|
|
|
|
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru
Главная Публикации
Ликвидация разливов нефти на юге России — острая проблема Накануне заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Южного федерального округа в Анапе прошел Южный нефтегазовый форум, на котором был рассмотрен ряд весьма актуальных вопросов, связанных с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов на территории субъектов Южного федерального округа РФ. О ходе реализации этих мероприятий рассказывает начальник управления предупреждения чрезвычайных ситуаций Южного регионального центра В. Г. Синьков.
В 1990-х гг. юг России превратился в один из крупнейших центров добычи и поставки нефти, обеспечив тем самым мощный приток инвестиций и рост экспортных поступлений, что, в свою очередь, обусловило стремительное экономическое развитие Южного региона.
Однако, с ростом объемов добычи и транспортировки увеличивается и риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов. Ожидается, что к 2010 г. объемы нефтедобычи в Казахстане увеличатся более чем в два раза, в Азербайджане — в пять раз, в России — на 50%. Существенный рост добычи нефти на шельфах Каспийского моря, а также объемов перевалки и транспортировки нефтепродуктов по территории Южного федерального округа и сопредельных государств влечет за собой повышение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличение тяжести их последствий. Эта тенденция представляет возрастающую угрозу жизнедеятельности, национальной безопасности и устойчивому социально-экономическому развитию Южного федерального округа.
Необходимо также отметить высокую террористическую уязвимость опасных производственных объектов, имеющих в обороте нефть и нефтепродукты, особенно магистральных трубопроводов юга России.
Основные факторы, определяющие государственную политику в области защищенности опасных объектов (ОО) и населения от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений на юге России: Большое количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами.
Нарастающее количество ОО с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами.
Физическое старение систем, комплексов и средств физической и противопожарной защиты и охраны ОО.
Наличие на территории страны большого числа особо важных для национальной безопасности объектов, многие из которых являются потенциально опасными. Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала, нарушение правил и порядка обеспечения физической защиты опасных объектов.
Недостаточная эффективность государственного управления и регулирования в области обеспечения безопасности населения и территорий в условиях нарастания угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений.
Активизация террористических проявлений в отношении опасных объектов и населения. Недостаточность финансовых средств, выделяемых на решение проблем в области защищенности ОО и населения от угроз природного и техногенного характера и террористических проявлений.
Опасные объекты — это объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации(ГОСТ Р.22.0.02-94).
Руководящие документы
Порядок организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС на территории Южного федерального округа РФ определен в соответствии с руководящими документами: — От 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». — От 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». — От 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». — От 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». — От 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Постановлениями Правительства РФ: — От 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». — От 15 апреля 2002 г. №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ». — От 14 августа 2002 г. № 595 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов». — От 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных сиуаций». — От 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты населения от черезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». — От 26 октября № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Документами МЧС России: — Приказом от 28 февраля 2003 г. №105 «Об утверждении требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения». — Приказом от 28 декабря 2004 г. №621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ»
Документами Ростехнадзора: — Постановлением от 3 июня 1999 г. № 39 «Об утверждении положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра». — Приказом от 19 июня 2003 г. № 138 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению индификации опасных производственных объектов». — Приказом от 4 октября 2004 г. № 112 «Об организации регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Документом МПР России: — Приказом от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».
Анализ мониторинга ЧС: В границах Южного федерального округа осуществляет свою деятельность 4819 объектов, имеющих в обороте нефть и нефтепродукты. Ниже представлена классификация объектов по их значениям.
4159 объектов классифицируются как объекты, на которых возможно возникновение ЧС локального уровня; 338 объектов классифицируются как объекты с муниципальным уровнем ЧС; аварии на 134 объектах могут стать источником ЧС территориального уровня; 135 объектов классифицированы как объекты с региональным уровнем; на 53 объектах аварии могут стать источником ЧС федерального уровня.
Анализ мониторинга чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями в Южном федеральном округе, возникших в результате разлива нефти и нефтепродуктов показал, что в период: — с 2000 по 2002 гг. наблюдался рост числа аварий техногенного характера, приводящих к ущербу окружающей природной среде; — с 2002 по 2004 гг. наблюдалась неустойчивая стабилизация количества чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов; с 2004 года по настоящий период наблюдается спад количества чрезвычайных ситуаций, связанных с утечками и разливами нефти и нефтепродуктов. В то же время, несмотря на постоянно совершенствующуюся систему мер по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, масштабность чрезвычайных ситуаций постоянно растет.
На сегодняшний день оперативное информирование о фактах ЧС со стороны опасных производственных объектов, а так- же со стороны муниципальных образований организовано слабо. По информации, представляемой официально, организациями и ведомствами зарегистрировано одно количество происшествий, связанных с авариями на объектах отрасли, а по линии представления в МЧС России сведения поступают на порядок ниже реальных. Информация же о ЧС с других опасных производственных объектов, таких как нефтебазы, нефтеперерабатывающие заводы, терминалы, суда бункеровщики, а также с объектов, осуществляющих разведку месторождений нефти, фактически скрывается.
С 2000 г. на юге России региональным центром зарегистрировано 87 чрезвычайных ситуаций, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов.
Первая половина 2008 г. также определила неутешительную статистику чрезвычайных ситуаций, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов. За 4 месяца 2008 г. на территории субъектов Южного федерального округа произошли 2 чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов, и 2 происшествия, обусловленные незаконными врезками в магистральный нефтепровод.
Республика Дагестан: 3 февраля 2008 г. — порыв магистрального нефтепровода «Грозный — Баку» (пролив свыше 100 тонн нефти, из них 5 тонн — попало в реку Рубас; 27 марта 2008 г. — пожар резервуара (10 000 т) на нефтебазе ОАО «Дагнефтепродукт» (возгорание сырой нефти объемом 6000 куб. м).
Ростовская область: 26 марта 2008 г. — незаконная врезка в магистральный нефтепровод «Лисичанск — Тихорецк».
Краснодарский край: 24 марта 2008 г. — незаконная врезка в магистральный нефтепровод «Тихорецк — Новороссийск» (разлив нефтепродуктов на площади 150 кв. м).
Самая крупная за последние годы ЧС произошла 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе (см. НГП № 1(37), 2007 г. «Систему ликвидации разливов нефти пора финансировать»). В результате разлома нефтеналивного танкера «Волгонефть-139» произошел разлив более 1500 т мазута из 2-х танков танкера. Данная ЧС выявила серьезные недостатки в системе ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.
Серьезные недостатки в системе ликвидации: — в приморской зоне отсутствуют организации, имеющие лицензию на перевозку и хранение опасных грузов (загрязненного нефтепродуктами грунта, водорослей и т.п.) и их дальнейшую утилизацию и переработку; — на территории Краснодарского края отсутствуют места, предназначенные для хранения больших объемов загрязненных материалов; — отсутствует алгоритм выполнения мероприятий по сохранению фауны и флоры при ликвидации ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов; — при наличии большого количества действующих и строящихся портов с нефтяными терминалами и нефтепродуктопроводов в крае нет аварийно-спасательного подразделения, способного решить задачи по ликвидации ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов большого объема; — действующие АСФ(Н) не владеют методиками подъема нефтепродуктов, осевших на морском дне; — нет методики оценки загрязнения морского дна с использованием современных технологий, таких как дистанционное зондирование из космоса.
Несмотря на то, что с момента керченской катастрофы прошло уже несколько месяцев, до сих пор не начата переработка нефтесодержащих грунтов.
Мониторинг прибрежных вод на наличие загрязнения нефтепродуктами организован силами ГУ «Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Отбор проб в прибрежной полосе Азовского и Черного морей, Керченского пролива, Таманского залива ведется два раза в месяц.
В соответствии с краевой «Программой по ведению дополнительных наблюдений за качеством воды в Керченском проливе, Азовском и Черном морях в зоне чрезвычайной ситуации», на 2008 г. определена периодичность отбора проб, а также сеть наблюдательных постов и режимных наблюдений с учетом источника загрязнения.
По состоянию на май 2008 г. в большей части проб воды, отобранных на побережье Азовского и Черного морей, Керченского пролива, Таманского залива, загрязнения нефтепродуктами практически не отмечается. Превышение порядка 1,2–1,6 ПДК наблюдается в зонах, где часть осевшего на дно мазута занесена наносами и сохранилась в донных отложениях прибойной зоны, а также в зонах, прилегающих к труднодоступным участкам побережья (пос. Ильич, ст. Тамань, коса Тузла). В районе затопленной носовой части танкера «Волгонефть-139» загрязненность составляет 1,6 ПДК.
Несмотря на то, что в большинстве своем к основным причинам ЧС на территории субъектов Южного федерального округа РФ можно отнести незаконные врезки в магистральные нефтепроводы, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, сравнимых с керченской катастрофой, на юге России довольно высока.
Опыт ликвидации разливов нефтепродуктов в Керченском проливе показал, что сил и средств группировки АСФ(Н), созданной на сегодняшний день на юге России, не достаточно для проведения таких масштабных операций по ликвидации ЧС.
Две самые крупные ЧС в 2008 г. произошли на территории Республики Дагестан.
Одна из них — пожар на нефтебазе ОАО «Дагнефтепродукт» — показала неготовность объектового звена РСЧС к ликвидации ЧС, связанной с возгоранием резервуара с нефтью. В результате пожара, происшедшего 27 марта 2008 г. на резервуаре сырьевого парка товарного цеха, от полученных тяжелых ожогов скончалась молодая женщина-оператор ОАО «Дагнефтепродукт»; полностью выведен из строя резервуар, который восстановлению не подлежит; огнем уничтожена большая часть нефтепродукта (сырая нефть), хранившаяся в резервуаре, тем самым ОАО «Дагнефтепродукт» нанесен крупный материальный ущерб.
(окончание в следующем номере)
Планирование эксперимента как основа повышения надежности и достоверности определений физико-механических свойств грунтов. 10 лет успеха: новые высоты системы «Стройэксперт». Каменноостровский театр прирастет подземельем. Saint-Gobain Isover готовит наступление на Северо-Запад. В. Матвиенко: «Дом Чичерина — это будет очень красиво». СИСТЕМЫ АЛЮМИНИЕВЫХ ПРОФИЛЕЙ ALTECO — ГОРДОСТЬ ЮБИЛЯРА. Порт «Усть-Луга» — проект европейского масштаба.
Главная Публикации
|
|