|
|
|
|
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru
Главная Публикации
Экологию узаконили Одна из главных причин принятия экологического законопроекта — вступление в силу в январе 2002 г. нового федерального закона «Об охране окружающей среды», наделяющего субъекты Российской Федерации гораздо более широкими полномочиями в сфере экологии. Основная цель нового городского экологического законопроекта, подготовленного с учетом федерального закона, — повысить качество жизни петербуржцев, перейти от ликвидации последствий загрязнений к их предупреждению.
Основные направления природоохранной политики разработаны с учетом предложений отраслевых и территориальных органов городской администрации, депутатов Законодательного собрания, надзорных органов, научных и общественных организаций.
Строится главный коллектор и очистные сооружения
В последние годы исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, организациями, предприятиями и общественными объединениями проведена значительная организационная и практическая работа, направленная на решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, способствующая улучшению экологической ситуации в городе.
Введен в эксплуатацию первый в России завод по сжиганию осадков сточных вод на Центральной станции аэрации мощностью 250 т смешанного осадка в сутки, благодаря чему практически прекращен вывоз осадков сточных вод на Южный полигон. Активно ведутся работы по созданию предприятия по переработке промышленных токсичных отходов в пос. Красный Бор, строительству главного коллектора северной части города, строительству Юго-Западных очистных сооружений и подводящего к ним коллектора. Продолжаются работы по очистке рек и каналов в центре Санкт-Петербурга, укреплена материально-техническая база служб, обеспечивающих обслуживание водоемов и ликвидацию аварийных разливов нефтепродуктов на акваториях города. Реализуются природоохранные программы: «Чистый город», «Радиация», «Демеркуризация», «Диоксины», «Радон» и другие. Созданы сеть автоматизированного контроля радиационной обстановки Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. (АСКРО) и автоматизированная система контроля и управления качеством атмосферного воздуха; организована система сбора и утилизации отработанных люминесцентных ламп с объектов социальной сферы. С 2000 г. в городе действует информационный центр по работе с населением и общественными организациями. В 2001 г. создана дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга. Ведется большая работа по экологическому образованию и просвещению.
Однако анализ состояния окружающей среды показывает, что улучшения экологической обстановки в городе пока не произошло: слабо развита индустрия переработки бытовых и промышленных отходов, нерационально используются городские территории, сокращается общее количество зеленых насаждений и увеличивается доля деградированных деревьев и кустарников. Несмотря на сокращение объемов промышленного производства и резкого падения массы выбросов от промышленных предприятий не наблюдается улучшения качества атмосферного воздуха, что обусловлено плохим техническим состоянием транспортных средств и тем, что увеличение автомобильного парка города не сопровождается адекватным дорожно-транспортным строительством и мерами по организации движения. Отсутствует полноценная законодательная база по обеспечению экологизации хозяйственной деятельности, не создан эффективный экономический механизм стимулирования ресурсосбережения, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов производства.
Вместо законов — нормативно-правовые акты
Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам совместного ведения, к которым относится охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.
Законы Санкт-Петербурга в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности отсутствуют. Правовое регулирование на территории города осуществляется на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В период 1991—2001 гг. администрацией Санкт-Петербурга было принято 107 нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, из них 82 акта в последние шесть лет.
В связи с отсутствием необходимой законодательной базы представляется приоритетным законотворческое направление в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Актуальными направлениями в области развития экологического права также являются:
l создание договорно-правовой базы для осуществления эффективного взаимодействия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности между органами государственной власти Санкт-Петербурга, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в первую очередь — Ленинградской обл.;
l анализ и обновление морально устаревшей нормативно-методической базы с целью адекватного возмещения затрат на ликвидацию последствий техногенных и антропогенных воздействий с разработкой и внедрением системы превентивных мер по предупреждению экологических правонарушений путем ужесточения экономической ответственности правонарушителей. В перспективе необходима оптимизация нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности с учетом норм международного права и региональной специфики Санкт-Петербурга.
Новые законодательства
В ближайшие годы представляется необходимым разработать и представить в Законодательное собрание Санкт-Петербурга следующие проекты законов Санкт-Петербурга:
l «Соглашение о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Санкт-Петербурга»;
l «Об особенностях охраны атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге с использованием технологических нормативов»;
l «О внесении изменений и дополнений в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах»;
l «О введении санкций за невыполнение природоохранных мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности автотранспортного комплекса»;
l «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям»;
l «О защите зеленых насаждений»;
l «Об особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга»;
l «Об участии общественности в принятии решений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности»;
l «Об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений на территории Санкт-Петербурга».
подчинение Градостроительной политики экологической безопасности
Удачное географическое положение, благоприятный инвестиционный климат привели к бурному росту строительной индустрии Санкт-Петербурга.
Очевидно, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация и ликвидация зданий, строений и сооружений оказывают прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Поэтому основной целью исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области градостроительства является разработка Комплексной схемы мероприятий по охране окружающей среды Санкт-Петербурга.
Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в 2002—2004 гг. будут выдерживаться приоритеты в осуществлении таких наиболее важных для города проектов и программ федерального значения, как «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга», «Строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга», «Строительство моста через реку Неву», «Строительство защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений», «Строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Стачек с железнодорожными путями станции Автово» и др.
Развернулись работы по строительству в грузовом районе порта специализированного комплекса по переработке минеральных удобрений мощностью 5 млн. т в год. Нефтяной терминал может увеличить объем перегрузки нефти до 15 млн. т в год.
В настоящее время развитие Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской обл. на период до 2005 г., одобренного постановлением Совета Министров СССР от 05.12.1987 № 1387. Во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга до 31.12.2003 должен быть разработан новый Генеральный план развития Санкт-Петербурга.
Ключевой задачей Генерального плана должна быть его увязка с ориентирами экологической безопасности Санкт-Петербурга — это является важнейшим условием устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Градостроительная политика должна быть «подчинена» приоритетным принципам обеспечения экологической безопасности.
Комфортность условий проживания горожан в таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, в большой степени зависит от уровня антропогенной нагрузки на окружающую среду, особенно на озелененные территории. В связи с этим актуально освоение новых окраинных районов, разуплотнение городской застройки в центре города с уменьшением нагрузки на озелененные территории. Сохранение эколого-градостроительного равновесия становится ключевой проблемой, что возможно только при активной «экологизации» градо-строительной политики.
Совершенствование эколого-градо-строительной деятельности требует упорядочения процесса государственной экологической экспертизы, в том числе корректировки нормативно-правовой базы для формирования заключений природоохранных органов, а также защиты экологических прав граждан при принятии и реализации градостроительных решений на территории города.
Первоочередными мерами для обеспечения экологической безопасности градостроительным методами является:
l разработка Комплексной схемы охраны окружающей среды Санкт-Петербурга;
l перебазирование, реформирование, ликвидация экологически опасных предприятий и организаций, расположенных в городе, и реабилитация освобождаемых территорий, в том числе путем озеленения;
l завершение строительства Кольцевой автомобильной дороги;
l строительство западного скоростного диаметра;
l завершение строительства комплекса защитных сооружений;
l строительство многоэтажных наземных и подземных гаражей-стоянок для освобождения от автотранспорта дворовых пространств;
l разработка режима хозяйственной и другой деятельности в водоохранных зонах, закрепление границ водоохранных зон на местности;
l создание снежных свалок, обеспеченных современными методами очистки;
l экологизация жилищно-коммунального сектора городского хозяйства.
Подземные переходы и скоростные магистрали
Существующий режим движения автотранспорта в Санкт-Петербурге обусловливает увеличение выбросов загрязняющих веществ с отработанными газами автомобилей. Рост интенсивности движения автомобильного транспорта на основных магистралях города создает также повышенный уровень шумового загрязнения окружающей среды. Малое количество подземных переходов и большое количество перекрестков, вызывающих скопление машин, работающих на холостом ходу, приводит к резкому увеличению загрязнения воздуха. Автомобиль, работающий на холостом ходу, а также в момент разогрева двигателя, является источником повышенного загрязнения воздуха из-за нестабильности режима работы двигателя. Планировка города, особенно это касается старой застройки, затрудняет воздушную циркуляцию и способствует увеличению загазованности улиц. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры и совершенствование организации движения на территории города является одним из направлений борьбы за качество атмосферного воздуха.
Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры и совершенствованию организации движения автотранспорта в интересах охраны атмосферного воздуха включают:
l разработку схемы развития систем и отдельных видов транспорта (схема комплексного развития транспорта Санкт-Петербурга, схема дорожно-мостового строительства и др.) с обобщением и использованием основных решений для повышения экологической безопасности;
l разработку Программы по выводу, ликвидации объектов в центре города, связанных с привлечением грузового транспорта;
l строительство cкоростных магистралей, в том числе:
— Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга;
— Западного скоростного диаметра;
— Центральнодуговой магистрали.
l проектирование и строительство новых мостовых и туннельных связей через реку Нева и ее притоки;
l проектирование, строительство и реконструкцию подземных пешеходных переходов, транспортных пересечений и развязок;
l разработку и проведение оперативных работ по совершенствованию организации уличного движения и повышению пропускной способности на перекрестках;
l внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением на территории города.
Канализация — залог экологического здоровья
Среди ряда необходимых мероприятий, направленных на стабилизацию и оздоровление экологической обстановки на водных объектах, главнейшими являются переход на водосберегающие технологии и полная очистка хозяйственно-бытовых и промышленных стоков.
В восточной части Финского залива, на реке Нева и внутренних водотоках и водоемах города необходимо проведение природоохранных мероприятий по следующим направлениям:
l развитие системы канализации города;
l очистка акватории и водоохранных зон;
l оздоровление, благоустройство и охрана от загрязнения рек и водоемов на территории Санкт-Петербурга;
l охрана и использование подземных вод;
l содействие внедрению на предприятиях города эффективных водосберегающих технологий, а также сооружений по очистке сточных вод.
Основную внешнюю нагрузку на Балтийское море дает Санкт-Петербург. До 1977 г. все сточные воды Санкт-Петербурга сбрасывались в водные артерии города и Финский залив без очистки, в связи с чем возникла и с каждым годом обострялась опасность экологической катастрофы, которая затронула бы не только Северо-Западный регион России, но и страны Балтийского моря.
Во исполнение Хельсинской конвенции и постановления Совета Министров СССР от 16 июня 1976 г. для Ленинграда была разработана программа прекращения сброса неочищенных сточных вод в реку Нева и Финский залив. Распоряжением Совета Министров СССР от 4 августа 1987 г. был определен комплекс мер по обеспечению 100% очистки стоков Санкт-Петербурга.
Развитие водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с Генеральной схемой канализации Санкт-Петербурга и его пригородов. Долгосрочная программа была разбита на три приоритетных направления — краткосрочная 1997—1999 гг., среднесрочная 2000—2005 гг. и долгосрочная 2006—2015 гг.
За последнее десятилетие, несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществлен ряд значительных мероприятий по реализации программы, среди которых необходимо отметить следующие:
l в 1994 г. проектная производительность Северной станции аэрации достигла 1250 тыс. куб. м в сутки, однако из-за незаконченности строительства 1-й нитки главного коллектора северной части города фактическая производительность станции составляет в среднем 600—650 тыс. куб. м очищаемых стоков в сутки;
l начиная с 1991 г. и по настоящее время для улучшения качества очищенных сточных вод ведется планомерная работа по замене аэрационной системы аэротенков на мелкопузырчатую аэрацию, под эту систему реконструированы аэротенки Центральной и Красносельской станций аэрации, очистных сооружений городов Колпино, Пушкина, поселков Металлострой и Понтонный, частично реконструированы аэротенки Северной станции аэрации и города Кронштадта;
l в 1999 г. произведена реконструкция одного аэротенка Северной станции аэрации с глубоким удалением биогенных элементов биологическим путем по финской технологии;
l за период с 1992 г. по 2000 гг. велись работы по переключению «прямых» выпусков; за этот период переключено 28 выпусков с общим расходом около 31 млн. куб. м стоков в год;
l летом 1999 г. введен в эксплуатацию коллектор Петроградской стороны, при этом на Северную станцию аэрации переключено 4 «прямых» выпуска с общим расходом около 10 млн. куб. м стоков в год;
l начиная с 1995 по 1997 гг. ежегодно ремонтировалось в среднем по 25,5 км канализационных сетей, в 1998 г. — 36 км, в 1999 г. — 16,6 км, в 2000 г. — 19,5 км.
Внедрение программ защиты окружающей среды региона Балтийского моря, особенно в регионе Финского залива, должно быть ускорено. Особое внимание должно быть уделено развитию в Санкт-Петербурге эффективной системы водоснабжения и канализации. Основные задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы, следующие:
l завершить строительство Юго-Западных очистных сооружений на производительностью 330 тыс. куб. м в сутки, что позволит обеспечить очистку почти 90% всех сточных вод Санкт-Петербурга и сократить годовой сброс в Финский залив загрязнений по ВПК на 33 тыс. т, по общему фосфору — на 820 т, по общему азоту — на 4250 т., одновременно на 50—70% снизится поступление в бассейн Балтийского моря других загрязнений, кроме того, в городе появится возможность строительства новых жилых домов и общественных зданий;
l завершить строительство главного коллектора-дюкера северной части города, что позволит направить все стоки северной части города на ССА, довести производительность ССА до проектной (1250 тыс. куб. м сточных вод в сутки) и разгрузить бассейн канализования ЦСА;
l продолжить работу по переключению «прямых» выпусков на очистные сооружения, что позволит довести очистку сточных вод города до 100%;
l завершить строительство коллектора-дублера к Центральной станции аэрации, тем самым увеличить надежность работы станции;
l осуществить корректировку Генеральной схемы водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга и его пригородов в соответствии с Генеральной схемой развития города на период до 2015 г.
Достигнув этих целей, Санкт-Петербург обеспечит экологическую безопасность Финского залива и частичное выполнение международных обязательств Российской Федерации. Армогрунтовые подпорные стенки. «Финрейла»: 10 лет успешного развития в России. Замена трубопроводов бестраншейным способом. «60 лет. Это действительно прорыв». ЗАО «МКМ»: производство спиральновитых и гофрированных труб из полиэтилена. «ТБС-Электро» — профессионалы электромонтажа. «Киришинефтеоргсинтез» выходит на мировой уровень.
Главная Публикации
|
|