Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Точка зрения: «Яркий макияж отечественной реставрации»


Круглый стол «Реконструкция и реставрация: проблемы и пути решения» прошел в Петербурге 10–13 сентября в рамках II международного форума градостроительства и архитектуры «Архитектурный диалог». В мероприятии приняли участие реставраторы Санкт-Петербурга и Италии — страны, которая по праву считается законодательницей методики и практики реставраторского искусства.


Итальянские мастера Nicola Berlucchi, Pietro Coronas и Gianluca Regoli построили свое выступление на утверждении, что мягкая и неназойливая реставрация лучше грубой интервенции в архитектурную ткань, и привели несколько примеров удачной реставрации итальянских памятников. «Фасад со следами времени и благородной патиной смотрится гораздо выгоднее, чем исторические памятники, сияющие белизной новой штукатурки», — сказал Nicola Berlucchi. Он заострил внимание присутствующих на том, что реконструированные участки фасада должны заметно отличаться от участков с сохраненной исторической штукатуркой для того, чтобы любому человеку было понятно — перед ним памятник.


«Сохранение налета времени — одна из важнейших задач подлинной реставрации,— отметил Pietro Coronas.— Если по окончании работ не видно, что осуществилась реставрационная деятельность, но памятнику больше не угрожает разрушение — это лучший результат». В качестве примера итальянский мастер привел метафору: если старой женщине наложить яркий макияж, приличествующий молоденькой девушке, ее аура «растворится». Если же проявить уважение к возрасту пожилой дамы, можно рассмотреть уникальный образ.


Ответом итальянским коллегам стало выступление заместителя генерального директора Санкт-Петербургского НИИ «Спецпроектреставрация», кандидата искусствоведения, члена советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ Михаила Мильчика. Он отметил, что отечественная школа реставрации всегда старалась базироваться на Венецианской хартии, и привел пример недавней реставрации Петровских ворот Петропавловской крепости, в которой принимали активное участие итальянские коллеги. Реставрация ворот выполнялась с соблюдением принципа минимального вмешательства в тело памятника, были воссозданы лишь самые необходимые элементы, благодаря чему ворота сохранили благородство старины и патину времени.


Однако Михаил Исаевич отметил, что это, пожалуй, единственный подобный пример в Петербурге. «Сегодня мы в России переживаем кризис понятия «культурное наследие» и, как следствие, кризис реставрационной методики»,— сказал он и в подтверждение этих слов показал участникам мероприятия небольшую презентацию, рассказывающую о реставрационно-строительной деятельности, осуществлявшейся в здании Сената в процессе его приспособления под нужды Конституционного суда РФ.


При выполнении этого проекта НИИ «Спецпроектреставрация» отвечала за реставрационную составляющую, которую, по мнению М. Мильчика, далеко не всегда удавалось соблюсти в нужном объеме. Например, вследствие построенного внутри двора здания исчезло дворовое пространство Сената, и были резко искажены исторические фасады. Современное крыльцо из полированного гранита совершенно не соответствует духу и стилю как самого памятника, так и его эпохи. «Но такова была воля заказчика,— объяснил Михаил Исаевич,— достаточно энергичного с точки зрения требований и с точки зрения пренебрежительного отношения к требованиям сохранения той самой патины, которую я демонстрировал вам на Петровских воротах… Вот вам, пожалуйста, живопись, которая повторена во всех кабинетах членов суда. Она даже не написана, она наклеена. Вот кабинет председателя Конституционного суда. Он более торжественный, и весь интерьер решен в стиле и духе классицизма. Однако это декорация. Подлинными здесь являются только своды, все остальное — это даже не воссоздание, это «сочинение на тему». Довольно удачное, с пониманием дела, но это не памятник».


Такое условие заказчика, как предоставление всем судьям одинаковых кабинетов, не могло быть выполнено в связи с историческим архитектурно-планировочным решением Сената, и сотрудникам НИИ «Спецпроектреставрация» пришлось проделать огромную работу, чтобы отстоять сохранение основных объемов здания. Но «граница между подлинным и, извините за такое выражение, придуманным стерта. И даже не всегда специалист с первого взгляда сможет определить, что относится к началу XXI в., а что — к 20-м гг. XIX-го»,— сказал Михаил Исаевич.


Говоря о работах, которые в настоящее время проводятся на здании Синода, М. Мильчик заострил внимание слушателей на том, что закон об объектах культурного наследия исключает применение реконструкции на памятниках. Однако назвать то, что происходит в Синоде, реставрацией, по мнению Михаила Исаевича, нельзя. «Проект не обсуждался нигде, хотя речь идет о памятнике первого ранга. И тут я вам должен признаться: инкогнито мы проникли (я не случайно употребляю слово «проникли») в интерьеры Синода. Вот двор, который исчезнет полностью, поскольку здесь появятся межэтажные перекрытия. В процессе работ были найдены интересные археологические остатки застройки, предшествующей зданию Синода. Естественно, необходимо было их изучить, по крайней мере, хорошо зафиксировать, а может быть, и законсервировать. Однако это не было предусмотрено программой. Таким образом, примерно 70% археологических остатков погибло».


Михаил Исаевич подчеркнул, что границы между понятиями «реставрация» и «реконструкция» в данном случае стерты. «И ситуация эта не единственная, я показал только наиболее яркие примеры. Следовательно, Петербург сегодня как в градостроительном отношении, так и в методике реставрации стоит на распутье: идти ли по пути создания театральной декорации, фрагменты которой вы только что видели, или по пути научной реставрации»,— резюмировал М. Мильчик.


 

«Путь один — создание СРО во что бы то ни стало». «Малоэтажка» изменит жизненные потенциалы?. Строительный бизнес в условиях кризиса. «ТЕХСТРОЙИНВЕСТ»: новые технологии для реставрационных работ. ЗАО «ШПУНТ» применяет оборудование нового поколения. Есть фарватер от Метростроя!. Рынок недвижимости Санкт-Петербурга: итоги и перспективы.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved