Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Необыкновенные приключения гиганта из Сибири (история Ангарской нефтехимической компании с 1945 по 2008 год)


Прибайкалье и Ангара были для государства открыты во времена царствования Михаила Федоровича Романова казаком-первопроходцем Курбатом Игнатовым в 1643 г. Через два года другой первопроходец Василий Колесников прошел по Ангаре до Байкала.


В 1652 г. был основан Иркутский острог — форпост против кочевников и бурятов, обложенных ясаком. В 1826 г. здесь по Московскому кандальному тракту проводили закованных в кандалы декабристов.


А спустя почти 120 лет — в мае 1945 г. — в месте впадения в Ангару реки Китой и рядом с одноименной железнодорожной станцией, что в 40 км от Иркутска, было начато строительство нефтеперерабатывающего завода, ставшего в дальнейшем форпостом внутренней и внешней политики СССР в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Первоначально, правда, предприятие возводилось для того, чтобы запустить в эксплуатацию трофейное немецкое оборудование для переработки угля, ибо поблизости находилось крупное Иркутско-Черемховское угольное месторождение. Но позднее, когда в Западной Сибири были открыты огромные запасы нефти, комбинат был переориентирован на новое сырье — нефть.


В 1951 г. новый населенный пункт, который даже не имел официального названия, до этого звавшийся Китоем, Аварийным, Басурмановкой, Майским, Копай-городом, получил статус города и обрел свое нынешнее имя — Ангарск. В 1953 г. произошел ввод в эксплуатацию основных производств, а именно нефтеперерабатывающего и нефтехимического. С этого события и начинается история Ангарской нефтехимической компании (АНХК).


Вначале нефть доставлялась по железной дороге, затем сюда была брошена из Поволжья нитка нефтепровода, и начала поступать башкирская и татарская нефть, к которой чуть позже присоединилась и тюменская. Для удовлетворения потребности комплекса в электроэнергии и тепле были введены в эксплуатацию три теплоэнергостанции: ТЭЦ 1 (1951 г.), ТЭЦ 10 (1959 г.) и ТЭЦ 9 (1962 г.).


На Ангарский нефтехимический комплекс с самого начала была возложена миссия «северного завоза», т. е. обеспечения топливом и ГСМ северных районов Красноярского края, Якутии и Дальнего Востока. Другими крупнейшими потребителчми продукции АНХК являлись армия и флот страны (в том числе и многотысячный контингент советских вооруженных сил в Монголии), чьи нужды и требования определяли ассортимент производимых нефтепродуктов (бензин А-76, дизтопливо, мазут), а главное — объемы их выпуска. Помимо перечисленного на восьми заводах АНХК (нефтеперерабатывающем, коксогазовом, химическом, полимеров, гидрирования, азотных удобрений, катализаторов, органической химии) производились: авиакеросин, смазочные и трансформаторные масла, электродный кокс, полимеры, азотные удобрения, катализаторы, товары бытовой химии и другая продукция органической химии. Установленная мощность переработки нефтяного сырья составляла 24 млн. т в год. Градообразующий комплекс обеспечивал рабочими местами 20 тыс. человек.


Успехи прибайкальского комплекса-гиганта были настолько внушительны, что Ангарск — город, обязанный своим появлением АНХК, в 1971 г. (в год своего двадцатилетия) был удостоен очень почетной награды — ордена Трудового Красного Знамени.


СССР распался, плановая экономика сменилась рыночной. Гигант советской индустрии, накрепко привязанный к бюджету, начал тихо угасать. Масштабы и скорость, с которой проходила приватизация в России, не оставляли возможности подумать о судьбе приватизируемых градообразующих предприятий, к числу которых относилась и АНХК. Контрольный пакет акций предприятия находился у государства, которое номинально являлось его собственником, но фактически в эти годы было бесконтрольное хозяйствование, когда руководство, не умеющее хозяйствовать в рыночных условиях, обращалось с предприятием как со своей личной собственностью, в первую очередь, для личного обогащения: огромные мощности загружались плохо, при этом большие энергозатраты и сильно раздутые штаты съедали все заработанные средства, способствовали росту убытков.


В 1995 г. АНХК со всеми своими долгами и проблемами вошла в состав созданной постановлением правительства РФ «Сибирско-Дальневосточной нефтяной компании» («СИДАНКО»). Предприятие ей досталось фактически разворованным: астрономические суммы были выделены на непроизводственные нужды и неоправданные капитальные вложения либо просто «уведены» в сомнительные финансовые структуры. Продукция продавалась за бесценок нечистоплотным коммерческим фирмам-посредникам. Средства тратились в огромных количествах, производство поддерживалось за счет роста кредиторской задолженности, а налоги не платились вообще.


На 1 января 1997 г. кредиторская задолженность АНХК составила 3,5 млрд. рублей, а чистые убытки — более 500 млн. руб. (суммы приводятся с учетом деноминации рубля 1998 г.).


«СИДАНКО», похоже, не сильно обрадовалась приобретению. Шапка оказалась не по сеньке. А государство под угрозой ограничения квоты на экспорт нефти принуждало бедолагу-собственника поставлять нефть на АНХК.


Финансовый коллапс августа 1998 г. больно ударил по всем российским предприятиям, в том числе по «СИДАНКО» и АНХК. Кредиторская задолженность АНХК к этому времени составляла уже 7,5 млрд. руб. Ангарский гигант был объявлен банкротом.


Несмотря на приход нового собственника — группы компаний «РИНКО» и подписание в 2000 г. мирового соглашения с основными кредиторами, долги, как тяжелые цепи, не давали предприятию отдышаться. А проблемы только прибавлялись, главной из которых являлась потеря основных рынков сбыта, в частности, был утерян «северный завоз». Другой проблемой было не очень высокое качество продукции, а также низкий процент выпуска светлых нефтепродуктов (не более 45%). Загрузка предприятия нефтяным сырьем тоже была весьма низкой — всего лишь 45% от предельно возможной, да и сырье было недешевым, что влияло на цену и сбыт продукции не лучшим образом.


За расчистку «авгиевых конюшен» АНХК в 2001 г. взялась НК «ЮКОС». И дело сдвинулось с мертвой точки. Была начата технологическая модернизация производственных узлов (за 5 лет на эти цели было направлено порядка 140 млн. долларов), обеспечена стабильная поставка нефтяного сырья (на уровне 8-9 млн. т в год), оговорена дальнейшая реструктуризация кредиторской задолженности, были приняты эффективные меры по взиманию просроченной дебиторской задолженности.


Достижения оказались внушительными: уже в 2005 году Ангарская нефтехимическая компания вошла в рейтинг 100 ведущих предприятий России и стала лауреатом VIII Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» по семи видам выпускаемой продукции.


На АНХК стал реализовываться проект по разработке, внедрению и сертификации интегрированной системы менеджмента (ИСМ) по трем международным стандартам (качество, экология, профбезопасность и охрана труда). Существенно расширился ассортимент, в частности, освоен выпуск оксигенатных бензинов с улучшенными экологическими характеристиками. В производственной цепочке компании, помимо трех основных производств (нефтеперерабатывающий завод, химический завод, завод масел), задействовано несколько дочерних предприятий, в том числе Восточно-Сибирский машиностроительный завод. Ангарский завод полимеров (АЗП), который в настоящий момент выведен из состава компании, по-прежнему связан с АНХК технологическими схемами. АЗП получает прямогонный бензин АНХК и использует его в качестве сырья, а выпускаемый заводом этилен поступает по трубе в ОАО «Саянскхимпласт», ведущее предприятие области по производству полимерных продуктов, где используется для дальнейшей переработки. Предприятие обеспечивает работой не только жителей Ангарска (около 13 тыс. человек), но и работников смежных производств, сервисных, подрядных организаций, а это еще около 40 тыс. человек.


Но, как известно, с конца марта 2006 г. в НК «ЮКОС» была введена процедура внешнего управления. И с августа 2007 г. единственным акционером АНХК становится ОАО «Нефть-Актив» — «внучка» государственной нефтяной компании «Роснефть». Возродившийся и окрепший гигант вернулся к своему неласковому «родителю» — государству.


Но его испытания на этом не закончились. Многочисленные иски о взыскании задолженности чуть не свели все усилия на нет. Два года длилась тяжба с некой лихтенштейнской фирмой, пытавшейся отсудить у АНХК около 10 млрд. руб. по векселю 1998 г., который после покупки акций АНХК «Роснефтью» оказался фальшивым. Кроме того, в иркутской зоне прохождения Восточно-Сибирского магистрального нефтепровода было выявлено 100 несанкционированных врезок, ликвидированы десятки незаконных мини-НПЗ, возбуждено 134 уголовных дела о хищении нефти.


На сегодняшний день АНХК практически вернула себе статус флагмана нефтепеработки в азиатской части РФ. Ангарская нефтехимическая компания переработала 3 313 563 т нефти за четыре месяца 2008 г. Объем переработки возрос на 9,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Глубина переработки достигла 76,89%. Выход товарных светлых нефтепродуктов — 65,23% или 2 161 294 т. Всего с начала года выпущено 469 918 т автобензинов, в том числе высокооктановых «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98» — 275 280 т. Произведено 1 023 183 т дизельного топлива — на 9,9% больше, чем в прошлом году. Производство масел разного назначения увеличено на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2007 г. — 89 686 т, в 2008 г. — 93 783 т). Из продуктов нефтехимии за четыре месяца в АНХК произведено 20 070 т спиртов бутиловых, 3 194 т аминов, 16 990 т серной кислоты, 7 010 т метанола товарного, из новых продуктов — 2 664 т метилтретбутилового эфира. Всего АНХК выпускает 216 наименований продукции.


Был положительно решен вопрос о строительстве экспортного нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» с ответвлением в Ангарск, что значительно удешевит сырье. В перспективе — строительство газоперерабатывающего производства для переработки природного газа и газового конденсата Ковыктинского газо-конденсатного месторождения, что находится в относительной близости от Ангарска. Если этот проект осуществится, то наш гигант превратится в супергиганта.


И это будет справедливо.


 

ЗАО «Петербургские дороги»: проектирование дорог и мостов. Современные геотекстильные материалы для строительства на отечественном рынке. «БАЛТСПЕЦМОНТАЖПРОЕКТ»: развитие компании в строящемся мегаполисе. И все-таки лизинг – это заманчиво. Инструмент из синтетического алмаза. Алмазный инструмент или отбойный молоток? Cпросите в «Адель Санкт-Петербург». Решая проблему энергодефицита, власти Ленобласти перешли от слов к делу.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved