Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


На пути к международным стандартам


В сентябре с. г. вступил в законную силу технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный Постановлением правительства РФ № 118 от 27.02.2008 г. Этот документ устанавливает конкретные сроки введения требований Евро-3, Евро-4 и Евро-5.


Однако многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) заявили о своей неготовности производить топливо международных стандартов, ссылаясь на необходимость проведения реконструкции и модернизации производственных мощностей.


Между тем, о введении технического регламента было давно известно, и некоторые крупные нефтяные компании загодя модернизировали свои заводы и уже несколько лет выпускают топливо, соответствующее европейским стандартам. Отдельные топливные компании предприняли меры по подготовке резервуарного парка своих нефтебаз к приему и хранению высокооктанового бензина и дизельного топлива с улучшенными экологическими характеристиками.


Эти отрадные перемены массовыми, увы, не стали. И назвать такую ситуацию неожиданной никак нельзя. Заводы потому и не торопятся переходить на выпуск высококачественного топлива, что автомобильный парк страны не готов его потреблять. Не секрет, что значительная часть автомашин имеет большой срок службы и по своим техническим характеристикам просто не может работать даже на топливе Евро-3. Вот и получается, что основная масса вырабатываемых в стране дизельных топлив имеет содержание серы 0,2%. В прошлом году объем их выработки составил 68% от общего объема производства. Около 5% дизтоплива изготавливается с содержанием серы до 0,5%.


На прошедшем в этом году VIII Петербургском международном форуме ТЭК прозвучало несколько докладов, посвященных перспективам развития в России глубокой переработки нефти и состоянию производства дизельных топлив Евро. Так, согласно прогнозу развития автомобильной техники, сделанному Объединением автопроизводителей России, сейчас парк автомобилей с дизельными двигателями состоит из техники, находящейся в эксплуатации более 10–15 лет и нуждающейся в дизельном топливе Евро-2 и ниже. Основная доля загрязнения окружающей среды приходится на грузовые автомобили, которые составляют 62% автомобильного парка, причем 90% их требуют топливо Евро-2 и ниже и лишь 10% — Евро-3. В Вооруженных силах 80% парка составляют автомобили со сроком эксплуатации более 12 лет.


И пока в стране парк машин будет оставаться таким же старым, говорить о внедрении современных норм по экологии и безопасности не приходится. Ведь использование на устаревших автомобилях дизельных топлив Евро-3, Евро-4 и Евро-5 представляет большую сложность. Как утверждают специалисты, рабочий процесс и конструкция отечественных дизелей с механической системой регулирования рассчитаны на цетановое число 45 ед. Применение дизельных топлив с цетановым числом 51 ед. приведет к изменению рабочего процесса и, как следствие, к снижению мощности и экономичности, повышению дымности. Таким образом, под новые топлива требуется радикальная модернизация как дизельных двигателей, так и систем электронного регулирования. В результате уже складывается ситуация, когда предприятие-изготовитель предлагает для реализации дизельное топливо Евро-4 и Евро-5, а потребитель требует топливо с содержанием серы 0,2%. В то время как в Европе автомобили уже несколько лет ездят на высокооктановом бензине Евро-4, почти все производимое в нашей стране топливо относится к классу Евро-2, а значит, содержит в 10 раз больше серы, в 5 раз больше бензола и вдвое больше свинца.


Как отметила в своем докладе специалист ОАО «ВНИИ НП» Тамара Митусова, действующий ГОСТ 305-82 давно морально устарел, а именно по этому стандарту, перешагнувшему четвертьвековой рубеж, в нашей стране изготавливается до 70% дизельных топлив. Введение каких-либо изменений в ГОСТ 305 встречает протест со стороны военных. (Между тем, европейский стандарт на дизельные топлива пересматривается каждые четыре-пять лет, при этом ужесточаются требования, вводятся новые показатели качества, а также современные методы испытаний).


На территории России действует также ГОСТ 52368, который соответствует требованиям европейского стандарта TN 590 по всем показателям качества. В нем установлены требования по содержанию серы 10, 50, 350 ppm, ограничено содержание полициклических ароматических углеводородов до 11%, цетановое число должно составлять не менее 51 ед., нормирована смазывающая способность — не более 460 мкм.


Технический регламент устанавливает следующие требования к качеству дизельных топлив: до конца нынешнего года оно может содержать до 500 ppm серы (класс 2 — топливо Евро-2). С 2010 г. дизельное топливо должно удовлетворять более жестким требованиям по содержанию серы, смазывающей способности и цетановому числу. Регламент допускает выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники с отступлением по показателям: содержание серы — до 2000 ppm (0,2%), цетановому числу — не менее 45 ед., при этом содержание полициклических ароматических углеводородов и смазывающая способность не нормируются. Выпуск такого топлива разрешен в течение трех лет со дня выпуска регламента.


Поскольку учесть требования регламента в морально устаревшем стандарте ГОСТ 305 невозможно, ОАО «ВНИИ НП» разрабатывает стандарт организации на топливо дизельное для сельскохозяйственной и внедорожной техники. В СТО введены требования по содержанию серы 0,05%, 0,1% и 0,2%. Топливо с массовой долей серы 0,5% исключено, оно будет маркироваться как печное бытовое или судовое маловязкое топливо.


СТО не будет распространяться на продукцию военного назначения. ОАО «ВНИИ НП» как разработчик ГОСТ 305 направило в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии предложение о внесении в ГОСТ 305 поправки об исключении из стандарта массовой доли серы 0,5% для всех марок дизельного топлива. Предложено также дополнить вводную часть словами «стандарт используется на территории Российской Федерации только для спецтехники». Сейчас дизельные топлива Евро допущены к применению на 20 НПЗ страны. В 2007 г. топливо Евро-3, Евро-4 и Евро-5 вырабатывались 12 предприятиями отрасли, в числе которых несколько заводов компании «Лукойл». Эта компания одной из первых в стране освоила выпуск бензина и дизельного топлива с улучшенными экологическими характеристиками.


Каков же прогноз потребности автомобильного парка нашей страны в дизельных топливах класса Евро? Согласно результатам экспертной оценки, проведенной специалистами ЗАО «НАМИ-ХИМ», в нынешнем году потребуется 1,5 млн т дизельного топлива Евро-3 — с учетом изменения законодательных и технических требований, а также структуры автомобильного парка. В 2009 г. потребность в топливе Евро-3 возрастет до 4 млн т. На нем будет эксплуатироваться в этом году 8,4% от общего количества автомобилей, в 2010 г. — 15,9%.


Потребность в дизтопливе Евро-4 составит 250 тыс. т в 2008 г. и 5,6 млн т в 2010 г.


Дизельное топливо Евро-5 потребуется в 2010 г. в количестве 150 тыс. т. По мнению специалистов, потребность автомобильного парка в 2008–2010 гг. в дизельных топливах класса Евро будет удовлетворена полностью.


Однако в будущем объемы производства и потребления высококачественных моторных топлив неизбежно будут возрастать. Для обеспечения новых норм по содержанию серы в дизельном топливе не более 0,035% масс. необходимо выполнение ряда мероприятий, включающих и совершенствование каталитической системы. Как было сообщено на форуме ТЭК, Новокуйбышевский завод катализаторов разработал новое поколение высокоэффективных Al-Co-Mo-катализаторов гидрогенизационных процессов для получения моторных топлив качества Евро-3 и Евро-4. Эта работа была начата еще десять лет назад совместно с МГУ, Казанским госуниверситетом, Институтом органической химии им. Н. Д. Зелинского, СамГТУ и ООО «Катализ». Большая научно-исследовательская работа была направлена на совершенствование качества алюмо-кобальт-молибденовых и алюмо-никель-молибденовых катализаторов.


Для внедрения в производство достигнутых решений на заводе за последние шесть лет проведена реконструкция, приобретено современное оборудование и приборы, переоснащена лаборатория и т. д. Результаты эксплуатации установок Новокуйбышевского и Сызранского НПЗ на катализаторах марок НК-232 и НК-233 показали, что при внедрении комплекса современных технологическ решений обеспечивается стабильное качество дизельных топлив, отвечающее требованиям стандартов Евро-3 и Евро-4.


Увеличение выпуска качественных моторных топлив напрямую связано с глубиной переработки нефти и повышением качества нефтепродуктов. Правительство России разработало Стратегию развития нефтеперерабатывающей промышленности на долгосрочный период. Она предусматривает резкое повышение глубины переработки нефти и качества получаемых нефтепродуктов, снижение экологически вредных выбросов, уменьшение энергоемкости нефтепереработки. К числу задач, которые предстоит решить в этой связи, относится коренная модернизация действующих НПЗ, а также строительство новых экспортноориентированных интегрированных нефтеперабатывающих и нефтехимических комплексов на терминалах магистральных нефтепроводов в пограничных и приморских центрах.


Как отмечается в докладе заведующего кафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, д. т. н., профессора Владимира Капустина, глубина переработки нефти на российских НПЗ сейчас составляет 73%. Ставится задача к 2020 г. довести этот показатель до 80–85 %, а к 2030 г. — до 95%. Выполнение ее осложняется тем, что частные компании строят малотоннажные НПЗ, на которых отсутствуют процессы глубокой переработки нефти.


Между тем, рост требований к качеству нефтепродуктов и модернизация предприятий отрасли дадут возможность повысить их конкурентоспособность на мировых рынках и обеспечить улучшение экологической обстановки в стране. Только с прекращением производства дизельного топлива с содержанием серы выше 0,2% и ростом потребления малосернистого дизельного топлива в России суммарные выбросы в атмосферу оксидов серы от использования моторного топлива снизятся более чем в два раза.


Модернизация НПЗ должна осуществляться за счет опережающего развития технологических комплексов по углублению переработки нефти и повышению качества продукции на основе установок каталитического крекинга, изомеризации, алкилирования, гидроочистки дизельного топлива и топлив для реактивных двигателей, гидрокрекинга, коксования остатков, производства битумов при максимальном использовании отечественных технологий.


В стране будут строиться новые нефтеперерабатывающие и нефтехимические комплексы, один из них предполагается открыть в конце магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».


Одним из аспектов дальнейшего развития отрасли является повышение конкурентоспособности отечественных катализаторов нефтепереработки. Для решения этой задачи необходимо создавать при участии и ведущей роли государства холдинг по производству катализаторов, который будет призван проводить единую маркетинговую и научно-техническую политику по разработке, производству и использованию отечественных катализаторов.


Что касается модернизации нефтеперерабатывающей промышленности, то для ее ускорения необходимо создавать государственный инжиниринговый холдинг за счет объединения отраслевых научных и проектных организаций.


По мнению профессора Владимира Капустина, для успешного проведения модернизации и строительства российских комплексов нефтепереработки необходимо усилить роль государства, в том числе за счет частно-государственного партнерства. При этом государственная тарифная политика призвана создавать инвестиционную привлекательность отрасли.


 

ЯЧЕИСТЫЙ БЕТОН — ЭФФЕКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОДНОСЛОЙНЫХ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ. Объединение подземных строителей готовится к саморегулированию. Водоканалу 150!. Продукция из ВЧШГ для водоснабжения — надежно, качественно, экономично. IV международный форум «Лесопромышленный комплекс России XXI века». Индустрия водоочистки совершенствуется. Над качеством будем работать с пристрастием – имя обязывает.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved