Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


«Дурная вода» оказалась «черным золотом»


Тимано-Печорский бассейн охватывает пространство от побережья Баренцева моря на севере до Северного Урала на востоке. Остаточные разведанные запасы нефти оцениваются приблизительно в 9 млрд баррелей (1,25 млрд т). Большая часть этих запасов относится к категории трудноизвлекаемых, нефть тяжелая. Но это значительный потенциал развития нефтедобычи в России в ближайшем будущем. В настоящий момент в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции добывается 3,2% от суммарного уровня нефтедобычи в России — это третья позиция после Тюменской области (66%) и Урало-Поволжского региона (27%).


А его нефтяной промысел стал предметом долгой судебной тяжбы, в результате которой бедная вдова Федора Прядунова была вынуждена в 1757 г. за бесценок продать «завод» вологодскому купцу Нагавикову. У того тоже дело не заладилось, и он также избавился от неудачного бизнеса. Очередной владелец «завода» — яренский купец Баженов открыл поблизости еще несколько нефтяных ключей, даже основал на реке Нижняя Вымь нефтеперегонную фабрику, которая, увы, вскорости сгорела, а сил на ее восстановление, видимо, не нашлось. Так или иначе, но и этот энтузиаст-нефтепромышленник в конце 1760-х гг. прекратил свои промысловые работы. В 1801 г. президент Берг-коллегии А. Алябьев вынес приговор: разрабатывать ухтинское месторождение нецелесообразно, т. к. потребности в нефти очень малы.


Время шло, технический прогресс на месте не стоял. Керосин стал востребованным — и для керосиновых ламп, получивших огромное распространение, и как топливо для двигателей пароходов. Многие предприниматели, в том числе и иностранные, устремились в Баку и Северный Кавказ. А вот сибирский промышленник Михаил Сидоров решил восстановить ухтинские промыслы. С большим трудом добившись разрешения от властей на бурильные работы, он в 1868 г. при помощи нанятых им шведских инженеров пробурил первую в Ухтинском районе нефтяную скважину. Было обнаружено восемь нефтеносных и два газоносных слоя, добыто около тысячи пудов нефти. Образцы нефти были посланы Д. И. Менделееву, он дал высокую оценку ее качеству, на сидоровских промыслах побывала научная экспедиция из Австро-Венгрии, которая выразила уверенность, что промыслы «ждет блестящее будущее».


Но если не везет, так не везет. Будто злой рок преследует несчастных разработчиков ухтинских нефтяных месторождений. На сей раз постарались конкуренты с Юга, которым были как кость в горле сбивающие цены поставщики нефти с Севера. Они (в том числе и братья Нобели) использовали свое влияние на правительство, чтобы не дать Сидорову развернуться. Власти отказали в финансовой поддержке нефтяных разработок на реке Ухте. Сидоров закрыл промысел.


В 1889–1891 гг. бассейн реки Печоры изучала экспедиция под руководством академика Ф. Н. Чернышева. На Ухте заложили несколько опытных нефтяных скважин. В результате район был объявлен заведомо нефтеносным. На Ухту потянулись частные изыскатели: купец А. Галин, капитан Ю. Воронов, барон Б. фон Врангель и другие, успеха не сыскавшие. Земли скупали все и вся: кто в надежде разбогатеть, а зачастую — для того чтобы застолбить участок на случай, если когда-нибудь нефть поблизости отыщется, то цена на участок подскочит.


Но встречались и настоящие энтузиасты, самым ярким из которых был инженер из Риги Александр Гансберг. Летом 1899 г. он приехал на берег Ухты для создания нефтепромыслов, но участок смог получить только в 1905 г. До 1905 г. монополистом на разработку ухтинской нефти был некий граф Канкрин, который никаких действий не производил и не собирался производить. Под вывеской «Граф Канкрин и компания» скрывался нефтяной король Нобель, который был согласен в течение пяти лет платить аренду за ухтинские участки, ничего на них не делая. А. Гансберг был упорным: он основал Варваринский промысел, построил буровую вышку, бурил скважины, организовал «Северное нефтепромышленное товарищество А. Г. Гансберг, А. П. Корнилов и К0», которое, проделав огромный объем бурильных работ, все-таки распалось в 1914 г., так и не достигнув желаемого. А. Гансберг вплоть до 1919 г. продолжал поиски уже в одиночку, открыл, в частности, месторождение на реке Чибью в 1916 г. С 1906 по 1917 гг. здесь побывало несколько экспедиций: под руководством В. Белобородова, инженера В. Стукачова, Русского товарищества «Нефть». Изыскания были неосновательными, бурения неглубокими, явно «торчали» пресловутые «уши» южных конкурентов, и, как следствие, вывод: с «несомненностью определилось отсутствие промышленного значение Ухтинского района» В 1918 г. все нефтяные промыслы были национализированы. В 1920–1921 гг. была организована кустарная добыча нефти из скважин, в основном для местных нужд.


В дальнейшем Ухта стала местом принудительного труда заключенных. 21 августа 1929 г. экспедиция в количестве 125 заключенных из Соловецкого лагеря особого назначения, из которых 68 человек были инженерами, основала при впадении реки Чибью в Ухту лагерный поселок Чибью, через 10 лет переименованный в Ухту. Интересно, что фамилия руководителя этой экспедиции была тоже Сидоров. В 1930 г. была построена буровая, спустя полгода одна из скважин дала промышленный приток девонской нефти. В 1932 г. было открыто уникальное Ярегское месторождение, разработка которого осуществляется шахтным методом до настоящего времени.


В 1943 г. рабочий поселок Ухта получил статус города. В 50–60-е гг. осваивается ряд крупных нефтяных месторождений, в том числе: Западно-Тэбукское, Пашнинское, Усинское, Лоявожское, Возейское, Харьягинское, а также Вуктыльское газоконденсатное месторождение. В 1967 г. началось строительство магистрального газопровода в Центр и на Северо-Запад, который впоследствии был назван «Сияние Севера». В 70–80-е гг. был построен ряд нефтепроводов Харьяга — Уса, Уса — Ухта, Ухта — Ярославль, которые связали нефтяные месторождения Коми с нефтепроводом «Дружба» и Киришским НПЗ.


 

От латания дыр к нормальному капремонту. Театр начинается с гардероба, а город – с вокзала. Белые ночи без разведенных мостов…. МПС РФ — к трехсотлетию Петербурга. Крупнейшие стройки МПС РФ на Северо-Западе. МОНОЛИТНЫЙ ПЕНОБЕТОН: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УТЕПЛЕНИЮ. Алмазный инструмент и оборудование для строительства дорог, мостов и промышленных объектов. Тепловой насос: ждет ли его хорошее будущее в России?.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved