Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Экологию узаконили


Одна из главных причин принятия экологического законопроекта — вступление в силу в январе 2002 г. нового федерального закона «Об охране окружающей среды», наделяющего субъекты Российской Федерации гораздо более широкими полномочиями в сфере экологии. Основная цель нового городского экологического законопроекта, подготовленного с учетом федерального закона, — повысить качество жизни петербуржцев, перейти от ликвидации последствий загрязнений к их предупреждению.


Основные направления природоохранной политики разработаны с учетом предложений отраслевых и территориальных органов городской администрации, депутатов Законодательного собрания, надзорных органов, научных и общественных организаций.


Строится главный коллектор и очистные сооружения


В последние годы исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, организациями, предприятиями и общественными объединениями проведена значительная организационная и практическая работа, направленная на решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, способствующая улучшению экологической ситуации в городе.


Введен в эксплуатацию первый в России завод по сжиганию осадков сточных вод на Центральной станции аэрации мощностью 250 т смешанного осадка в сутки, благодаря чему практически прекращен вывоз осадков сточных вод на Южный полигон. Активно ведутся работы по созданию предприятия по переработке промышленных токсичных отходов в пос. Красный Бор, строительству главного коллектора северной части города, строительству Юго-Западных очистных сооружений и подводящего к ним коллектора. Продолжаются работы по очистке рек и каналов в центре Санкт-Петербурга, укреплена материально-техническая база служб, обеспечивающих обслуживание водоемов и ликвидацию аварийных разливов нефтепродуктов на акваториях города. Реализуются природоохранные программы: «Чистый город», «Радиация», «Демеркуризация», «Диоксины», «Радон» и другие. Созданы сеть автоматизированного контроля радиационной обстановки Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. (АСКРО) и автоматизированная система контроля и управления качеством атмосферного воздуха; организована система сбора и утилизации отработанных люминесцентных ламп с объектов социальной сферы. С 2000 г. в городе действует информационный центр по работе с населением и общественными организациями. В 2001 г. создана дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга. Ведется большая работа по экологическому образованию и просвещению.


Однако анализ состояния окружающей среды показывает, что улучшения экологической обстановки в городе пока не произошло: слабо развита индустрия переработки бытовых и промышленных отходов, нерационально используются городские территории, сокращается общее количество зеленых насаждений и увеличивается доля деградированных деревьев и кустарников. Несмотря на сокращение объемов промышленного производства и резкого падения массы выбросов от промышленных предприятий не наблюдается улучшения качества атмосферного воздуха, что обусловлено плохим техническим состоянием транспортных средств и тем, что увеличение автомобильного парка города не сопровождается адекватным дорожно-транспортным строительством и мерами по организации движения. Отсутствует полноценная законодательная база по обеспечению экологизации хозяйственной деятельности, не создан эффективный экономический механизм стимулирования ресурсосбережения, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов производства.


Вместо законов — нормативно-правовые акты


Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам совместного ведения, к которым относится охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.


Законы Санкт-Петербурга в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности отсутствуют. Правовое регулирование на территории города осуществляется на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.


В период 1991—2001 гг. администрацией Санкт-Петербурга было принято 107 нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, из них 82 акта в последние шесть лет.


В связи с отсутствием необходимой законодательной базы представляется приоритетным законотворческое направление в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Актуальными направлениями в области развития экологического права также являются:


l создание договорно-правовой базы для осуществления эффективного взаимодействия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности между органами государственной власти Санкт-Петербурга, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в первую очередь — Ленинградской обл.;


l анализ и обновление морально устаревшей нормативно-методической базы с целью адекватного возмещения затрат на ликвидацию последствий техногенных и антропогенных воздействий с разработкой и внедрением системы превентивных мер по предупреждению экологических правонарушений путем ужесточения экономической ответственности правонарушителей. В перспективе необходима оптимизация нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности с учетом норм международного права и региональной специфики Санкт-Петербурга.


Новые законодательства


В ближайшие годы представляется необходимым разработать и представить в Законодательное собрание Санкт-Петербурга следующие проекты законов Санкт-Петербурга:


l «Соглашение о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Санкт-Петербурга»;


l «Об особенностях охраны атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге с использованием технологических нормативов»;


l «О внесении изменений и дополнений в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах»;


l «О введении санкций за невыполнение природоохранных мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности автотранспортного комплекса»;


l «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям»;


l «О защите зеленых насаждений»;


l «Об особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга»;


l «Об участии общественности в принятии решений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности»;


l «Об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений на территории Санкт-Петербурга».


подчинение Градостроительной политики экологической безопасности


Удачное географическое положение, благоприятный инвестиционный климат привели к бурному росту строительной индустрии Санкт-Петербурга.


Очевидно, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация и ликвидация зданий, строений и сооружений оказывают прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Поэтому основной целью исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области градостроительства является разработка Комплексной схемы мероприятий по охране окружающей среды Санкт-Петербурга.


Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в 2002—2004 гг. будут выдерживаться приоритеты в осуществлении таких наиболее важных для города проектов и программ федерального значения, как «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга», «Строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга», «Строительство моста через реку Неву», «Строительство защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений», «Строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Стачек с железнодорожными путями станции Автово» и др.


Развернулись работы по строительству в грузовом районе порта специализированного комплекса по переработке минеральных удобрений мощностью 5 млн. т в год. Нефтяной терминал может увеличить объем перегрузки нефти до 15 млн. т в год.


В настоящее время развитие Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской обл. на период до 2005 г., одобренного постановлением Совета Министров СССР от 05.12.1987 № 1387. Во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга до 31.12.2003 должен быть разработан новый Генеральный план развития Санкт-Петербурга.


Ключевой задачей Генерального плана должна быть его увязка с ориентирами экологической безопасности Санкт-Петербурга — это является важнейшим условием устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Градостроительная политика должна быть «подчинена» приоритетным принципам обеспечения экологической безопасности.


Комфортность условий проживания горожан в таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, в большой степени зависит от уровня антропогенной нагрузки на окружающую среду, особенно на озелененные территории. В связи с этим актуально освоение новых окраинных районов, разуплотнение городской застройки в центре города с уменьшением нагрузки на озелененные территории. Сохранение эколого-градостроительного равновесия становится ключевой проблемой, что возможно только при активной «экологизации» градо-строительной политики.


Совершенствование эколого-градо-строительной деятельности требует упорядочения процесса государственной экологической экспертизы, в том числе корректировки нормативно-правовой базы для формирования заключений природоохранных органов, а также защиты экологических прав граждан при принятии и реализации градостроительных решений на территории города.


Первоочередными мерами для обеспечения экологической безопасности градостроительным методами является:


l разработка Комплексной схемы охраны окружающей среды Санкт-Петербурга;


l перебазирование, реформирование, ликвидация экологически опасных предприятий и организаций, расположенных в городе, и реабилитация освобождаемых территорий, в том числе путем озеленения;


l завершение строительства Кольцевой автомобильной дороги;


l строительство западного скоростного диаметра;


l завершение строительства комплекса защитных сооружений;


l строительство многоэтажных наземных и подземных гаражей-стоянок для освобождения от автотранспорта дворовых пространств;


l разработка режима хозяйственной и другой деятельности в водоохранных зонах, закрепление границ водоохранных зон на местности;


l создание снежных свалок, обеспеченных современными методами очистки;


l экологизация жилищно-коммунального сектора городского хозяйства.


Подземные переходы и скоростные магистрали


Существующий режим движения автотранспорта в Санкт-Петербурге обусловливает увеличение выбросов загрязняющих веществ с отработанными газами автомобилей. Рост интенсивности движения автомобильного транспорта на основных магистралях города создает также повышенный уровень шумового загрязнения окружающей среды. Малое количество подземных переходов и большое количество перекрестков, вызывающих скопление машин, работающих на холостом ходу, приводит к резкому увеличению загрязнения воздуха. Автомобиль, работающий на холостом ходу, а также в момент разогрева двигателя, является источником повышенного загрязнения воздуха из-за нестабильности режима работы двигателя. Планировка города, особенно это касается старой застройки, затрудняет воздушную циркуляцию и способствует увеличению загазованности улиц. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры и совершенствование организации движения на территории города является одним из направлений борьбы за качество атмосферного воздуха.


Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры и совершенствованию организации движения автотранспорта в интересах охраны атмосферного воздуха включают:


l разработку схемы развития систем и отдельных видов транспорта (схема комплексного развития транспорта Санкт-Петербурга, схема дорожно-мостового строительства и др.) с обобщением и использованием основных решений для повышения экологической безопасности;


l разработку Программы по выводу, ликвидации объектов в центре города, связанных с привлечением грузового транспорта;


l строительство cкоростных магистралей, в том числе:


— Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга;


— Западного скоростного диаметра;


— Центральнодуговой магистрали.


l проектирование и строительство новых мостовых и туннельных связей через реку Нева и ее притоки;


l проектирование, строительство и реконструкцию подземных пешеходных переходов, транспортных пересечений и развязок;


l разработку и проведение оперативных работ по совершенствованию организации уличного движения и повышению пропускной способности на перекрестках;


l внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением на территории города.


Канализация — залог экологического здоровья


Среди ряда необходимых мероприятий, направленных на стабилизацию и оздоровление экологической обстановки на водных объектах, главнейшими являются переход на водосберегающие технологии и полная очистка хозяйственно-бытовых и промышленных стоков.


В восточной части Финского залива, на реке Нева и внутренних водотоках и водоемах города необходимо проведение природоохранных мероприятий по следующим направлениям:


l развитие системы канализации города;


l очистка акватории и водоохранных зон;


l оздоровление, благоустройство и охрана от загрязнения рек и водоемов на территории Санкт-Петербурга;


l охрана и использование подземных вод;


l содействие внедрению на предприятиях города эффективных водосберегающих технологий, а также сооружений по очистке сточных вод.


Основную внешнюю нагрузку на Балтийское море дает Санкт-Петербург. До 1977 г. все сточные воды Санкт-Петербурга сбрасывались в водные артерии города и Финский залив без очистки, в связи с чем возникла и с каждым годом обострялась опасность экологической катастрофы, которая затронула бы не только Северо-Западный регион России, но и страны Балтийского моря.


Во исполнение Хельсинской конвенции и постановления Совета Министров СССР от 16 июня 1976 г. для Ленинграда была разработана программа прекращения сброса неочищенных сточных вод в реку Нева и Финский залив. Распоряжением Совета Министров СССР от 4 августа 1987 г. был определен комплекс мер по обеспечению 100% очистки стоков Санкт-Петербурга.


Развитие водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с Генеральной схемой канализации Санкт-Петербурга и его пригородов. Долгосрочная программа была разбита на три приоритетных направления — краткосрочная 1997—1999 гг., среднесрочная 2000—2005 гг. и долгосрочная 2006—2015 гг.


За последнее десятилетие, несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществлен ряд значительных мероприятий по реализации программы, среди которых необходимо отметить следующие:


l в 1994 г. проектная производительность Северной станции аэрации достигла 1250 тыс. куб. м в сутки, однако из-за незаконченности строительства 1-й нитки главного коллектора северной части города фактическая производительность станции составляет в среднем 600—650 тыс. куб. м очищаемых стоков в сутки;


l начиная с 1991 г. и по настоящее время для улучшения качества очищенных сточных вод ведется планомерная работа по замене аэрационной системы аэротенков на мелкопузырчатую аэрацию, под эту систему реконструированы аэротенки Центральной и Красносельской станций аэрации, очистных сооружений городов Колпино, Пушкина, поселков Металлострой и Понтонный, частично реконструированы аэротенки Северной станции аэрации и города Кронштадта;


l в 1999 г. произведена реконструкция одного аэротенка Северной станции аэрации с глубоким удалением биогенных элементов биологическим путем по финской технологии;


l за период с 1992 г. по 2000 гг. велись работы по переключению «прямых» выпусков; за этот период переключено 28 выпусков с общим расходом около 31 млн. куб. м стоков в год;


l летом 1999 г. введен в эксплуатацию коллектор Петроградской стороны, при этом на Северную станцию аэрации переключено 4 «прямых» выпуска с общим расходом около 10 млн. куб. м стоков в год;


l начиная с 1995 по 1997 гг. ежегодно ремонтировалось в среднем по 25,5 км канализационных сетей, в 1998 г. — 36 км, в 1999 г. — 16,6 км, в 2000 г. — 19,5 км.


Внедрение программ защиты окружающей среды региона Балтийского моря, особенно в регионе Финского залива, должно быть ускорено. Особое внимание должно быть уделено развитию в Санкт-Петербурге эффективной системы водоснабжения и канализации. Основные задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы, следующие:


l завершить строительство Юго-Западных очистных сооружений на производительностью 330 тыс. куб. м в сутки, что позволит обеспечить очистку почти 90% всех сточных вод Санкт-Петербурга и сократить годовой сброс в Финский залив загрязнений по ВПК на 33 тыс. т, по общему фосфору — на 820 т, по общему азоту — на 4250 т., одновременно на 50—70% снизится поступление в бассейн Балтийского моря других загрязнений, кроме того, в городе появится возможность строительства новых жилых домов и общественных зданий;


l завершить строительство главного коллектора-дюкера северной части города, что позволит направить все стоки северной части города на ССА, довести производительность ССА до проектной (1250 тыс. куб. м сточных вод в сутки) и разгрузить бассейн канализования ЦСА;


l продолжить работу по переключению «прямых» выпусков на очистные сооружения, что позволит довести очистку сточных вод города до 100%;


l завершить строительство коллектора-дублера к Центральной станции аэрации, тем самым увеличить надежность работы станции;


l осуществить корректировку Генеральной схемы водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга и его пригородов в соответствии с Генеральной схемой развития города на период до 2015 г.


Достигнув этих целей, Санкт-Петербург обеспечит экологическую безопасность Финского залива и частичное выполнение международных обязательств Российской Федерации.

 

Армогрунтовые подпорные стенки. «Финрейла»: 10 лет успешного развития в России. Замена трубопроводов бестраншейным способом. «60 лет. Это действительно прорыв». ЗАО «МКМ»: производство спиральновитых и гофрированных труб из полиэтилена. «ТБС-Электро» — профессионалы электромонтажа. «Киришинефтеоргсинтез» выходит на мировой уровень.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved