг. наблюдалась неустойчивая стабилизация количества чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов; с 2004 года по настоящий период наблюдается спад количества чрезвычайных ситуаций, связанных с утечками и разливами нефти и нефтепродуктов. В то же время, несмотря на постоянно совершенствующуюся систему мер по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, масштабность чрезвычайных ситуаций постоянно растет.


На сегодняшний день оперативное информирование о фактах ЧС со стороны опасных производственных объектов, а так- же со стороны муниципальных образований организовано слабо. По информации, представляемой официально, организациями и ведомствами зарегистрировано одно количество происшествий, связанных с авариями на объектах отрасли, а по линии представления в МЧС России сведения поступают на порядок ниже реальных. Информация же о ЧС с других опасных производственных объектов, таких как нефтебазы, нефтеперерабатывающие заводы, терминалы, суда бункеровщики, а также с объектов, осуществляющих разведку месторождений нефти, фактически скрывается.


С 2000 г. на юге России региональным центром зарегистрировано 87 чрезвычайных ситуаций, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов.


Первая половина 2008 г. также определила неутешительную статистику чрезвычайных ситуаций, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов. За 4 месяца 2008 г. на территории субъектов Южного федерального округа произошли 2 чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов, и 2 происшествия, обусловленные незаконными врезками в магистральный нефтепровод.


Республика Дагестан: 3 февраля 2008 г. — порыв магистрального нефтепровода «Грозный — Баку» (пролив свыше 100 тонн нефти, из них 5 тонн — попало в реку Рубас; 27 марта 2008 г. — пожар резервуара (10 000 т) на нефтебазе ОАО «Дагнефтепродукт» (возгорание сырой нефти объемом 6000 куб. м).


Ростовская область: 26 марта 2008 г. — незаконная врезка в магистральный нефтепровод «Лисичанск — Тихорецк».


Краснодарский край: 24 марта 2008 г. — незаконная врезка в магистральный нефтепровод «Тихорецк — Новороссийск» (разлив нефтепродуктов на площади 150 кв. м).


Самая крупная за последние годы ЧС произошла 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе (см. НГП № 1(37), 2007 г. «Систему ликвидации разливов нефти пора финансировать»). В результате разлома нефтеналивного танкера «Волгонефть-139» произошел разлив более 1500 т мазута из 2-х танков танкера. Данная ЧС выявила серьезные недостатки в системе ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.


Серьезные недостатки в системе ликвидации: — в приморской зоне отсутствуют организации, имеющие лицензию на перевозку и хранение опасных грузов (загрязненного нефтепродуктами грунта, водорослей и т.п.) и их дальнейшую утилизацию и переработку; — на территории Краснодарского края отсутствуют места, предназначенные для хранения больших объемов загрязненных материалов; — отсутствует алгоритм выполнения мероприятий по сохранению фауны и флоры при ликвидации ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов; — при наличии большого количества действующих и строящихся портов с нефтяными терминалами и нефтепродуктопроводов в крае нет аварийно-спасательного подразделения, способного решить задачи по ликвидации ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов большого объема; — действующие АСФ(Н) не владеют методиками подъема нефтепродуктов, осевших на морском дне; — нет методики оценки загрязнения морского дна с использованием современных технологий, таких как дистанционное зондирование из космоса.


Несмотря на то, что с момента керченской катастрофы прошло уже несколько месяцев, до сих пор не начата переработка нефтесодержащих грунтов.


Мониторинг прибрежных вод на наличие загрязнения нефтепродуктами организован силами ГУ «Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Отбор проб в прибрежной полосе Азовского и Черного морей, Керченского пролива, Таманского залива ведется два раза в месяц.


В соответствии с краевой «Программой по ведению дополнительных наблюдений за качеством воды в Керченском проливе, Азовском и Черном морях в зоне чрезвычайной ситуации», на 2008 г. определена периодичность отбора проб, а также сеть наблюдательных постов и режимных наблюдений с учетом источника загрязнения.


По состоянию на май 2008 г. в большей части проб воды, отобранных на побережье Азовского и Черного морей, Керченского пролива, Таманского залива, загрязнения нефтепродуктами практически не отмечается. Превышение порядка 1,2–1,6 ПДК наблюдается в зонах, где часть осевшего на дно мазута занесена наносами и сохранилась в донных отложениях прибойной зоны, а также в зонах, прилегающих к труднодоступным участкам побережья (пос. Ильич, ст. Тамань, коса Тузла). В районе затопленной носовой части танкера «Волгонефть-139» загрязненность составляет 1,6 ПДК.


Несмотря на то, что в большинстве своем к основным причинам ЧС на территории субъектов Южного федерального округа РФ можно отнести незаконные врезки в магистральные нефтепроводы, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, сравнимых с керченской катастрофой, на юге России довольно высока.


Опыт ликвидации разливов нефтепродуктов в Керченском проливе показал, что сил и средств группировки АСФ(Н), созданной на сегодняшний день на юге России, не достаточно для проведения таких масштабных операций по ликвидации ЧС.


Две самые крупные ЧС в 2008 г. произошли на территории Республики Дагестан.


Одна из них — пожар на нефтебазе ОАО «Дагнефтепродукт» — показала неготовность объектового звена РСЧС к ликвидации ЧС, связанной с возгоранием резервуара с нефтью. В результате пожара, происшедшего 27 марта 2008 г. на резервуаре сырьевого парка товарного цеха, от полученных тяжелых ожогов скончалась молодая женщина-оператор ОАО «Дагнефтепродукт»; полностью выведен из строя резервуар, который восстановлению не подлежит; огнем уничтожена большая часть нефтепродукта (сырая нефть), хранившаяся в резервуаре, тем самым ОАО «Дагнефтепродукт» нанесен крупный материальный ущерб.


(окончание в следующем номере)


 

Планирование эксперимента как основа повышения надежности и достоверности определений физико-механических свойств грунтов. 10 лет успеха: новые высоты системы «Стройэксперт». Каменноостровский театр прирастет подземельем. Saint-Gobain Isover готовит наступление на Северо-Запад. В. Матвиенко: «Дом Чичерина — это будет очень красиво». СИСТЕМЫ АЛЮМИНИЕВЫХ ПРОФИЛЕЙ ALTECO — ГОРДОСТЬ ЮБИЛЯРА. Порт «Усть-Луга» — проект европейского масштаба.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved